Использование ТРИЗ на уроках биологии

Разделы: Биология


Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности.

Что такое творческое воображение? Воображение – сложный психический процесс, заключающийся в создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта.

Процесс воображения состоит в избирательном расчленении ранее выработанных связей и образовании из выделенных элементов нового их сочетания, т.е. новых ассоциаций.

Деятельность, направленная на создание чего-либо принципиально нового, имеющего социальную ценность, называется творчеством; в соответствии с этим и воображение, включенное в такую деятельность, характеризуется как творческое. Творческое воображение основано на глубоких знаниях, требует большого напряжения внимания, интенсивной мыслительной деятельности, волевых усилий, т.е. согласованной деятельности разнообразных сторон личности.

Воображение формируется в ходе деятельности человека, которая без воображения не может быть целесообразной и плодотворной. Только в таких условиях ребенок развивает свои способности. Творческое воображение возможно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем.

Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и практики.

В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии. Я предлагаю варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии.

Анаграмма

Зашифровать слово путем перестановки букв.

Цель: развитие творческих способностей, внимания, закрепление терминологии, грамотности.

Тема: “Строение клетки”

Примеры:

Ыроп

поры

Дяро

ядро

Лоб + чоако

оболочка

Рык + шодя

ядрышко

Метки + жлекин

межклетники

Валь + куо

вакуоль

Тема “Корень”

У какого из этих растений образуются воздушные корни?

Кар + едь

редька

Корт + лафье

картофель

Хиор + дея

орхидея

Веер + кл

клевер

Тема “Побег”

Какое слово не обозначает вегетативной части побега?

Вето + цк

цветок

Слит

лист

Кап + оч

почка

Лес + тебь

стебель

Какое из слов не обозначает вегетативной части листа?

Ци + кожа

кожица

Метки + жлекин

межклетники

Бог + пе

побег

Тема “Систематика цветковых растений”

Урок “Семейство лилейных”

Исключите лишнее:

Пар + саж

спаржа

Цинга + ит

гиацинт

Чк + сено

чеснок

Лад + шын

ландыш

Сила + век

василек

Урок “Семейство сложноцветки”

Исключите лишнее:

Паж + им

пижма

Дя + бок

бодяк

Рог + хо

горох

Урок “Семейство пасленовые”

Исключите лишнее:

Реп + це

перец

Дум + нар

дурман

Жаба + клан

баклажан

Яа + цика

акация

Урок “Семейство бобовые”

Исключите лишнее:

Ат + чам

мачта

Кино +випш

шиповник

Су + пар

парус

Соль + фа

фасоль

Лес + ав

весла

Хор + ог

горох

Лад + очко

лодочка

Урок “Семейство крестоцветные”

Исключите лишнее:

Люн + ип

люпин

Дь + река

редька

Рак + юту

ярутка

Ус + тапка

капуста

Урок “Роль бактерий в природе и жизни человека”

Исключите лишнее:

Мчау

чума

Фдетирия

дифтерия

Хреола

холера

Рпгип

грипп

Логикон

Поиск закономерностей. Сравнивая информацию в верхних и нижних записях, найдите логическую связь.

Цель: развитие интеллектуальных способностей, закрепление знаний.

Примеры:

Морфологический ящик

Цель: закрепить, проверить знания учащихся по пройденной теме, развитие памяти, внимания.

Правила игры: в “ящике” с буквами спрятано слово. Задача играющего найти его, для чего необходимо правильно совместить понятия по вертикали и горизонтали.

Возможны различные варианты использования игры:

  • Закрепление пройденного на уроке.
  • Переход к изучению новой темы.
  • Контроль знаний и т.д.

Тема “Растительная клетка”.

 

мембрана

вакуоль

цитоплазма

включения

хлоропласты

  1. Полупрозрачное вязкое вещество

А

П

Б

О

Л

  • Пластиды зеленого цвета

Н

Е

В

И

Г

  • Часть клетки, заполненная клеточным соком

Т

О

У

Х

Ж

  • Капельки жира, зерна крахмала

К

З

С

Е

Л

  • Ограничивает клетку

П

К

Б

Л

О

Ответ: побег.

Тема “Рыбы”

 

хвостокол

плотва

катран

шпрот

латимерия

треска

севрюга

  1. Акулы

К

А

А

П

Р

О

Т

  • Скаты

М

Т

И

Б

Л

З

Г

  • Осетрообразные

П

Б

О

В

Ж

Н

Ф

  • Карпообразные

Л

И

К

Т

Я

Ч

Н

  • Сельдеобразные

В

Т

У

Б

Д

Ж

Э

  • Трескообразные

А

И

Т

П

Б

И

Н

  • Кистеперые

В

А

П

Р

И

Т

О

Ответ: амфибии.