Авторская методика Г. А. Бакулиной с успехом может быть использована в преподавании других предметов начальной школы. Традиционный урок по этой методике будет состоять из следующих этапов:
1. Организационный этап.
2. Мобилизующий этап.
3. Объяснение нового материала.
4. Закрепление учебного материала.
Мобилизующий этап рассчитан на 2-3 минуты. За это время дети самостоятельно формулируют тему урока и подготавливаются учащихся к восприятию нового материала. С помощью упражнений, представленных на мобилизующем этапе, задаётся высокий уровень вовлечённости школьника в учебную деятельность и обеспечивается развитие его интеллектуальных качеств.
На этапе закрепления знаний дети выполняют различные задания. Одни задания требуют сравнения и сопоставления, развивают наблюдательность, внимание, речевые способности; другие – направлены на развитие аналитико-синтетических способностей, умение осуществлять группировку и классификацию. Все они формируют умения выделять существенные и несущественные признаки предметов, строить суждения, рассуждения, умозаключения и умение логически мыслить.
Данный материал не нарушает интеграцию природоведческих и социальных знаний, формирования целостного взгляда на природу и общество, представленных в курсе “Окружающий мир. 4 класс” Н. Ф. Виноградовой. Представленные уроки являются первыми в теме “Человек и общество, в котором он живет”.
Урок 1. Человек-путешественник.
Мобилизующий этап:
Задание: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись. Сформулируйте тему урока.
ЛОЧЕВЕК – КИШЕСТЕВПУННЕТ
Закрепление и проверка знаний.
Задание 1: Терминологический диктант. Запишите правильно слова, относящиеся к теме сегодняшнего урока: путешественник, охота, корабль, компас, карта, Новгород, восток, шторм, Солнце, экватор.
Задание 2: Составьте как можно больше предложений со словами: путешественник, Земля, корабль.
Задание 3: Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы. Соберите их, чтобы получились слова, относящиеся к теме сегодняшнего урока, используя определения:
- ЛЕЗЕЛЕДИМЕ
- ШНЕСТИНПУВЕТЕК
- ХВОЛОВ
- КИФИНИЯ
- СТОВОК
- Одно из основных занятий человека, в результате которого он получал продукты питания;
- Человек, открывающий новые земли;
- Река, на которой был основан г. Новгород, получивший название “Великий”.
- Древнее название Африки;
- Сторона горизонта, где встает Солнце.
Ответы: 1) земледелие; 2) путешественник; 3) Волхов; 4) Финикия; 5) восток.
Урок 2. Освоение Сибири.
Мобилизующий этап.
Задание: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись. Сформулируйте тему урока.
ЕСОНИЕВО РИБИСИ
Закрепление и проверка знаний.
Задание 1: Составьте логические цепочки, используя слова для справок: климат, хлеб, реки, ханты, манси, ненцы, землепроходцы, поселения, берега, промысел.
- новгородцы > звери и рыба > … > продажа леса > …;
- охотники > … > Север> …, … > меха, рыба;
- … > жилье > …> охотники;
- Студеное (Белое) море > … > люди > … рыбы и зверя.
Ответ: 1) новгородцы > звери и рыба > климат > продажа леса > хлеб; 2) охотники > реки > Север> ненцы, ханты, манси > меха, рыба; 3) землепроходцы > жилье > поселения > охотники; 4) Студеное (Белое) море > берега > люди > промысел рыбы и зверя.
Задание 2: Закончите предложения:
- Много веков назад Уральские горы называли … … .
- К природным богатствам Сибири относятся: нефть и уголь, золото и … .
- Главным богатством Сибири для первопроходцев считалась “мягкая рухлядь” - … .
- В укрепленных поселках (становищах) поселялся разный люд: охотники, торговцы и … .
- Западная Сибирь была присоединена к России при царе … … .
- Один из самых крупных городов Сибири носит имя путешественника … .
- Более 20 лет Ерофей Хабаров изучал земли вдоль рек Лены и … .
- Путешествие из Северного Ледовитого океана в Тихий было совершено под руководством царского казака … … .
- Первооткрывателями Антарктиды являются русские путешественники: Ф. Ф. Беллинсгаузен и … .
- Подробно описал и исследовал уссурийскую тайгу … .
Ответы: 1 - Каменным поясом; 2 – алмазы; 3 – меха; 4 – ремесленники; 5 - Иване Грозном; 6 – Хабарова; 7 – Амура; 8 - Семена Дежнева; 9 - М. П. Лазарев; 10 - Н. М. Пржевальский.
Задание 3: Соотнесите правые и левые части записи, поясните свой ответ:
Ермак | а) реки Лена, Амур |
Острог | б) Антарктида |
Е. П. Хабаров | в) деревянная крепость |
Н. М. Пржевальский | г) Индигирка |
С. И. Дежнев | д) Верхотурье |
Беллинсгаузен Ф. Ф., Лазарев М. П. | е) уссурийская тайга |
Ответы: 1 –д; 2 – в; 3 – а; 4 – е; 5 – г; 6 – б.
Урок 3. Человек и культура.
Мобилизующий этап.
Задание: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись. Сформулируйте тему урока.
ВЕЛОЧЕК И УЛЬКУТАР
Закрепление и проверка знаний.
Задание 1: Дополните схему, вставив пропущенные гласные буквы:
Объясните получившиеся слова.
Задание 2: Исключите лишнее слово, докажите правильность своего ответа:
- памятник, стела, дворец, картина;
- сказки, спектакль, песни, былины;
- опера, балет, храм, спектакль;
- соната, симфония, хохломская роспись, вальс.
Задание 3: Составьте синквейн со словом “культура”.
Вариант синквейна:
- Культура.
- Современная, древняя.
- Обогащает, воспитывает, развивает.
- Развитие общества определяется уровнем культуры.
- Ценность.
Примечание: Синквейн (франц.) – стихотворение в прозе. Правила составления: 1-я строчка: название синквейна; 2-я – два прилагательных; 3-я – три глагола; 4-я – фраза по теме синквейна; 5-я – существительное.
Урок 4. Летописи.
Мобилизующий этап.
К | М | А | Я | К | С | У | Н | К | Л |
О | Л | Е | Т | О | П | И | С | И | Ь |
Т | Р | А | Н | В | И | Р | С | Н | О |
Задание: Рассмотрите предложенный прямоугольник. Найдите зашифрованную в нем запись. Сформулируйте тему урока.
Закрепление и проверка знаний.
Задание 1: Соедините понятие с определением.
1) Летопись
2) Нестор
3) Литературный памятник
4) Келья
5) Азбука
а) старинные и очень ценные книги, рукописи, летописи;
б) отдельная комната монаха;
в) первый школьный учебник;
г) монах-летописец, который составил “Повесть временных лет”;
д) запись событий по годам.
Ответы: 1 – д; 2 – г; 3 – а; 4 – б; 5 - в.
Задание 2: Дополните текст:
- Стоит на Волге знаменитый Ипатьевский … .
- В нём была найдена старинная книга, в которой были собраны … о событиях 600-летней давности.
- Записи, которые рассказывали о событиях одного года, назывались … .
- В летописи одна статья от другой отделялись … … .
- Летописцы вели беседы с … - участниками событий.
- “Повесть временных лет” - литературный … .
- Другим литературным памятником является … – книга о правилах культурной жизни в семье.
Ответы: 1 – монастырь; 2 – летописи; 3 – статьёй; 4 - красной строкой; 5 - очевидцами; 6 – памятник; 7 – Домострой.
Задание 3: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть слова, относящиеся к теме урока: СОПИЛЕТЬ, СТЫНАМОРЬ, ТАТЬЯС, ЦЕВИДОЧЕ, СОТРОЙДОМ. Поясните эти слова.
Ответ: летопись, монастырь, статья, очевидец, домострой.
Урок 5. Первые школы, книги. Иван Фёдоров.
Мобилизующий этап.
Ы | Е | Ш | К | Н | И | Ф | Е | Д |
В | Р | К | Ы, | И. | Г | Н | Р | О |
П | Е | О | Л | И | В | А | О | В |
Задание: Гусеница ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь она начинает с левой нижней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте тему урока.
Закрепление и проверка знаний.
Задание 1: Закончите предложения:
- Первые школы на Руси появились в … веке.
- Открытие школ на Руси связано с указами князя … .
- В первых школах учились дети богатых бояр, … , … .
- Создателями славянской письменности являются … и … .
- Азбука получила название кириллицы в честь … .
- Мальчик Онфим из Новгорода знаменит тем, что писал письма своим друзьям на … .
- Над созданием рукописной книги трудились … текста, художники, переплётчики.
- Для письма использовали очищенные … перья.
- Первый букварь на Руси напечатал … … .
- Появление на Руси типографий и печатание книг помогло распространить … по всей стране.
Ответы: 1 – X; 2 – Владимира; 3 – дружинников, придворных; 4 – Кирилл, Мефодий; 5 – Кирилла; 6 – бересте; 7 – переписчики; 8 – гусиные; 9 - Иван Фёдоров; 10 – грамотность.
Задание 2: Соедините понятие с определением.
1. Пергамент | а) растение, на котором писали первые книги. |
2. Береста | б) писчий материал из кожи коз, телят, овец. |
3. Папирус | в) берёзовая кора. |
4. Иван Фёдоров | г) первая на Руси печатная книга. |
5. Апостол | д) первопечатник России. |
Ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – д; 5 – г.
Задание 3: Исключите лишнее слово, докажите правильность своего ответа.
- Иван Федоров, Иоганн Гутенберг, Иван Грозный;
- “Апостол”, “Повесть временных лет”, “Букварь”;
- печатная изба, типография, келья;
- береста, бумага, папирус.
Урок 6. Школы при Петре I.
Мобилизующий этап.
Ш | Л | Ы | П | Р | И | П |
К | О | I | Е | Р | Т | Е |
Задание: Гусеница ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь она начинает с левой верхней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте тему урока.
Закрепление и проверка знаний.
Задание 1: Перепишите предложения, исправьте ошибки:
- Царя Петра I называли Могучим.
- Петр I считал, что и без образованных людей страна может быть богатой и могучей.
- Во времена Петра I был закрыт выезд молодых людей за границу на учебу.
- При Петре в школах учились только дворяне и князья.
- После окончания правления Петра I по всей России были открыты начальные школы.
- Петр I открыл всего 15 начальных школ.
- Школа математических и морских наук готовила специалистов сельского хозяйства.
Ответы: 1.Царя Петра I называли Великим. 2. Петр I считал, что и без образованных людей страна останется бедной и отсталой. 3. Во времена Петра I молодые люди учились за границей. 4. При Петре I в школах учились не только дворяне и князья, но и дети простых горожан и солдат. 5 Петр I издал Указ об открытии во всех губерниях (областях) начальных школ. 6 Петр I открыл 110 начальных школ. 7. Школа математических и морских наук готовила специалистов морского дела.
Задание 2: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть слова, относящиеся к теме урока:
ОКЛАШ, ИДЕЯКАМА, ТРАГОМА, ГОРАФИГЕЯ, ЖЕНЕНИР, КИДЕМ, ЦЕНЗУК, КНИПЛОТ.
Ответы: школа, академия, грамота, география, инженер, медик, кузнец, плотник.
Задание 3: Сравните между собой начальную школу и академию. Дайте им характеристику на основе предложенных признаков для сравнения:
Сравниваемые признаки | Начальная школа | Академия |
1. Возраст обучаемых | ||
2. Обучающиеся | ||
3. Носители знаний | ||
4. Продолжительность обучения | ||
5. Цель обучения |
Ответ: Предлагаемый вариант заполненной таблицы может быть таким:
Сравниваемые признаки | Начальная школа | Академия |
1. Возраст обучаемых | От 6-7 до 10-11 лет | От 16-17 и старше |
2. Обучающиеся | Дети (учащиеся) | Студенты |
3. Носители знаний | Учителя | Преподаватели |
4. Продолжительность обучения | 3-4 года | 4-7 лет |
5. Цель обучения | Обучение письму, счету, чтению | Получение профессии |
Урок 7. Михаил Васильевич Ломоносов.
Мобилизующий этап.
В | В | Е | И | М |
О | И | Ь | Х | А |
С | Ч | Л | И | И |
О | Л | О | С | Л |
Н | О | М | А | В |
Задание: Гусеница ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь она начинает с правой верхней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте тему урока.
Закрепление и проверка знаний.
Задание 1: Между первым и вторым словом существует определенная взаимосвязь. Такая же связь существует между третьим и одним из предложенных пяти слов. Найдите это слово, запишите его.
1) отец – рыбак = сын - …
а) инженер; б) писатель; в) музыкант; г) поэт; д) ученый
2) Петр I – начальная школа = М. В. Ломоносов - …
а) училище; б) университет; в) церковь; г) институт; д) техникум
3) Колумб – Америка = М. В. Ломоносов - …
а) закон сохранения массы веществ; б) печатное дело; в) телескоп; г) берестяная грамота; д) первая азбука.
4) Беллинсгаузен Ф. Ф., Лазарев М. П. – “Мирный” = М. В. Ломоносов – …
а) “Восток”; б) “Чайка”; в) “Витязь”; г) “Санта-Мария”; д) “Святая Анна”
5) М. В. Ломоносов – … = А. С. Пушкин – Москва.
а) Петербург; б) Москва; в) Холмогоры; г) Екатеринбург; д) Киев.
Ответы: 1 – д; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 - в.
Задание 2: Цифровой диктант. Выберите цифры правильных утверждений:
- М. В. Ломоносов родился в Архангельской губернии.
- Михайло Ломоносов – потомственный дворянин.
- В судьбе М. В. Ломоносова большую роль сыграл Петр I.
- М. В. Ломоносов начал учиться в 19 лет в славяно-греко-латинской академии.
- Учился сначала в Москве, Петербурге, а затем и за границей.
- В 25 лет стал первым русским профессором географии.
- Написал первый учебник по русскому языку – “Российскую грамматику”.
- Благодаря М. В. Ломоносову в Москве был открыт первый университет, который сейчас носит его имя.
- Труды и открытия М. В. Ломоносова никому не известны.
- М. В. Ломоносов первым предложил награждать учеников за успехи в учении.
Ответы: 1, 4, 5, 7, 8, 10
Задание 3: Рассмотрите внимательно прямоугольник с буквами и прочтите фразу, относящуюся к теме сегодняшнего урока.
М. | А | Д | П | М, | С | И | А | Т | З | И |
Е | Р | У | Р | О | Т | М, | Л | Е | И | Ф |
Л | С | С | О | К | О | О | Л | М | К | Л |
Е | Т | О | С | И | Р | Ф | У | М, | О | Ы |
Т | В | Г | В | Н | И | А | Р | О | М, | Б |
Я | Е | М, | Е | Ж | К | Р | Г | М | А | В |
Е | Н | Е | Т | О | О | Г | О | О | С | О |
Д | Н | Л | И | Д | М, | О | М, | Н | Т | С |
М | Ы | Е | Т | У | Х | Е | Г | О | Р | О |
М | И | Х | А | И | Л | Л | О | М | О | Н |
Ответ: Михаил Ломоносов был физиком, астрономом, металлургом, географом, историком, художником, просветителем, государственным деятелем.
Литература:
- Бакулина Г. А. Суъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров, Вятский государственный педагогический университет, 2000.
- Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы. М., Просвещение, 2000.
- Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Учимся познавать мир. 4 класс. Част 1, 2. М., Вентана-Граф, 2002.
- Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Учимся познавать мир. 4 класс. Част 1, 2. М., Вентана-Граф, 2002.
- Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 4 класс. М., ВАКО, 2006.