Программное содержание: Закрепить знания детей о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета; Земля – это суша; Земля – это почва. Способствовать становлению у детей первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых. Пополнить знания детей о том, какие полезные ископаемые добывают в нашем регионе. Продолжать совершенствовать умения детей объединяться в минигруппы, включаться в коллективную работу, самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей, задавать вопросы, придерживаться правила очередности высказывания свого мнения. Формировать навыки сотрудничества и исследовательские навыки.
Оборудование: три картинки о значении Земля (планета, суша, почва), карта Иркутской области, карточки с символами полезных ископаемых, образцы полезных ископаемых, лупы, стаканы с водой, простые карандаши, листы бумаги, алгоритм исследования полезного ископаемого, мел, каменный уголь, соль, сюжетные картинки с изображением строительства, больницы.
Ход занятия
- Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, надо из букв составить слово.
Предлагаю детям буквы для выкладывания слова “Земля”. Дети выполняют задание самостоятельно.
- Земля. Что это?
По ходу объяснения детей выставляю иллюстрации: планета, суша, почва.
- Значит, у Земли есть три основных значения: планета, суша, земля. Планета – это когда мы говорим о космосе, почва говорим, когда сажаем растения, суша – когда выплываем или выходим из воды.
- А сейчас давайте поговорим о богатствах, которые находятся глубоко под землей. Как они называются? (полезные ископаемые). А как их можно назвать по-другому? (сокровища Земли, недра Земли, кладовая Земли, хранилище Земли и др.)
- Давайте рассмотрим, какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции.
Вношу образцы полезных ископаемых.
- Какие полезные ископаемые вы знаете? (глина, каменный уголь, соль и др.).
- Это только часть полезных ископаемых, в природе их гораздо больше. Какими бывают полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные).
- Наша коллекция, к каким полезным ископаемым относится? (к твердым).
- А какие вы знаете жидкие полезные ископаемые? (нефть, минеральная вода)
- А газообразные? (природный газ)
Физминутка.
- А теперь давайте поиграем в игру “Твердое, жидкое, газообразное”
Если воспитатель называет “твердое” - дети становятся в круг, взявшись за руки. “Жидкое” - двигаются друг за другом – ручейки. Газообразное – разбегаются.
- Давайте совершим маленькое путешествие в наш родной край.
Вношу карту Иркутской области.
- По какой области будем путешествовать? (По Иркутской обл.)
- В недрах нашего края есть полезные ископаемые. Какие?
- Вы будете выкладывать карточки – символы на карту и называть их по очереди. Так мы и узнаем, что добывают из недр Земли нашего края.
Выкладывают уголь, глину, соль, известь, газ, минеральную воду, золото. Предлагаю детям немного отойти от карты и полюбоваться богатствами нашего края.
- Вот какой богатый наш край! А чтобы уметь пользоваться богатствами нашей Земли – их изучают и исследуют.
- Кто изучает полезные ископаемые?
- Давайте представим, что мы с вами исследователи. А это наша научная лаборатория, где мы будем исследовать богатства нашего края.
Предлагаю детям взять карточку – символ ископаемого и подойти к тому столу, где ископаемое лежит для исследования.
- Так получилось, что вы будете работать в парах. Послушайте задание. Вы будете проводить исследование по алгоритму, и записывать в нее результаты исследования. Прежде чем записать, вы должны будете обменяться мнением о свойстве полезного ископаемого, и только потом вписать результат. Кто из вас расскажет, с чего начнем наше исследование? (проверяем твердость, хрупкость, сыпучесть, оставляет ли след, цвет, тонет или растворяется ли в воде). А также надо будет рассказать, где его применяют.
- Какими знаками мы будем отмечать, присутствует этот признак или нет? (“+”, “-”). Итак, приступаем к работе.
Слежу за самостоятельным выполнением исследовательской работы по алгоритму. При необходимости помогаю и объясняю.
- Ребята, вы провели исследования полезных ископаемых. Договоритесь, кто из вас будет докладывать об их результатах. Послушаем, у кого будет самый интересный отчет о полезном ископаемом.
После каждого отчета предлагаю детям задать вопрос или дополнить ответ своих товарищей или загадать загадки о полезном ископаемом.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Мы много узнали о полезных ископаемых, и я думаю, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас откроет новое месторождение нашего края.