Первое сентября. Громкая музыка, цветы, незнакомые дети, взрослые, пустые коридоры школы, незнакомый класс. Сквозь радость и удивление первоклассника просвечивают тревога, испуг, чуткое ожидание того, что же будет.
А тут ещё беспокойство взрослых, их воспоминания о школьном детстве, серьезный настрой и уже угрозы. Ребенок теряется в этом противоречивом мире с его праздником, громкими приветствиями и строгим шепотом взрослых.
Дети группы риска, поступая в школу, попадают в особый мир, требующий от них большой психической устойчивости, усидчивости, развития школьно-значимых функций. Низкий уровень внимания, памяти, быстрая утомляемость вызывают у таких детей трудности в адаптации, которая проходит в более длительные сроки, чем у детей нормы.
Помочь таким детям полноценно включиться в учебную деятельность, почувствовать себя школьником, сформировать чувство уверенности в себе, на мой взгляд, важнейшая задача учителя на данном этапе.
Но какие методы и средства для её решения более эффективны?
Одним из вариантов снятия тревоги первых дней и месяцев, смягчения адаптации к школе, к новому детскому коллективу может служить арттерапия и игротерапия. Деятельность в пространстве арттерапии интересна, незатейлива, не требует определенной базы знаний, умений, навыков, а самое главное – она близка и понятна первоклассникам, ещё не отвыкшим от игровой деятельности.
С целью выявления роли методов арттерапии в прохождении адаптации к школе детей группы риска в школе № 18 г.Салават была проведена экспериментальная работа.
Коррекционная программа адаптации учащихся к школьной жизни включала в себя следующие виды арттерапии: сказкотерапия, изотерапия, куклотерапия, музыкотерапия, танцевально-двигательная терапия.
Для оценки результатов проводилось отслеживание эмоционального состояния детей.
Для диагностики эмоционального состояния детей эффективными являются рисуночные тесты. Каждый день, до и после занятий дети раскрашивают различные атрибуты школьной жизни (портфель, звоночек) в цвета, соответствующие настроению в данный момент.
В работе с детьми использовались следующие приемы:
1. Двигательные игры-разминки на уроках позволяют снизить эмоциональное и физическое напряжение; до занятий – помогают детям собраться, настроиться на работу в классе.
2. С целью развития в детях уверенности в себе, снятия мышечных зажимов, стабилизации психоэмоционального состояния проводилась танцевально-двигательная терапия. Учитывая то, что детям данного возраста нравится перевоплощаться в различные образы, мы предоставили им такую возможность. Незабываем “Танец Цветов и Солнышка”, “Танец маленьких зверят”, “Веселый хоровод зайчат”.
3. Изотерапия ставила своей целью сплочение детей в дружный коллектив – это и изготовление из подручного материала дома, в котором могли бы жить все дети, и рисование на сердечке подарка классу. Кроме того, проанализировав рисунки детей, мы увидели, как меняется отношение к школе за первую неделю пребывания в ней. Если в первый день дети рисовали школу просто как здание, то к концу недели это был уже класс: ученики, парты, доска, учительница.
4. Сформировать позицию ученика, позитивное отношение к учителю, школе помогала куклотерапия и сказкотерапия. Мы разыгрывали сказку о том, как появилась школа, зачем она нужна.
Каждый ребенок в лице куклы - школьной принадлежности, рассказывал о себе, какой он, чем полезен. Задание развивало мышление, речь, творческие способности ребят.
5. Для создания эмоционально- положительного настроя на дальнейшую учебу использовался прием поэтизации и эстетизации обучения: на физкультминутках дети переодевались в зверят, сказочных героев; на внеклассные занятия приходили клоун, эльфы, добрые волшебники; для начала дня был выработан свой ритуал приветствия:
Дети стоят в кругу, приветствие нужно пропеть.
- Доброе утро, Маша! (Называются имена детей по кругу)
- Доброе утро, Альбина Искандаровна!
- Доброе утро, солнце! (Все поднимают руки, затем опускают)
Доброе утро, небо!
Доброе утро всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают).
Проведя экспериментальную работу, мы увидели, что у 98% учащихся наблюдается благоприятное течение адаптации: дети активнее работают на уроках, контролируют свои эмоции, позитивно взаимодействуют друг с другом, кроме того, они стали более внимательны, научились связно высказывать свои мысли, развивается привычка к свободному самовыражению.
Следовательно, можно сделать вывод: наша гипотеза о том, что арттерапия является одним из условий успешного школьного старта детей группы риска, подтвердилась.
Представим сказанное в виде рекомендаций учителю в период первых дней ребенка в школе:
- создайте для детей благожелательную атмосферу, ребенок должен почувствовать себя значимым, но в то же время дайте понять, что он стал большим, вступил в новый для него этап жизни и должен соблюдать определенные правила школьной жизни. Сделать это можно, используя методы арттерапии;
- каждый день радуйте своих учеников, пусть немного, но каждый день, хвалите детей даже за незначительные достижения;
-не забывайте учитывать возрастные особенности детей, их потребность в движении, в активной деятельности;
- при подборе упражнений следует обращать внимание на занимательность и коррекционный материал, больше предлагать общих и парных заданий, но не забывать и индивидуальные;
- не бойтесь экспериментировать в интеграции различных видов арттерапии.
Методы арттерапии являются наиболее эффективными помощниками учителю в организации адаптационного периода ребенка в школе. Арттерапия позволяет формировать позитивное отношение ребенка к учебной деятельности, активизирует познавательную, эмоционально – волевую, деятельностную сферы - а это необходимое условие успешного школьного старта ребенка группы риска и его успешной коррекции.
Адаптационное занятие.
Тема: В поисках ключа к знаниям.
Цели: формировать позицию ученика, позитивное отношение к школе, учителю, сплачивать детей в дружный коллектив, способствовать психическому раскрепощению участников в группе, создать эмоционально-положительный настрой на дальнейшую учебу, развивать речь, воображение, мышление, творческие способности детей.
Оборудование: плакат с изображением паровозика, одежда для сказочных героев и детей, рисунок клоуна, кассета с музыкой, воздушные шарики, куклы - школьные принадлежности, рисунок сердца, мягкая игрушка – сердечко, шаблоны в форме сердца, набор заданий для детей.
План.
- Загадочное письмо.
- Страна эльфов.
- Танце-двигательная терапия.
- Приход клоуна.
- Забавные превращения.
- Сказкотерапия “Школа-мой самый лучший друг”.
- Игра “Найди ключ к знаниям”.
- Волшебное сердце класса.
- Изотерапия “Подарок”.
Ведущий: Ребята, посмотрите на эту картинку. Кто на ней нарисован? (Клоун). А на обратной стороне письмо от него, слушайте внимательно:
“Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы теперь уже не маленькие детки, а первоклассники. Я тоже хочу пойти в школу и учиться, но злой волшебник не пускает меня. Он сказал, что пока я не найду ключ к знаниям, я не смогу пойти в школу. Помогите мне, пожалуйста”.
Поможем? Для этого нужно отправиться в путешествие, а поедем мы вот на таком волшебном паровозике (на доске плакат). Правую руку кладем на плечо впередистоящего, левой держимся за веревочку. Поехали!
Ой, ребята, мы попали в страну эльфов. (Входит эльф)
Эльф: Здравствуйте, ребятки!
Все: Здравствуй, эльф! Мы ищем ключ к знаниям! Ты не можешь помочь?
Эльф: Могу, но сначала поиграем в игру. Встаньте парами. Я буду называть части тела, которыми вы должны быстро соприкоснуться. Смотрите, показываю.
Под музыку дети выполняют следующие команды:
-нос к носу;
-рука к руке;
-нога к ноге;
-ухо к уху;
-спина к спине;
-шея к шее;
-бровь к брови; и т.п.
Эльф: Ребята, со мной пришли мои друзья. Давайте их позовем.
(Входят Цветочек, Зайка, Пчелка)
Пчелка: Раз вы попали в нашу страну, станцуйте с нами танец.
(Под музыку дети, переодевшись в зайчиков, пчелок и цветочки, танцуют вместе с героями).
(Приходит клоун, он грустит и плачет).
Вед: Ребята, да это же наш знакомый, клоун. Почему ты грустишь, клоун таким быть не должен.
Клоун: Злой волшебник не пускает меня в школу, потому что я о ней ничего не знаю.
Вед: Да это же ерунда! Сейчас наши ребята тебе помогут. Вы должны представить себя на месте этих предметов и рассказать, для чего они нужны. Потом вы расскажете это клоуну. Студенты вам помогут.
(Детям раздаются куклы, студенты помогают детям придумать рассказ).
Вед: Выходите к доске и по очереди рассказывайте о себе.
- Я школа. Я большая и важная. Во мне учатся ребята.
- Я учитель. Я очень люблю моих учеников и хочу, чтобы они выросли красивыми и умными.
- Я дневник. В меня ставят оценки. Я люблю, когда во мне стоят “5”, и плачу, когда меня марают “2”.
- Я учебник – очень важный господин. Пользоваться мною надо аккуратно, во мне много интересного и важного.
- Я ручка. Мною пишут в тетрадях.
- Я карандаш. Я бываю разных цветов. Умею рисовать.
- Я тетрадка. Во мне пишут ручкой и карандашами.
- Я клей. Склеиваю прочно бумагу и картон. На уроках труда я самый главный.
- Я альбом. Во мне можно рисовать картинки.
- Я портфель. В меня складывают школьные принадлежности. Я для ученика -самый лучший друг.
- Я ученик. Я хочу много знать и получать “5”. Поэтому я беру портфель и иду в школу.
Вед: Молодцы!
Клоун: Да, теперь я много важного узнал о школе.
Вед: Сейчас мы сыграем с вами в сказку. Я буду читать сказку, а вы, как только услышите свое название, выходите и показываете свою картинку.
Сказка.
Жила-была школа. Но в ней было пусто. Она была одна-одинешенька. И школа заскучала (ребенок выражает мимикой все эмоции) и решила пригласить к себе в гости: дневник, учебник, ручку, карандаш, тетрадку, клей, альбом, портфель.
Школа думала, что с ними ей будет веселей. Но все эти предметы не могли развеселить школу, потому что ими нужно управлять – линейкой кто-то должен чертить, ручкой - писать в тетрадке и т.д. Долго думали они все вместе, что же делать. И решили позвать в школу мальчика, пусть он поможет. Пришел мальчик, но и он не смог помочь, потому что не умел писать ручкой, рисовать карандашом, не мог прочесть учебник. И вдруг появилась добрая волшебница. Она стала учить мальчика. Так появились в школе учительница и ученик. Ученик пригласил в школу своих друзей, и школа наполнилась детьми, которые пришли учиться, чтобы стать умными и красивыми людьми. И школа уже никогда больше не скучала (все улыбаются).
Вед: Понравилась сказка?
О чем эта сказка?
Почему школа скучала?
Когда она перестала грустить?
Как в сказке называют учительницу? Как вы думаете, почему?
Клоун: Ну, ребята, спасибо. Я вам дарю шарики, в них спрятаны задания для каждого. Выполнив их, мы получим ключ к знаниям.
Задания:
- Пропой своё имя.
- Расскажи стишок.
- Станцуй танец маленьких утят.
- Нарисуй локтем солнышко.
- Промяукай песню “в лесу родилась ёлочка”.
- Подари улыбку каждому.
- Покружись как бабочка над цветочком.
- Изобрази кузнечика.
- Спой песенку.
- Сделай комплимент кому-нибудь.
- Изобрази ученика, который учит уроки.
Клоун: Мы забыли еще про один шарик, лопнем его (ключ к знаниям там, где обычно пишут мелом)
Что это? (Доска) (На доске – рисунок сердца)
Вед: Ключ к знаниям – это сердце. Пусть каждый дотронется до него (дети гладят мягкое сердечко). Мы все с вами – теперь одно целое, один класс, одно вот такое большое сердце. Каждому из вас в нем есть место. Вы это сейчас увидите. Каждому я раздам маленькое сердечко. Нарисуйте на нем подарок для ребят класса. Это могут быть цветы, игрушки, красивая природа, узоры, можно просто его красиво раскрасить. Наклеим ваши сердечки на большое сердце. В большом сердце нашлось место каждому из вас.
Внеклассное занятие с использованием методов арттерапии
Тема: Веселое путешествие
Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия, установление контакта.
Задачи:
Образовательная: продемонстрировать варианты знакомства, научить детей правильно выражать свою эмоциональную сферу, научить различать предметы по форме.
Коррекционно-развивающие: развивать пространственные представления, мелкую моторику, развивать навыки конструктивного взаимодействия.
Воспитательная: выработать приветствие в группе, воспитать товарищество и дружелюбие.
Оборудование: плакат “Веселое путешествие”, плакат с паровозиком, воздушные шарики, цветные мелки, заготовки для аппликации “Домик”, клей, куклы, “веселые мордочки”, кассета с детскими песенками, бумажные “речка”, “камешки”.
План
I. Организационное начало.
1. Знакомство
II. Основная часть:
1. Игра “Паровозик”.
2. Страна “Музыка”
3. Игра “Тропинка”
4. Страна волшебных человечков
а) Знакомство с человечками.
б) Кукольный театр.
5. Собери домик.
6. Танец “Буги-вуги”.
7. Упражнение “Улыбка”
III. Заключительная часть:
1. Подведение итогов.
2. Призы от волшебных человечков.
Ход классного часа.
I. 1. Здравствуйте, ребята! Как у вас дела?
Долго ли нас ждали,
Дети-детвора?
Мы хотим вам рассказать,
Как мы любим отдыхать:
Миша любит порыбачить,
А Альбина почитать,
А Гульназ танцы любит,
Ну, не может устоять!
Запомнили, ребята, как нас зовут? (Хором повторяем).
II. 1. Сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие. А поедем мы вот на таком паровозике. Сначала паровозиком буду я. Я буду ездить по кругу и громко говорить: “Чух-чух-чух!”. А потом паровозик соскучится и подъедет к любому мальчику или девочке и скажет: “Паровозик, чух-чух-чух, меня зовут Альбина. А как зовут тебя?”. Вы должны назвать свое имя и встать за мной. Вы будете вагончиками. Едем дальше: “Чух-чух-чух”…. и т.д.
3. Молодцы! Садитесь за парты. Слушаем песенку (“Какой чудесный день”).
Ребята, мы с вами попали в страну, где нельзя говорить, а можно только петь. Представим, что нам нужно познакомиться. Поиграем в такое знакомство. По очереди каждый из нас споет свое имя, а следом за вами ваше имя споют все дети.
4. Погостили в стране Музыки, пора домой возвращаться. А пойдем мы с вами по узенькой тропинке. Встаньте друг за другом. Внимание! Отправляемся в путь!
Сначала идем по болоту. Наступать можно только на эти камешки, не то утонешь.
Вот мы зашли в темный лес. Ветки мешают нам идти, нужно наклониться.
Тихо! Здесь недалеко спит великан. Тихо-тихо идем на носочках, не будим великана.
Перед нами река. Перепрыгнем через неё.
Молодцы! Садитесь на свои места.
5. Но мы снова попали в чужую страну. Здесь живут кукольные человечки.
а) Познакомимся с ними.
“Здравствуй, меня зовут Бетти! Я очень люблю петь и танцевать, а ещё люблю слушать добрые и интересные сказки. Умею шить, вышивать, ухаживать за цветами мне тоже нравится. А как зовут тебя и что ты любишь? Что умеешь?”
(Дети рассказывают о себе через куклу).
Улыбнемся друг другу. За вашу улыбку кукла дарит вам свою улыбку.
б) Девочка-кукла: Мама, папа, помогите мне решить задачку.
Папа: Какую задачку?
Д: Нам в школе задали построить домик из разных фигурок, у меня никак не получается.
Мама: Давай попросим ребят. Я уверена, они нам помогут.
Поможем кукольным человечкам?
У вас есть разные фигурки, из них надо составить домик. Найдем самый большой квадрат. Какой бывает квадрат? Посмотрите. Найдите такой же у себя.
Покажите все. Хором повторим: “Это квадрат”.
Приклеим его к белому листу посередине. Теперь найдем треугольник. Это крыша. У домика должно быть окошко. Найдем маленький квадрат. У нас осталась одна фигура. Это прямоугольник. Прямоугольной формы будет труба. Что же получилось?
Куклы благодарят вас за помощь.
6. Чтобы вернуться домой, станцуем танец “Буги-вуги”. Для этого надо знать, где у нас правая рука. Подняли все правую руку (чтобы вы не путали, возьмите в правую руку эти палочки). Повторяйте за нами движения.
7. Ну, вот мы и дома. (Песня “От улыбки”). Вам понравилась песенка? Посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу, улыбнемся солнышку. Пусть у нас всегда будет хорошее, веселое настроение.
III. Наше веселое путешествие подошло к концу. Вам понравилось?
Все были активны, все были молодцы. За это наши куклы дарят вам гостинцы.
До свидания!