Учитель работает над самой
ответственной задачей
– он формирует человека.
М.И. Калинин
В последнее время мы получаем огромное количество негативной информации (особенно много этих новостей даёт телевидение) о плохих отношениях между детьми в школе. Конечно, эта проблема волновала учителей всегда, но особенно актуальна она сейчас в далёких северных посёлках. Где жителей мало, все друг друга знают и всё на виду. Жизнь взрослых людей налаживается, но ведь не все родители выстояли перестройку. Сейчас многих детей (большинство в нашей школе) воспитывают или одинокие мамы, или это дети из неблагополучных семей. Есть классы, где одна полная благополучная семья (или таких семей нет вообще). Учителям остаётся только одно – профессионально, терпеливо, высоконравственно выполнять свои обязанности.
Чтобы решить проблему хороших, дружеских отношений между детьми, в нашей школе особое место уделяется внеклассной работе по предметам. Все месяцы учебного года разделены между учителями-предметниками, и каждый месяц обязательно проводится открытое общешкольное мероприятие, которое готовится учениками всей школы под руководством учителя-предметника с обязательным привлечением родителей учащихся. Во время проведения таких мероприятий очень хорошо видны (у наблюдательного учителя) все достоинства (недостатки) отношений в классе (школе) и достоинства (недостатки) каждого ученика. На этих мероприятиях необходимы не только знания, но и взаимопонимание, взаимовыручка, дружелюбие, терпение и конечно поддержка одноклассников.
Мой замечательный предмет – география в этом вопросе незаменим. Я имею в виду походы и экскурсии, но вылетать на экскурсии нам мешает очень большая цена на авиабилет – семь тысяч рублей, только в одну сторону до Архангельска, да и пешие походы у нас проблема. Ведь посёлок Амдерма, расположен на Югорском полуострове, хребет Пай - Хой, а из окон кабинета географии видны волны Карского моря Северного Ледовитого океана. Зимой нас развлекают северное сияние, сильные ветра и морозы, а летом по берегу моря спокойно, может гулять белый медведь. На окраине посёлка, а иногда и в посёлке можно встретить лисицу, песца, зайца. Небо украшают стаи перелётных птиц, красива в полёте полярная сова, великолепна цветущая тундра с грибами и оранжевой морошкой. Основное время года – зима субарктического климата, поэтому летом все жители посёлка стараются уехать в отпуск и вывезти детей. Однако такая возможность есть далеко не у всех. Поэтому чтобы поддерживать хорошие отношения между детьми в школе и развивать познавательный интерес по предмету у нас есть традиции. Вот о них я и хочу рассказать своим коллегам через нашу замечательную газету.
Как я уже сказала, выезжать мы не можем, да и ходить в походы очень трудно. Однако в сентябре мы всей школой выезжаем на природу. “День тундры” – так называется наш поход. Все вернувшиеся из отпуска дети, учителя, приглашённые родители, отправляются к местному водопаду, чтобы посоревноваться, сварить каши на костре, а вот картошки испечь нам удаётся не всегда, (к этому времени не всегда приходят корабли с продуктами), вскипятить чай, исполнить любимые песни и конечно отдохнуть. Но не каждый учебный год мы можем так дружно и весело провести время, помешать могут или погода, или звери (в поездке нас всегда сопровождают пограничники). Однако в походы мы ходим, только они заочные. Хочется поделиться опытом проведения “Заочных походов” со школами таких же далёких посёлков Заполярья.
Прочитав, где находится наш посёлок, а значит и школа, станет понятно, какое у нас лето и возможны ли у нас в каникулярное время туристические походы с песней у костра, география же без этих компонентов много теряет.
Традиция так познавать мир появилась давно. Мы отправляемся в заочный поход и поем песни у костра во время месячника или декады географии. Мероприятие называется “Встреча с туристической песней”. <Приложение>. Все ученики школы, с 5-го по 11-ый класс поют туристические и бардовские песни, сочиняют частушки, читают стихи и сочиняют их сами, разгадывают кроссворды, доказывают свои гипотезы, отвечают на вопросы, делятся интересной географической информацией, а на встрече конечно соревнуются. Для учеников младших классов девятиклассники, которые готовят сценарий и проводят мероприятие, отправляются на “Встречу с туристической песней” вместе с Колобком и его друзьями. Ученики 10-го класса готовят сценарий для 5-8-ых классов, они же и ведущие. Ребята с удовольствием придумывают конкурсы для привалов, выбирают маршрут, готовят интересную, развивающую информацию по теме встречи. Готовятся и сами туристы – учат новые песни, выбирают девиз и рисуют эмблемы, готовят вопросы для команды соперника. Выпускники традиционно в жюри, за ними так же оригинальный или шуточный номер.
Маршрут похода может быть любой: горы, равнины, острова, мысы, страны, города, реки, озёра, моря и т.д. Но начинать, конечно, надо с изучения родного края. У нас это Ненецкий автономный округ.
Привалы различные: загадочный, шуточный, архитектурный, танцевальный, краеведческий, вкусный, высокогорный, подводный, морской и др. Но есть три привала обязательные и повторяющиеся каждый год: – это туристический, музыкальный, географический. Однако вопросы и информацию на этих привалах всегда можно пополнить, разнообразить и обновить.
Конечно каждый выбранный маршрут, это своеобразный вид туризма, и в нем есть свои особенности, которые ребятам предлагается изучить и запомнить. Все знания, полученные во время подготовки к заочному походу и во время его проведения, оцениваются строгим жюри на привалах, а в дальнейшем учителем на уроках. Песня же прекрасно помогает отдохнуть, поднять настроение, сосредоточиться для новых достижений и побед. Но самое главное в этих встречах, это дружеские взаимоотношения, взаимопонимание и взаимовыручка. У всех есть возможность проявить, и личностные качества характера, и интеллектуальные способности. Учителя, присутствующие на встрече, делают выводы о взаимоотношениях детей в классе. Ведь не секрет, что современное общество становится злее и нетерпимее относительно друг друга и это выражается в детях. На таких мероприятиях прекрасно поддерживаются хорошие отношения между детьми (и учителями) в школе. Присутствующие на встрече гости вспоминают свои студенческие годы, туристические походы и песни у костра.
Награда за участие – новые знания, медаль, настольные игры, конфеты и конечно хорошее настроение у всех участников и гостей.
Разожгли костёр в классе (в этом нам помогает учитель химии), погас свет (у нас уже полярная ночь), зажглись свечи или фонарики, звучат любимые песни со словами “Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались”, в такой обстановке не могут возникать негативные чувства, несмотря на все сложности жизни в заполярных посёлках.
Так здорово бывает только в кабинете географии! Поэтому в нашей школе в целом хорошие отношения между учениками и уважительное отношение к учителям. И конечно положительно решён вопрос успеваемости и качества знаний по географии.