Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:
- Физиологически зрелыми рождаются не более 14 % детей.
- 25–35 % детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
- 90– 92 % выпускников средних школ находятся в “третьем состоянии”, т. е. они ещё не знают, что больны
- Только 8–10 % выпускников школ можно считать действительно здоровыми.
- 5 % взрослого населения страны хронически больны, а 95 % – находятся в “третьем состоянии”.
Нарушение интеллекта у ребёнка в преобладающем большинстве случаев сочетается с нарушениями в развитии двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. В физическом развитии, так же как и в умственном, у большинства обучающихся воспитанников наблюдается существенное отставание или отклонение от показателей развития нормального ребёнка. Несомненно, что раннее нарушения в центральной нервной системе вызывает нарушения в эмоционально – волевой сфере и влияет на характер ребёнка. Эти дети не защищены от негативного влияния в окружающей среде.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.
Прогрессивно нарастающие требования социальной среды вызвали появление массовых состояний психоэмоционального напряжения, лавинообразное увеличение форм саморазрушающего поведения, на первом месте из которых вышла наркотизация подростков, а так же различные виды злоупотреблений психоактивными веществами.
За последние три года в Белгородской области отмечается неуклонный рост числа подростков, потребляющих наркотики и другие психоактивные вещества. Если в 2000 году среди несовершеннолетних потребителей она составляла 5,2 %, то в 2003 году – 12,7 %, аналогичная тенденция наблюдается и среди потребителей токсических веществ. В общем, количестве данной категории подростков наблюдается рост доли девочек, потребляющих наркотики.
Ежегодно всё большее число несовершеннолетних вовлекается в сферу незаконного оборота наркотиков. В 2003 году их доля в общем числе лиц, совершивших наркопреступления, составила 8,9 %
Проблема наркотиков давно превратилась в глобальную проблему, грозящую гибелью для человечества. Как и всякая глобальная проблема, она не может не стать содержанием современных образовательных программ.
Даже самая счастливая и благоприятная школьная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности, для которой распространение наркотиков в среде молодёжи всё более и более становится нормой. Детей нельзя оградить от наркотика, но научить их сознательно отказываться от него можно и нужно. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья детей становиться особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.
В программе по формированию здорового образа жизни объединен весь позитивный опыт, накопленный педагогическим коллективом, детской организацией, родителями учащихся.
Необходим комплексный подход по отношению к детям, имеющим проблемы в развитии, обучении, общении и поведении. Только совместная работа классных руководителей, социальных педагогов, психологов, медицинских работников, родителей может дать реальные результаты.
Необходимо сопровождать, а не направлять развитие ребёнка, не решать проблемы за детей, а учить их принимать верные решения самостоятельно.
Цель программы:
Представление всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально – адаптивного, физически развитого выпускника.
Задачи:
- Формирование потребности здорового образа жизни у учащихся.
- формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой.
- Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка.
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
Прогнозируемый результат:
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни выпускник.
Участники программы:
- Учащиеся;
- Классные руководители;
- Учителя – предметники (ОБЖ, биология, физкультура, СБО и др.);
- Врач – педиатр, закреплённый за учреждением;
- Врачи – специалисты (стоматолог, нарколог, гинеколог);
- Школьные специалисты (психолог, логопед, социальный педагог);
- Учителя ЛФК, ритмики;
- Родители.
Педагогические средства:
- Анкета склонности к вредным привычкам.
- Методические рекомендации классным руководителям, воспитателям по формированию у школьников гигиенических навыков.
- Учебные предметы (ОБЖ, биология, ритмика, ЛФК), формирующие основы здорового образа жизни;
- Психодиагностика и психокоррекция (программа работы психолога)
- Школьные мероприятия спортивно – массовой, оздоровительной работы, Дни здоровья, акции за здоровый образ жизни.
Мероприятия по реализации программы.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Система целесообразных форм и мер организации работы |
1 |
Поддержание санитарно – гигиенического режима в школе (световой и тепловой режим, проветривание, состояние мебели, окон и т. д) | В течение года |
Директор школы, учителя – предметники. | |
2 |
Эстетическое оформление интерьера класса и школы (разведение цветов, живые уголки, информационные центры и др.) | Директор школы, заведующий кабинетом |
||
3 |
Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок | Ежегодно, Сентябрь. |
Заместитель директора по УВР | |
4 |
Смотр кабинетов (аттестация рабочих мест); их соответствие требованиям (санитарно – гигиеническим, психофизическим, эстетическим). | Ежегодно |
Директор школы, заведующий кабинетом. | |
5 |
Организация активного отдыха на переменах (подвижные игры, работа библиотеки и др.) | Постоянно |
Заместитель директора по ВР |
|
6 |
Работа школьной психологической службы: диагностика, организация психоэмоциональной разгрузки учителей и учащихся. Уроки псхокоррекции в 1–4-х кл. Организация кабинетов психологической разгрузкою | Постоянно |
Директор школы, психолог. | Тематика родительских собраний |
7 |
Введение учебных предметов, непосредственно формирующих здоровый образ жизни. ОБЖ, ЛФК, СБО, ритмика) | Администрация школы | ||
8 |
Проведение “здоровых уроков”, разнообразие форм проведения уроков | Постоянно |
Администрация школы, учителя – предметники. | Педсовет |
9 |
Подготовка обучающихся к экзаменам как радостному событию. | 2 – е полугодие | Администрация школы. | Семинар с учителями слесарного и швейного дела |
10 |
Проведение мероприятий по охране зрения | Повседневно | Учителя – предметники | Мероприятия по охране зрения обучающихся. |
11 |
Проведение акций по привлечению обучающихся воспитанников к здоровому образу жизни. | По плану | Заместитель директора по ВР |
2. Уровень здоровья детей. Мероприятия по сохранности и укреплению здоровья школьников.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Система целесообразных форм и мер организации работы |
1 |
Состояние здоровья обучающихся воспитанников (анализ на основе углубленного осмотра) | По плану |
Школьный медицинский работник |
Педсоветы, родительские собрания, родительские комитеты, где разрабатываются программы совместной деятельности. Выступление врача и школьного медицинского работника на педсоветах, родительских собраниях. Индивидуальные консультации о состоянии здоровья детей и рекомендации по его восстановлению. |
2 |
Улучшение качества медицинского
обслуживания: - усовершенствование материальной базы медицинского кабинета - Программа деятельности медицинского работника: работа с больными детьми; профилактическая работа через беседы, санбюллетени. - Наблюдение врача – педиатра, закреплённого за школой. |
Постоянно |
Школьный медицинский работник |
|
3 |
Организация горячего питания | Постоянно |
Администрация школы |
|
4 |
Профилактическая работа во время эпидемий | Администрация школы, мед. Работник. |
||
5 |
Работа школьных специалистов во время каникул. | Психолог, соц. педагог. |
||
6 |
Оздоровительная работа с детьми в летний период | Июнь |
Директор, заместитель директора по ВР, медицинский работник, психолог, соц. педагог. |
Организация и работа школьных оздоровительных отрядов. |
3. Гигиеническое, санитарно – просветительное воспитание школьников.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Система целесообразных форм и мер организации работы |
1 |
Тематические классные часы и беседы в группах. |
1 раз в четверть |
Кл. руководители, воспитатели. |
Семинар кл. руководителей, воспитателей |
2 |
Операция “Чистюля” |
1 раз в четверть |
Вожатая, актив школы |
Экран соревнований |
3 |
Организация праздников чистоты и порядка. |
По плану |
Кл. руководители, воспитатели |
|
4 |
Пропаганда специальной литературы по здоровому образу жизни. | Библиотекарь |
||
5 |
Организация постоянно действующих лекториев для родителей по пропаганде здорового образа жизни. |
По плану |
Кл. руководители, воспитатели. |
|
6 |
Организация работы кружков, формирующие основы здорового образа жизни. |
Администрация школы |
4. Профилактика вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Система целесообразных форм и мер организации работы |
1 |
Результаты тестирования школьников 7 – 9-х кл. по выявлению склонностей к вредным привычкам. Определение дальнейшей деятельности школы | Ежегодно |
Заместитель директора по ВР, кл. руководители, психолог, соц. педагог. |
|
2 |
Участие в проведении: Международного
дня борьбы со СПИДом; Международного дня борьбы с курением |
1. 12 19. 11 |
Заместитель директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители, воспитатели. |
-Конкурс рисунков - Выпуск бюллетеней - Анкеты - беседы врача |
3 |
Лекторий для родителей |
По плану | Соц. педагог, психолог, врачи. |
Круглый стол. Участники: - Школьные родительские комитеты. - Педагоги - врачи узкие специалисты - инспектора ПДН |
4 |
Цикл бесед по профилактике вредных привычек |
По плану | Кл руководители, воспитатели. |
|
5 |
Проведение школьной акции “Школа за здоровый образ жизни” “Дети и игла” Недели подростка в школе |
По плану |
Заместитель директора по ВР, соц. педагог, кл. руководители, воспитатели, психолог. | - Выпуск санбюллетеня - Конкурс рисунков - Организация встреч с врачами узкими специалистами Индивидуальные консультации со специалистами школы - Тематические классные часы и беседы в группе |
5. Физкультурно –массовая оздоровительная работа.
№ |
Содержание работы |
Сроки |
Ответственные |
Система целесообразных форм и мер организации работы |
1 |
Анализ занятости детей физкультурой и спортом: - Определение группы здоровья - Занятость в спортивных кружках |
Заместитель директора по ВР, медицинский работник, учитель физкультуры |
В школе должно быть: - Расписание спортивного кружка - Занятость детей в спортивном кружке |
|
2 |
Школьные спартакиады |
По плану школы |
Учитель физкультуры |
|
3 |
Школьный план спортивно-массовой оздоровительной работы. | Сентябрь |
Заместитель директора по ВР, учитель физкультуры. |
- Дни здоровья - Работа школьного кружка - Спартакиады -Подвижные игры, конкурсы - Спортивный праздник |
4 |
Создание летних оздоровительных отрядов | Июнь |
Директор, заместитель директора по ВР |
|
5 |
Проведение “лечебных” уроков |
В течение года |
Учителя |
Проведение - ЛФК 1 -4 Ритмика 1–4-й кл. |
Примерная тематика классных часов и бесед в ГПД по пропаганде здорового образа жизни.
Класс | Тема классного часа | Дата проведения |
1 -2 |
Чистые руки – чистое тело смело берись за любое дело | Октябрь |
Режим дня | Декабрь | |
Подвижные игры во время перемен | Февраль | |
Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься | Март | |
Укусы насекомых | Апрель | |
3 |
Что, значит, быть здоровым человеком | Октябрь |
Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен | Декабрь | |
Профилактика инфекционных заболеваний. Микробы. | Февраль | |
Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха | Март | |
Питание – основа жизни | Апрель | |
4 |
Шалости и травмы | Октябрь |
Режим дня школьника | Декабрь | |
Безопасное поведение в школе во время уроков и во время перемен. | Февраль | |
Сам себе я помогу и здоровье сберегу | Март | |
Как защититься от простуды и гриппа | Апрель | |
5. |
О вреде табачного дыма | Октябрь |
Правильное питание – залог здоровья | Декабрь | |
Безопасность поведения в школе | Февраль | |
Вредные привычки | Март | |
Поведение в экстремальной ситуации | Апрель | |
6 |
Предупреждение заболеваний | Октябрь |
Гигиена тела | Декабрь | |
Личная безопасность поведение в экстремальной ситуации | Февраль | |
Здоровый образ жизни | Март | |
Как сохранить здоровье | Апрель | |
7 |
Курильщик - сам себе могильщик” | Октябрь |
Правила личной гигиены подростка | Декабрь | |
Предупреждение заболеваний | Февраль | |
Влияние наркотиков на жизненный стиль | Март | |
Что значит: быть здоровым человеком? | Апрель | |
8 |
Как не стать наркоманом | Октябрь |
Рецепты народной медицины при простудных заболеваниях | Декабрь | |
Инфекционные заболевания и иммунитет подростка | Февраль | |
Употребление психоактивных веществ как слабость воли, болезнь | Март | |
Бытовой и уличный травматизм | Апрель | |
9 |
Выход есть: живи без вредных привычек | Октябрь |
Гигиена тела – основа здорового образа жизни | Декабрь | |
Поведение в экстремальных ситуациях | Февраль | |
Нравственное здоровье | Март | |
Режим дня и оптимальные условия функционирования организма человека | Апрель |