Программа воспитания здорового образа жизни школьников "Здоровье" для специальных коррекционных общеобразовательных школ VIII вида

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
  2. 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны
  4. Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
  5. 5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в “третьем состоянии”.

Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребёнка. Несомненно, что раннее нарушения в центральной нервной системе вызывает нарушения в эмоционально – волевой сфере и влияет на характер ребёнка. Эти дети не защищены от негативного влияния в окружающей среде.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первом месте из которых вышла наркотизация подростков, а так же различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.

За последние три года в Белгородской области отмечается неуклонный рост числа подростков, потребляющих наркотики и другие психоактивные вещества. Если в 2000 году среди несовершеннолетних потребителей она составляла 5,2 %, то в 2003 году – 12,7 %, аналогичная тенденция наблюдается и среди потребителей токсических веществ. В общем, количестве данной категории подростков наблюдается рост доли девочек, потребляющих наркотики.

Ежегодно всё большее число несовершеннолетних вовлекается в сферу незаконного оборота наркотиков. В 2003 году их доля в общем числе лиц, совершивших наркопреступления, составила 8,9 %

Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как и всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ.

Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодёжи всё более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья детей становиться особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.

В программе по формированию здорового образа жизни объединен весь позитивный опыт, накопленный педагогическим коллективом, детской организацией, родителями учащихся.

Необходим комплексный подход по отношению к детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Только совместная работа классных руководителей, социальных педагогов, психологов, медицинских работников, родителей может дать реальные результаты.

Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.

Цель программы:

Представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптивного, физически развитого выпускника.

Задачи:

  1. Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
  2. формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой.
  3. Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка.
  4. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

Прогнозируемый результат:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.

Участники программы:

  • Учащиеся;
  • Классные руководители;
  • Учителя – предметники (ОБЖ, биология, физкультура, СБО и др.);
  • Врач – педиатр, закреплённый за учреждением;
  • Врачи – специалисты (стоматолог, нарколог, гинеколог);
  • Школьные специалисты (психолог, логопед, социальный педагог);
  • Учителя ЛФК, ритмики;
  • Родители.

Педагогические средства:

  • Анкета склонности к вредным привычкам.
  • Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям по формированию у школьников гигиенических навыков.
  • Учебные предметы (ОБЖ, биология, ритмика, ЛФК), формирующие основы здорового образа жизни;
  • Психодиагностика и психокоррекция (программа работы психолога)
  • Школьные мероприятия спортивно – массовой, оздоровительной работы, Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни.

Мероприятия по реализации программы.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Поддержание санитарно – гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т. д)

В течение года

Директор школы, учителя – предметники.  

2

Эстетическое оформление интерьера класса и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные центры и др.)

Директор школы, заведующий кабинетом

   

3

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок

Ежегодно, Сентябрь.

Заместитель директора по УВР  

4

Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям (санитарно – гигиеническим, психофизическим, эстетическим).

Ежегодно

Директор школы, заведующий кабинетом.  

5

Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки и др.)

Постоянно

Заместитель директора по ВР

 

6

Работа школьной психологической службы: диагностика, организация психоэмоциональной разгрузки учителей и учащихся. Уроки псхокоррекции в 1–4-х кл. Организация кабинетов психологической разгрузкою

Постоянно

Директор школы, психолог.

Тематика родительских собраний

7

Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни. ОБЖ, ЛФК, СБО, ритмика)   Администрация школы  

8

Проведение “здоровых уроков”, разнообразие форм проведения уроков

Постоянно

Администрация школы, учителя – предметники.

Педсовет

9

Подготовка обучающихся к экзаменам как радостному событию. 2 – е полугодие Администрация школы. Семинар с учителями слесарного и швейного дела

10

Проведение мероприятий по охране зрения Повседневно Учителя – предметники Мероприятия по охране зрения обучающихся.

11

Проведение акций по привлечению обучающихся воспитанников к здоровому образу жизни. По плану Заместитель директора по ВР  

2. Уровень здоровья детей. Мероприятия по сохранности и укреплению здоровья школьников.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Состояние здоровья обучающихся воспитанников (анализ на основе углубленного осмотра)

По плану

Школьный медицинский работник

Педсоветы, родительские собрания, родительские комитеты, где разрабатываются программы совместной деятельности. Выступление врача и школьного медицинского работника на педсоветах, родительских собраниях. Индивидуальные консультации о состоянии здоровья детей и рекомендации по его восстановлению.

2

Улучшение качества медицинского обслуживания:

- усовершенствование материальной базы медицинского кабинета

- Программа деятельности медицинского работника: работа с больными детьми; профилактическая работа через беседы, санбюллетени.

- Наблюдение врача – педиатра, закреплённого за школой.

Постоянно

Школьный медицинский работник

 

3

Организация горячего питания

Постоянно

Администрация школы

 

4

Профилактическая работа во время эпидемий  

Администрация школы, мед. Работник.

 

5

Работа школьных специалистов во время каникул.  

Психолог, соц. педагог.

 

6

Оздоровительная работа с детьми в летний период

Июнь

Директор, заместитель директора по ВР, медицинский работник, психолог, соц. педагог.

Организация и работа школьных оздоровительных отрядов.

3. Гигиеническое, санитарно – просветительное воспитание школьников.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Тематические классные часы и беседы в группах.

1 раз в четверть

Кл. руководители, воспитатели.

Семинар кл. руководителей, воспитателей

2

Операция “Чистюля”

1 раз в четверть

Вожатая, актив школы

Экран соревнований

3

Организация праздников чистоты и порядка.

По плану

Кл. руководители, воспитатели

 

4

Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни.  

Библиотекарь

 

5

Организация постоянно действующих лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни.

По плану

Кл. руководители, воспитатели.

 

6

Организация работы кружков, формирующие основы здорового образа жизни.

 

Администрация школы

 

4. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Результаты тестирования школьников 7 – 9-х кл. по выявлению склонностей к вредным привычкам. Определение дальнейшей деятельности школы

Ежегодно

Заместитель директора по ВР, кл. руководители, психолог, соц. педагог.

 

2

Участие в проведении: Международного дня борьбы со СПИДом;

Международного дня борьбы с курением

1. 12

19. 11

Заместитель директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители, воспитатели.

-Конкурс рисунков

- Выпуск бюллетеней

- Анкеты

- беседы врача

3

Лекторий для родителей

По плану

Соц. педагог, психолог, врачи.

Круглый стол. Участники:

- Школьные родительские комитеты.

- Педагоги

- врачи узкие специалисты

- инспектора ПДН

4

Цикл бесед по профилактике вредных привычек

По плану

Кл руководители, воспитатели.

 

5

Проведение школьной акции “Школа за здоровый образ жизни”

“Дети и игла”

Недели подростка в школе

По плану

Заместитель директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители, воспитатели, психолог. - Выпуск санбюллетеня

- Конкурс рисунков

- Организация встреч с врачами узкими специалистами

Индивидуальные консультации со специалистами школы

- Тематические классные часы и беседы в группе

5. Физкультурно –массовая оздоровительная работа.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Система целесообразных форм и мер организации работы

1

Анализ занятости детей физкультурой и спортом:

- Определение группы здоровья

- Занятость в спортивных кружках

 

Заместитель директора по ВР, медицинский работник, учитель физкультуры

В школе должно быть:

- Расписание спортивного кружка

- Занятость детей в спортивном кружке

2

Школьные спартакиады

По плану школы

Учитель физкультуры

 

3

Школьный план спортивно-массовой оздоровительной работы.

Сентябрь

Заместитель директора по ВР, учитель физкультуры.

- Дни здоровья

- Работа школьного кружка

- Спартакиады

-Подвижные игры, конкурсы

- Спортивный праздник

4

Создание летних оздоровительных отрядов

Июнь

Директор, заместитель директора по ВР

 

5

Проведение “лечебных” уроков

В течение года

Учителя

Проведение

- ЛФК 1 -4

Ритмика 1–4-й кл.

Примерная тематика классных часов и бесед в ГПД по пропаганде здорового образа жизни.

Класс Тема классного часа Дата проведения

1 -2

Чистые руки – чистое тело смело берись за любое дело Октябрь
Режим дня Декабрь
Подвижные игры во время перемен Февраль
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься Март
Укусы насекомых Апрель

3

Что, значит, быть здоровым человеком Октябрь
Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен Декабрь
Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы. Февраль
Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха Март
Питание – основа жизни Апрель

4

Шалости и травмы Октябрь
Режим дня школьника Декабрь
Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен. Февраль
Сам себе я помогу и здоровье сберегу Март
Как защититься от простуды и гриппа Апрель

5.

О вреде табачного дыма Октябрь
Правильное питание – залог здоровья Декабрь
Безопасность поведения в школе Февраль
Вредные привычки Март
Поведение в экстремальной ситуации Апрель

6

Предупреждение заболеваний Октябрь
Гигиена тела Декабрь
Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации Февраль
Здоровый образ жизни Март
Как сохранить здоровье Апрель

7

Курильщик - сам себе могильщик” Октябрь
Правила личной гигиены подростка Декабрь
Предупреждение заболеваний Февраль
Влияние наркотиков на жизненный стиль Март
Что значит: быть здоровым человеком? Апрель

8

Как не стать наркоманом Октябрь
Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях Декабрь
Инфекционные заболевания и иммунитет подростка Февраль
Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь Март
Бытовой и уличный травматизм Апрель

9

Выход есть: живи без вредных привычек Октябрь
Гигиена тела – основа здорового образа жизни Декабрь
Поведение в экстремальных ситуациях Февраль
Нравственное здоровье Март
Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека Апрель