Географическое положение Республики Башкортостан

Разделы: География

Классы: 8, 9


Тема урока: Географическое положение Республики Башкортостан.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и формы учебной деятельности:

Фронтальная работа по определению географического положения Республики Башкортостан.
Беседа на основе анализа карт различного содержания, учебных картин.
Составление таблицы.
Индивидуальная работа по заполнению контурных карт.

Цели и задачи урока:

1. Изучить главные черты географического положения Республики Башкортостан.

2. Развивать умения и навыки характеризовать географическое положение.

3. Закрепить умения и навыки школьников вычислять географические координаты.

4. Способствовать формированию умений самостоятельно применять ранее усвоенные теоретические знания.

5.Воспитывать чувства любви к родному краю и гордости за нее.

Опорные знания и умения. Понятие “географическое положение”, особенности географического положения России, умение определять географические координаты объектов на карте и высчитывать расстояние в градусах и километрах вдоль параллели и меридианов.

Оборудование: политико-административная карта России, физическая карта Республики Башкортостан, рабочие тетради по географии Республики Башкортостан, атлас Республики Башкортостан, рисунки и картины с видами природных объектов.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение новой темы.

1.Вступительное слово учителя. Взгляните на карту. Вот древний кряжистый Урал. Он соединяет воедино две части света - Европу и Азию. Республика Башкортостан расположена в южной части Уральских гор и равнин Предуралья и Зауралья. Площадь Башкортостана-143,6 тысяч квадратных километров.

(Отрывок из стихотворения народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима).

Взгляни на глобус:
Вот он шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же - Великая Россия-
Так зелена, так высока!

Писатель Р.Г.Хакимов писал, что на карте он более всего напоминает сердце. Действительно, наш край, словно сердце, мерно бьется в сплетении магистралей дорог и трубопроводов.

Найдите на карте России территорию нашей республики. Она расположена в умеренном поясе на востоке Русской равнины и на Южном Урале. [ Республика Башкортостан на карте России]

2.Вспомните план характеристики географического положения объекта.

а) положение по отношению к экватору;
б) положение по отношению к нулевому меридиану;
в) положение на материке, части света;
г) положение по отношению к морям и океанам;
д) положение к крупным физико-географическим объектам;
е) границы Республики Башкортостан;
ж) координаты крайних точек;
з) протяженность в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток;
к) положение в тепловом поясе и природных зонах;
л) оценка географического положения для жизни и хозяйственной деятельности человека.

Географическое положение Башкортостана определяет благоприятные для человека природные условия, что способствует развитию его экономики, природным условиям. Территорию нашей республики можно разделить на западный, горный Башкортостан и Башкирское Зауралье. Они хорошо выделяются на физической карте по характеру рельефа. [Физическая карта Республики Башкортостан. Просторы родного края.]

Области Башкортостана

  Западный Башкортостан Горный Башкортостан Башкирское Зауралье
Географическое положение Расположен в пределах Русской равнины. Охватывает Южный Урал. Протянулась узкой полосой вдоль восточных границ республики к востоку от Уральских гор.
Природные условия Наиболее благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности, территория республики. Менее благоприятная для развития сельского хозяйства промышленности. Более благоприятная по сравнению с Южным Уралом.
Население Здесь проживает основная часть населения республики. Освоено слабо. Лучше освоено человеком по сравнению с Южным Уралом.

III. Закрепление.

1. Рабата с картами и атласами. Беседа. [Карта Республики Башкортостан и Альшеевский район на карте Республики Башкортостан]

-найдите на карте России Республику Башкортостан;

-назовите и покажите на карте, с какими субъектами Российской Федерации граничит Республика Башкортостан;

-определить расстояние до ближайшего моря;

2. Практическая работа. По ходу объяснения нового материала учащиеся одновременно выполняют работу по контурной карте Республике Башкортостан.

Задание 1. Обведите красным цветом границы Республики Башкортостан.

Задание 2. Отметьте звездочкой крайние точки, подписать их географические координаты.

Крайние точки:

Северная-56° 31' с.ш. 54° 31' в.д. к северо-западу от деревни Байсарово Янаульского района.

Южная-51° 34' с.ш.; 57° 12' в.д. к юго-востоку от деревни Кужанак Зианчуринского района.

Западная-55° 07' с.ш.;53° 08' в.д. к юго-западу от деревни Ивановка Баклинского района.

Восточная-54° 52' с.ш.; 60° 00' в.д. к северо-востоку от станции Устиново Учалинского района.

Задание 3. Подпишите названия пограничных субъектов Российской Федерации, с которыми граничит наша республика: на западе Республика Татарстан, на севере Пермский край и Свердловская область, на востоке Челябинская область, на юге и юго-востоке Оренбургская область, реки Урал, Кама, Белая, Дема.

Задание 4. Определите протяженность в градусах и километрах с севера на юг, с запада на восток.

Наибольшая протяженность:

- с севера на юг по меридиану 57° 20' в.д. - 524 км.
- с запада на восток по параллели 54° 15' с.ш. - 414 к.
- максимальная протяженность по азимуту 152° 00' - 590 км.

Одним из форм закрепления изученного материала может быть выполнение заданий краеведческого характера. Например: дайте характеристику географического положения своего района. [Карта Альшеевского района. Село Раевский с высоты птичьего полета.]

Для проверки усвоения нового материала можно предложить ответить на вопросы теста.

1.Площадь Республики Башкортостан равна:

а) 143,4 тыс. кв. км;
б) 143,6 тыс. кв. км;
в) 17,1 млн. кв.км.

2. По каким рекам проходит граница Республики Башкортостан:

а) по Белой;
б) по Деме;
в) по Уфе.

3. Самая длинная граница Республики Башкортостан с:

а) Свердловской областью;
б) Челябинской областью;
в) Пермским краем.

4. Наибольшей ширины Южный Урал достигает на широте:

а) г. Уфы;
б) г. Стерлитамака;
в) г. Мелеуз.

IV. Итог. Выводы.

Вопросы:

1. Ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы учащихся)

2.Покажите по карте, какие объекты были упомянуты на уроке? (Учащиеся показывают географические объекты).

V. Домашнее задание.

Повторить учебный материал. Подготовить характеристику географического положения Альшеевского района.

Приложения