Цели:
- Образовательные: ознакомить учащихся с химической символикой, названиями и символами важнейших элементов. Провести первичное знакомство с Периодической системой.
- Воспитывающие: показать практическую значимость химических знаний современном мире.
- Развивающие: способствовать формированию естественнонаучной картины мира используя межпредметные связи и личный практический опыт учеников. Способствовать формированию устойчивого познавательного интереса к изучению химии.
Оборудование:
Листы на доску, на парты листы с историческим материалом, Разные книги, которых есть Периодическая система.
Для проведения опытов:
Оборудование |
Реактивы |
Плоскодонные колбы – 2 шт Стакан Стеклянная палочка |
NaHCO3 (пачка соды) CH3COOH (бутылка столового уксуса) Раствор NH3 HCl (конц) |
Этапы занятия:
- Вступительное слово учителя.
- Погружение в тему.
- Работа с историческим материалом.
- Знакомство с современной символикой химических элементов.
- Работа с Периодической системой химических элементов.
- Заключительная часть.
Ход занятия:
1. Вступительное слово учителя
Учитель приветствует учеников, напоминает о том, что на предыдущем занятии ученики были разбиты на три группы и получили небольшие задания. По мнению учеников, задания двух групп совсем не касаются химии. Зачем же они были заданы?
Учитель предлагает ответить на этот вопрос с помощью групп ребят.
2. Погружение в тему
Учитель объявляет вопрос первой группы: “Какими языками человек пользуется в своей жизни?”. Участники группы дают ответ, закрепляют на доске листы (см. оформление доски).
Учитель объявляет вопрос второй группы: “Каким языком, на ваш взгляд, должен владеть каждый образованный человек, проживающий любой точке Земли?”. Участники группы дают ответ, аргументируют, закрепляют на доске лист (см. оформление доски).
Учитель не соглашается с мнением участников группы и в качестве доказательства предлагает заслушать мини-исследование участников третьей группы. Ребята третьей группы провели анкетирование людей различного возраста, профессий по вопросам:
1. Прочитайте записи: H2O, H2SO4. 2. Объясните, что означают эти записи. |
Участники группы анализируют результаты анкетирования. Учитель подводит учеников к тому, что в мире существует еще один язык, который знают многие люди.
Учитель предлагает ученикам посмотреть эксперимент. Используя бытовые объекты, учитель проводит реакцию взаимодействия гидрокарбоната натрия с уксусной кислотой. Затем учитель записывает на доске уравнение реакции и акцентирует внимание на том, что данную запись сможет прочитать любой химик мира:
NaHCO3 + CH3COOH > CH3COONa + H2O + CO2
Учитель задает вопрос, как же химики всего мира могут понимать друг друга. Учитель подводит учеников к формулировке темы занятия: “Химическая символика”. Ученики записывают тему занятия в тетради.
3. Работа с историческим материалом
Учитель обращает внимание на то, что не всегда химики могли общаться друг с другом и предлагает проследить историю развития химической символики. Далее учитель рассказывает исторические сведения.
Рассказ учителя:
Человечество давно питает особое пристрастие к числу семь. В детстве мы слушаем свои первые сказки: “Волк и семеро козлят”, “Цветик-семицветик”, “Белоснежка и семь гномов”. В зрелом возрасте мы говорим: “семь раз примерь...”, “семь бед — один ответ”. В древности существовало семь чудес света и семь царств. В библейских текстах встречаем “семь коров тощих и семь тучных”... Какое значение число “семь” имело в алхимии?
Алхимики считали, что в природе существует только семь металлов по числу известных в то время планет и что эти семь металлов связаны со средой обитания человека, его душевным состоянием, днем недели и космосом. Поэтому металлы имели названия соответствующих планет (табл. 1)
Таблица 1.
Алхимические обозначения металлов
Металл |
символ |
Планета |
Земное и духовное |
Золото |
Солнце |
Воскресенье, надежда, счастье, прибыль и наследство |
|
Серебро |
Луна |
Понедельник, сны, раны, грабежи |
|
Железо |
Марс |
Вторник, войны, тюрьмы, браки, ненависть |
|
Ртуть |
Меркурий |
Среда, болезни, долги, торговля, страх |
|
Олово |
Юпитер |
Четверг, честь, желания, богатство |
|
Медь |
Венера |
Пятница, дружба и любовь |
|
Свинец |
Сатурн |
Суббота, наука и жизнь |
Алхимики не знали состава используемых химических веществ, не умели их анализировать и химические взаимодействия записывали словами. Вещества, участвующие в реакциях, они называли, не руководствуясь никакими правилами, и поэтому понять, что они делали, было очень трудно. На столах листы (Приложение 1) с отрывком из произведения опубликованного в “Книге двенадцать врат”, принадлежавшей английскому алхимику Джорджу Рипли:
“Чтобы приготовить эликсир мудрецов, или философский камень, возьми, сын мой, философской ртути и накаливай, пока она не превратится в зеленого льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва. Дигерируй этого красного льва на песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари жидкость, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом. Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различной природы, которые появятся при этом. Ты получишь безвкусную флегму, спирт и красные капли. Киммерийские тени покроют реторту своим темным покрывалом, и ты найдешь внутри нее истинного дракона, потому что он пожирает свой хвост. Возьми этого черного дракона, разотри на камне и прикоснись к нему раскаленным углем. Он загорится, и приняв вскоре великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведет зеленого льва. Сделай так, чтобы он пожрал свой хвост, и снова дистиллируй продукт. Наконец, сын мой, тщательно ректифицируй, и ты увидишь появление горючей воды и человеческой крови”.
Загадочно, не правда ли?! И “лев”, и “дракон”, и “безвкусная флегма” — все это химические соединения. Так, “философская ртуть” — это свинец, а “безвкусная флегма” — обычная вода. Вот только не всегда мы можем согласиться с тем, что она безвкусная. Правда?! “Горючая вода”, упоминаемая алхимиками в этом рецепте, — хорошо известный растворитель — ацетон. Ну, а “львы” — зеленый и красный — это различные оксиды свинца, которые и получаются в результате описанных таинственных превращений “философской ртути”.
Первый значительный шаг в изображении химического состава веществ сделали во Франции инженер Жак-Анри Гассенфратц и химик, и врач Пьер-Огюст Аде. Они вместо алхимических символов веществ и семи металлов ввели обозначение известных химических элементов в виде дуг, черточек и кружочков. Из таких символов начали составлять химические формулы веществ.
Элемент |
азот |
кислород |
сера |
Символ |
/ |
— |
|
Шведский химик Берцелиус предложил в качестве символов химических элементов принимать первую букву их латинских названий, а в случае совпадения первых букв — использовать и вторую букву. Так, для обозначения кислорода он взял символ “О” — первую букву от Охуgеnium (оксигениум), для водорода — “Н” — от Нуdrognium (гидрогениум), для углерода — “С” — от Саrboneum (карбонеум). Символ химического элемента кальция “Са” уже содержит две первые буквы слова Calcium (кальциум) — во избежание совпадения с символом углерода. Две буквы нужны и для символа химического элемента меди: “Сu” от Cuprum (купрум) — по той же причине.
Уже после Берцелиуса число атомов в соединениях стали указывать цифрами справа вверху символа химического элемента. Например, H2O — вода, H2SO4 —серная кислота.
4. Знакомство с современной символикой химических элементов
Учитель:
В настоящее время известно более 115 химических элементов, все элементы размещены в Периодической системе химических элементов. Учитель просит найти Периодическую систему в дневниках, учебниках, обращая внимание на то, что она есть во всех учебниках по химии.
Познакомимся с важнейшими элементами:
Название элемента |
символ |
произношение |
Углерод |
C |
Це |
Водород |
H |
Аш |
Кислород |
O |
О |
Азот |
N |
Эн |
Сера |
S |
Эс |
Фосфор |
P |
Пэ |
Учитель просит учеников высказать свое мнение о том, почему из всех элементов выбраны именно эти шесть. В беседе учитель подводит учеников к мысли о том, что эти элементы – основа жизни, из атомов этих элементов построены живые организмы. Учитель предлагает ученикам прочитать формулы важнейших веществ.
Н2О |
Вода |
С6Н12О6 |
Глюкоза |
СО2 |
Углекислый газ |
4. Работа с Периодической системой химических элементов
Учитель предлагает вновь обратиться к Периодической системе и выполнить несколько заданий.
1. Выписать символы и названия элементов, состоящих из одной буквы:
символ |
название |
символ |
название |
|
H |
Водород |
S |
Сера |
|
B |
Бор |
K |
Калий |
|
C |
Углерод |
V |
Ванадий |
|
N |
Азот |
Y |
Иттрий |
|
O |
Кислород |
I |
Йод |
|
F |
Фтор |
W |
Вольфрам |
|
P |
Фосфор |
U |
Уран |
После работы учащихся в парах, учитель показывает элементы в Периодической системе.
2. Выписать символы и названия элементов, начинающихся с буквы А:
символ |
название |
символ |
название |
|
Al |
Алюминий |
Au |
Золото |
|
Ar |
Аргон |
At |
Астат |
|
As |
Мышьяк |
Ac |
Актиний |
|
Ag |
Серебро |
Am |
Америций |
После работы учащихся в парах, учитель показывает элементы в Периодической системе.
3. Выписать, какие элементы участвовали в реакции “гашение соды уксусом”.
Na, O, C, H.
4. Учитель читает отрывок из произведения Гете “Фауст”, записывает уравнение реакции на доске и просит учеников выписать элементы, которые участвуют в реакции.
“Являлся красный лев — и был он
женихом,
И в теплой жидкости они его венчали
С прекрасной лилией, и грели их огнем,
И из сосуда их в сосуд перемещали...”
“Красный лев” —это красный оксид ртути НgO, а “прекрасная лилия” — хлороводородная кислота НСl:
НgO + 2НСl = НgСl2 + Н2O.
Далее у Гёте написано, что полученное вещество применяли как лекарство. Действительно, сулему использовали как обеззараживающее средство, однако из-за ее ядовитых свойств уже небольшая передозировка могла привести к печальному исходу. Как в “Фаусте”:
“И стали мы лечить — удвоились
мученья,
Больные гибли все без исключенья...”.
5. Учитель демонстрирует опыт “Дым без огня”, записывает уравнение реакции, ученики выписывают элементы.
NH3 + HCl > NH4Cl
6. Заключительная часть
Учитель возвращает учеников к тому, с чего начали урок. Просит учеников дополнить сообщение первой группы еще одним языком: “Язык химических символов” и сообщение второй группы языком, который должен знать каждый образованный человек: “Химическая символика”.
Учитель предлагает ученикам продолжить работу дома, задания по группам:
- Выписать элементы, названные в честь ученых.
- Выписать элементы, названные в честь планет Солнечной системы.
- Выписать элементы названные в честь географических объектов (стран, материков).
Учитель оценивает активную работу ребят, высказывая пожелание о том, что полученные сегодня знания будут полезны не только при изучении химии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Карцова А.А. Химия без формул. – СПб: Авалон, Азбука-классика, 2005. – 112 с.
- Книга для чтения по неорганической химии. Кн.для чтения для учащихся. Сост. .А. Крицман. М.: Просвещение, 1993. – 192 с.
- Солоьев Ю.И. История химии. Развитие химии с древнейших времен до конца XIX века. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1976. – 367 с.
- Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Книга по химии для домашнего чтения. М.: Химия, 1995 г. – 400 с.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия / Авт.-сост. Л.А. Савина. М.: АСТ. -1995. – 448 с.