Уроки по курсу "Окружающий мир. 4-й класс" с использованием элементов методики Г.А. Бакулиной

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Авторская методика Г. А. Бакулиной с успехом может быть использована в преподавании других предметов начальной школы. Традиционный урок по этой методике будет состоять из следующих этапов:

1. Организационный этап.

2. Мобилизующий этап.

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление учебного материала.

Мобилизующий этап рассчитан на 2-3 минуты. За это время дети самостоятельно формулируют тему урока и подготавливаются учащихся к восприятию нового материала. С помощью упражнений, представленных на мобилизующем этапе, задаётся высокий уровень вовлечённости школьника в учебную деятельность и обеспечивается развитие его интеллектуальных качеств.

На этапе закрепления знаний дети выполняют различные задания. Одни задания требуют сравнения и сопоставления, развивают наблюдательность, внимание, речевые способности; другие – направлены на развитие аналитико-синтетических способностей, умение осуществлять группировку и классификацию. Все они формируют умения выделять существенные и несущественные признаки предметов, строить суждения, рассуждения, умозаключения и умение логически мыслить.

Данный материал не нарушает интеграцию природоведческих и социальных знаний, формирования целостного взгляда на природу и общество, представленных в курсе “Окружающий мир. 4 класс” Н. Ф. Виноградовой. Представленные уроки являются первыми в теме “Человек и общество, в котором он живет”.

Урок 1. Человек-путешественник.

Мобилизующий этап:

Задание: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись. Сформулируйте тему урока.

ЛОЧЕВЕК – КИШЕСТЕВПУННЕТ

Закрепление и проверка знаний.

Задание 1: Терминологический диктант. Запишите правильно слова, относящиеся к теме сегодняшнего урока: путешественник, охота, корабль, компас, карта, Новгород, восток, шторм, Солнце, экватор.

Задание 2: Составьте как можно больше предложений со словами: путешественник, Земля, корабль.

Задание 3: Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы. Соберите их, чтобы получились слова, относящиеся к теме сегодняшнего урока, используя определения:

  1. ЛЕЗЕЛЕДИМЕ
  2. ШНЕСТИНПУВЕТЕК
  3. ХВОЛОВ
  4. КИФИНИЯ
  5. СТОВОК
  1. Одно из основных занятий человека, в результате которого он получал продукты питания;
  2. Человек, открывающий новые земли;
  3. Река, на которой был основан г. Новгород, получивший название “Великий”.
  4. Древнее название Африки;
  5. Сторона горизонта, где встает Солнце.

Ответы: 1) земледелие; 2) путешественник; 3) Волхов; 4) Финикия; 5) восток.

Урок 2. Освоение Сибири.

Мобилизующий этап.

Задание: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись. Сформулируйте тему урока.

ЕСОНИЕВО РИБИСИ

Закрепление и проверка знаний.

Задание 1: Составьте логические цепочки, используя слова для справок: климат, хлеб, реки, ханты, манси, ненцы, землепроходцы, поселения, берега, промысел.

  1. новгородцы > звери и рыба > … > продажа леса > …;
  2. охотники > … > Север> …, … > меха, рыба;
  3. … > жилье > …> охотники;
  4. Студеное (Белое) море > … > люди > … рыбы и зверя.

Ответ: 1) новгородцы > звери и рыба > климат > продажа леса > хлеб; 2) охотники > реки > Север> ненцы, ханты, манси > меха, рыба; 3) землепроходцы > жилье > поселения > охотники; 4) Студеное (Белое) море > берега > люди > промысел рыбы и зверя.

Задание 2: Закончите предложения:

  1. Много веков назад Уральские горы называли … … .
  2. К природным богатствам Сибири относятся: нефть и уголь, золото и … .
  3. Главным богатством Сибири для первопроходцев считалась “мягкая рухлядь” - … .
  4. В укрепленных поселках (становищах) поселялся разный люд: охотники, торговцы и … .
  5. Западная Сибирь была присоединена к России при царе … … .
  6. Один из самых крупных городов Сибири носит имя путешественника … .
  7. Более 20 лет Ерофей Хабаров изучал земли вдоль рек Лены и … .
  8. Путешествие из Северного Ледовитого океана в Тихий было совершено под руководством царского казака … … .
  9. Первооткрывателями Антарктиды являются русские путешественники: Ф. Ф. Беллинсгаузен и … .
  10. Подробно описал и исследовал уссурийскую тайгу … .

Ответы: 1 - Каменным поясом; 2 – алмазы; 3 – меха; 4 – ремесленники; 5 - Иване Грозном; 6 – Хабарова; 7 – Амура; 8 - Семена Дежнева; 9 - М. П. Лазарев; 10 - Н. М. Пржевальский.

Задание 3: Соотнесите правые и левые части записи, поясните свой ответ:

Ермак а) реки Лена, Амур
Острог б) Антарктида
Е. П. Хабаров в) деревянная крепость
Н. М. Пржевальский г) Индигирка
С. И. Дежнев д) Верхотурье
Беллинсгаузен Ф. Ф., Лазарев М. П. е) уссурийская тайга

Ответы: 1 –д; 2 – в; 3 – а; 4 – е; 5 – г; 6 – б.

Урок 3. Человек и культура.

Мобилизующий этап.

Задание: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть запись. Сформулируйте тему урока.

ВЕЛОЧЕК И УЛЬКУТАР

Закрепление и проверка знаний.

Задание 1: Дополните схему, вставив пропущенные гласные буквы:

Объясните получившиеся слова.

Задание 2: Исключите лишнее слово, докажите правильность своего ответа:

  1. памятник, стела, дворец, картина;
  2. сказки, спектакль, песни, былины;
  3. опера, балет, храм, спектакль;
  4. соната, симфония, хохломская роспись, вальс.

Задание 3: Составьте синквейн со словом “культура”.

Вариант синквейна:

  1. Культура.
  2. Современная, древняя.
  3. Обогащает, воспитывает, развивает.
  4. Развитие общества определяется уровнем культуры.
  5. Ценность.

Примечание: Синквейн (франц.) – стихотворение в прозе. Правила составления: 1-я строчка: название синквейна; 2-я – два прилагательных; 3-я – три глагола; 4-я – фраза по теме синквейна; 5-я – существительное.

Урок 4. Летописи.

Мобилизующий этап.

К М А Я К С У Н К Л
О Л Е Т О П И С И Ь
Т Р А Н В И Р С Н О

Задание: Рассмотрите предложенный прямоугольник. Найдите зашифрованную в нем запись. Сформулируйте тему урока.

Закрепление и проверка знаний.

Задание 1: Соедините понятие с определением.

1) Летопись

2) Нестор

3) Литературный памятник

4) Келья

5) Азбука

а) старинные и очень ценные книги, рукописи, летописи;

б) отдельная комната монаха;

в) первый школьный учебник;

г) монах-летописец, который составил “Повесть временных лет”;

д) запись событий по годам.

Ответы: 1 – д; 2 – г; 3 – а; 4 – б; 5 - в.

Задание 2: Дополните текст:

  1. Стоит на Волге знаменитый Ипатьевский … .
  2. В нём была найдена старинная книга, в которой были собраны … о событиях 600-летней давности.
  3. Записи, которые рассказывали о событиях одного года, назывались … .
  4. В летописи одна статья от другой отделялись … … .
  5. Летописцы вели беседы с … - участниками событий.
  6. “Повесть временных лет” - литературный … .
  7. Другим литературным памятником является … – книга о правилах культурной жизни в семье.

Ответы: 1 – монастырь; 2 – летописи; 3 – статьёй; 4 - красной строкой; 5 - очевидцами; 6 – памятник; 7 – Домострой.

Задание 3: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть слова, относящиеся к теме урока: СОПИЛЕТЬ, СТЫНАМОРЬ, ТАТЬЯС, ЦЕВИДОЧЕ, СОТРОЙДОМ. Поясните эти слова.

Ответ: летопись, монастырь, статья, очевидец, домострой.

Урок 5. Первые школы, книги. Иван Фёдоров.

Мобилизующий этап.

Ы Е Ш К Н И Ф Е Д
В Р К Ы, И. Г Н Р О
П Е О Л И В А О В

 

Задание: Гусеница ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь она начинает с левой нижней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте тему урока.

Закрепление и проверка знаний.

Задание 1: Закончите предложения:

  1. Первые школы на Руси появились в … веке.
  2. Открытие школ на Руси связано с указами князя … .
  3. В первых школах учились дети богатых бояр, … , … .
  4. Создателями славянской письменности являются … и … .
  5. Азбука получила название кириллицы в честь … .
  6. Мальчик Онфим из Новгорода знаменит тем, что писал письма своим друзьям на … .
  7. Над созданием рукописной книги трудились … текста, художники, переплётчики.
  8. Для письма использовали очищенные … перья.
  9. Первый букварь на Руси напечатал … … .
  10. Появление на Руси типографий и печатание книг помогло распространить … по всей стране.

Ответы: 1 – X; 2 – Владимира; 3 – дружинников, придворных; 4 – Кирилл, Мефодий; 5 – Кирилла; 6 – бересте; 7 – переписчики; 8 – гусиные; 9 - Иван Фёдоров; 10 – грамотность.

Задание 2: Соедините понятие с определением.

1. Пергамент а) растение, на котором писали первые книги.
2. Береста б) писчий материал из кожи коз, телят, овец.
3. Папирус в) берёзовая кора.
4. Иван Фёдоров г) первая на Руси печатная книга.
5. Апостол д) первопечатник России.

 

Ответы: 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – д; 5 – г.

Задание 3: Исключите лишнее слово, докажите правильность своего ответа.

    1. Иван Федоров, Иоганн Гутенберг, Иван Грозный;
    2. “Апостол”, “Повесть временных лет”, “Букварь”;
    3. печатная изба, типография, келья;
    4. береста, бумага, папирус.

Урок 6. Школы при Петре I.

Мобилизующий этап.

Ш Л Ы П Р И П
К О I Е Р Т Е

Задание: Гусеница ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь она начинает с левой верхней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте тему урока.

Закрепление и проверка знаний.

Задание 1: Перепишите предложения, исправьте ошибки:

  1. Царя Петра I называли Могучим.
  2. Петр I считал, что и без образованных людей страна может быть богатой и могучей.
  3. Во времена Петра I был закрыт выезд молодых людей за границу на учебу.
  4. При Петре в школах учились только дворяне и князья.
  5. После окончания правления Петра I по всей России были открыты начальные школы.
  6. Петр I открыл всего 15 начальных школ.
  7. Школа математических и морских наук готовила специалистов сельского хозяйства.

Ответы: 1.Царя Петра I называли Великим. 2. Петр I считал, что и без образованных людей страна останется бедной и отсталой. 3. Во времена Петра I молодые люди учились за границей. 4. При Петре I в школах учились не только дворяне и князья, но и дети простых горожан и солдат. 5 Петр I издал Указ об открытии во всех губерниях (областях) начальных школ. 6 Петр I открыл 110 начальных школ. 7. Школа математических и морских наук готовила специалистов морского дела.

Задание 2: Переставьте буквы таким образом, чтобы можно было прочесть слова, относящиеся к теме урока:

ОКЛАШ, ИДЕЯКАМА, ТРАГОМА, ГОРАФИГЕЯ, ЖЕНЕНИР, КИДЕМ, ЦЕНЗУК, КНИПЛОТ.

Ответы: школа, академия, грамота, география, инженер, медик, кузнец, плотник.

Задание 3: Сравните между собой начальную школу и академию. Дайте им характеристику на основе предложенных признаков для сравнения:

Сравниваемые признаки Начальная школа Академия
1. Возраст обучаемых    
2. Обучающиеся    
3. Носители знаний    
4. Продолжительность обучения    
5. Цель обучения    

Ответ: Предлагаемый вариант заполненной таблицы может быть таким:

Сравниваемые признаки Начальная школа Академия
1. Возраст обучаемых От 6-7 до 10-11 лет От 16-17 и старше
2. Обучающиеся Дети (учащиеся) Студенты
3. Носители знаний Учителя Преподаватели
4. Продолжительность обучения 3-4 года 4-7 лет
5. Цель обучения Обучение письму, счету, чтению Получение профессии

Урок 7. Михаил Васильевич Ломоносов.

Мобилизующий этап.

В В Е И М
О И Ь Х А
С Ч Л И И
О Л О С Л
Н О М А В

 

Задание: Гусеница ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь она начинает с правой верхней клеточки. Прочтите запись и сформулируйте тему урока.

Закрепление и проверка знаний.

Задание 1: Между первым и вторым словом существует определенная взаимосвязь. Такая же связь существует между третьим и одним из предложенных пяти слов. Найдите это слово, запишите его.

1) отец – рыбак = сын - …

а) инженер; б) писатель; в) музыкант; г) поэт; д) ученый

2) Петр I – начальная школа = М. В. Ломоносов - …

а) училище; б) университет; в) церковь; г) институт; д) техникум

3) Колумб – Америка = М. В. Ломоносов - …

а) закон сохранения массы веществ; б) печатное дело; в) телескоп; г) берестяная грамота; д) первая азбука.

4) Беллинсгаузен Ф. Ф., Лазарев М. П. – “Мирный” = М. В. Ломоносов – …

а) “Восток”; б) “Чайка”; в) “Витязь”; г) “Санта-Мария”; д) “Святая Анна”

5) М. В. Ломоносов – … = А. С. Пушкин – Москва.

а) Петербург; б) Москва; в) Холмогоры; г) Екатеринбург; д) Киев.

Ответы: 1 – д; 2 – б; 3 – а; 4 – б; 5 - в.

Задание 2: Цифровой диктант. Выберите цифры правильных утверждений:

  1. М. В. Ломоносов родился в Архангельской губернии.
  2. Михайло Ломоносов – потомственный дворянин.
  3. В судьбе М. В. Ломоносова большую роль сыграл Петр I.
  4. М. В. Ломоносов начал учиться в 19 лет в славяно-греко-латинской академии.
  5. Учился сначала в Москве, Петербурге, а затем и за границей.
  6. В 25 лет стал первым русским профессором географии.
  7. Написал первый учебник по русскому языку – “Российскую грамматику”.
  8. Благодаря М. В. Ломоносову в Москве был открыт первый университет, который сейчас носит его имя.
  9. Труды и открытия М. В. Ломоносова никому не известны.
  10. М. В. Ломоносов первым предложил награждать учеников за успехи в учении.

Ответы: 1, 4, 5, 7, 8, 10

Задание 3: Рассмотрите внимательно прямоугольник с буквами и прочтите фразу, относящуюся к теме сегодняшнего урока.

М. А Д П М, С И А Т З И
Е Р У Р О Т М, Л Е И Ф
Л С С О К О О Л М К Л
Е Т О С И Р Ф У М, О Ы
Т В Г В Н И А Р О М, Б
Я Е М, Е Ж К Р Г М А В
Е Н Е Т О О Г О О С О
Д Н Л И Д М, О М, Н Т С
М Ы Е Т У Х Е Г О Р О
М И Х А И Л Л О М О Н

Ответ: Михаил Ломоносов был физиком, астрономом, металлургом, географом, историком, художником, просветителем, государственным деятелем.

Литература:

  1. Бакулина Г. А. Суъективизация процесса обучения русскому языку в начальной школе. Киров, Вятский государственный педагогический университет, 2000.
  2. Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: учебник для 4-го класса четырехлетней начальной школы. М., Просвещение, 2000.
  3. Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Учимся познавать мир. 4 класс. Част 1, 2. М., Вентана-Граф, 2002.
  4. Виноградова Н. Ф., Калинова Г. С. Учимся познавать мир. 4 класс. Част 1, 2. М., Вентана-Граф, 2002.
  5. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 4 класс. М., ВАКО, 2006.