Игровые технологии на уроках географии.
В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра есть попытка детей организовать свой опыт. Еще одна функция игры состоит в превращении чего-то невообразимого в реальной жизни в поддающуюся контролю ситуацию. Это средство коммуникации.
С позиции личностного подхода игра представляет поле, в рамках которого происходит самоопределение и идет процесс “взращивания” личности. Личностное самоопределение – это попытка самому себе ответить на вопрос, что есть “Я” в этом мире. Игра вызывает ценное переживание, ориентированное на накопление “смыслов”, на возможность усвоения альтернативных подходов. В ходе игры ученик проявляет себя, появляется возможность открытых и полноценных взаимоотношений. Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового. [ 1 ]
В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник четко ставит себе цель, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение, но на нем висит груз ответственности за успех всей группы. В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, то есть игра предполагает творческое начало.
Чтобы заинтересовать учеников на уроках географии, водятся нетрадиционные формы уроков. Для активизации деятельности использую на уроках разнообразные игровые элементы по темам, провожу различные конкурсы, игры, соревнования, психологические тренинги, тесты. Подготовительная работа является важным этапом в использовании игровых форм и методов обучения. Многое зависит от того, кому поручается роль ведущего. Практика показывает, что даже небольшие изменения в организации учебной деятельности, например, создание проблемной ситуации, введение игровых моментов и творческих заданий, благотворно влияют на учеников. Игровые ситуации на уроке имеют огромные потенциальные возможности и преимущества. Готовясь к таким урокам, необходимо иметь конкретный план выбранной формы урока, урок продумывается до мелочей, а на самом уроке – создается непринужденная атмосфера и положительный эмоциональный настрой. [ 2 ]
Игра относится к косвенному методу воздействия, когда школьник не ощущает себя объектом воздействия учителя, когда он становится полноправным участником познавательной деятельности. Поэтому в процессе игры ученики сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра – это средство, с помощью которого воспитание переходит в самовоспитание. Именно в игре строятся непринужденные отношения между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на школьный предмет географии и на функции ученика, но и на личность ребенка.
Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказываются на результатах обучения.
Игра мной используется и в других формах организации учебной деятельности – семинарах, викторинах, конкурсах, уроках-экспедициях, уроках-турнирах, уроках типа КВН, уроках-практикумах и т.д. Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в проверку и закрепление изученного материала. Главная задача этих методов – привитие навыков изучения нового материала и закрепления пройденного, создание хорошего психологического настроения в коллективе.
Путешествие по России
(урок-игра)
Цели:
1. Обобщить знания учащихся о размещении и
причинах смены природных зон на территории
России, проверить умение объяснять их;
– научить анализировать содержание карт;
– формировать представления о сущности и
причинах возникновения экологических проблем;
– расширить знания о стране.
2. Развить творческого потенциала учащихся;
– способствовать повышению интереса к предмету;
– формировать умения выступать перед
аудиторией.
3. Воспитатать чувства товарищества, умения
работать в коллективе;
– экологическое воспитание.
Оборудование: стенд “Моя Россия”, стенгазеты, выпущенные заранее по темам “Россия – мой дом”, “Прииртышье – край любимый”, “Природа на службе здоровья” и другие; доска с контурной картой России, мультимедиа, карточки с названием станций, выставка лучших реферативных работ, книг.
Музыкальное сопровождение – “Отчий дом” группа “Старое кафе”, “Березовый сок” В. Баснер, М. Матусовский, ансамбль “Песняры”.
Ход урока
А еще жизнь прекрасна потому,
что можно путешествовать.
Н.М. Пржевальский
1. Учитель:
– Тема нашего урока – игры “Путешествие по России. Путешествовать мы будем по нашей замечательной необъятной стране. Родина! Особенно звучит это слово, полное глубокого смысла. Обширна и многообразна наша страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства ее. Обширны леса. Высоки горы, в снеговых вершинах которых отражается свет яркого солнца. Широки знойные степи. Глухая тайга раскинулась океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные по стране. Россия – это и тропинка с бродом через ручей, и одна шестая суши на мировой карте.
В ходе нашего заочного путешествия мы сделаем остановки на различных станциях:
“Литературная”;
“Капитан Врунгель”;
“Картографическая”;
“Природные зоны”;
“Творческая”;
“Экологическая”;
“Угадай-ка!”.
А раз это игра, то можно сказать: “И в час досуга можно расти, если разумно его провести”.
Цель урока – повторить изученное ранее, выявить самых эрудированных и активных учащихся. По окончании урока работа каждого ученика будет оценена.
(Учитель представляет своего помощника – ученика этого же класса – капитана Врунгеля, класс поделен на три команды)
Представление команд
Пожелания капитана Врунгеля (одет в костюм)
Сегодня меж вами сраженье.
Но пусть обид не будет среди вас.
Ведь победитель или побежденный
Сегодня станет кто – то среди вас.
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажите находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть вничью.
Идет представление команд.
1 команда “Турист”
Нам лучше мокнуть под дождем,
Чем в душной комнате томиться,
Так пусть вперед зовет нас гром,
И пусть нам молния светится.
2 команда “Островитяне”
Мы с острова сокровищ – судьба такая,
Вырасти скорее мы мечтаем.
Тебя, родной наш остров,
Надеемся, – спасем.
И славу Сахалину, друзья, мы принесем.
3 команда “Экологи”
На юг подайся – степь обильная,
На север – чуточку тайга.
Здесь лесостепь – земля обильная,
Таков любимый Омский край.
Учитель:
–Желаем вам успеха! Помните, наша Родина, ее процветание зависит от каждого из нас.
I. Станция “Литературная” 1 команда
–В начале игры даем слово первой команде, а в процессе игры – остальным командам. Необходимо прочесть стихи о Родине.
II. Станция “Капитан Врунгель”
–Я, капитан Врунгель послал вам сообщение о своем путешествии над вашей страной. Но, говорят, я допустил ошибки. Найдите их. (текст на экране и у каждой группы на столах)
Россия – самая маленькая страна мира. Ее площадь равна 2,1 млн. км2. Северная материковая оконечность страны – остров Рудольфа в архипелаге Земля Франца – Иосифа. Крайняя южная точка России – город Кушка. Страна располагается в арктическом, субарктическом, умеренном климатических поясах. Велика протяженность России с запада на восток. Крайняя западная оконечность находится на песчаной косе в Балтийском море, недалеко от города Калининграда. На материке крайняя точка мыс Рудольфа.
Ответы сдать жюри. Желающий отвечает у доски.
III. Станция “Картографическая”
–Показать на карте перечисленные объекты.
Конкурс капитанов. Врунгель вручает карточки: “Капитаны впереди, доказать они должны в поединке благородном, что достойны что мудры.
1 команда | 2 команда | 3 команда |
о. Сахалин | о. Врангеля | о. Курильские |
г. Кавказ | г. Урал | г. Алтай |
Белое море | Карское море | Азовское море |
п-ов Ямал | п-ов Камчатка | хр. Черского |
оз. Ладожское | оз. Байкал | С–Атлантическое течение |
город Омск | город Мурманск | город Норильск |
р. Лена | р. Волга | р. Енисей |
Литературная разминка – 2 команда
IV. Станция “Природные зоны”
Каждой команде поочередно зачитывается задание. На обдумывание 10 сек. Каждая команда получает по 3 задания.
Примерные задания:
- Это самая засушливая территория России. Лето длинное и очень жаркое. Зима короткая 4…80С. Испаряемость в 10-12 раз превышает осадки. Растения – солянки, полынь. (Пустыни)
- Холодная зима, теплое лето. Соотношение тепла и влаги таково, что повсеместно благоприятствует росту деревьев. Почвы подзолистые. (Тайга).
- Жаркое лето и плодородные почвы позволяют выращивать злаки на больших площадях. (Степи).
V. Станция “Творческая”
Каждая команда выбирает себе задание Необходимо дать характеристику региона: географическое положение, рельеф, полезные ископаемые, климат, внутренние воды, природные зоны, хозяйственная деятельность человека. Определиться так, чтобы каждый ученик в группе участвовал в описании географического объекта. Музыкальное сопровождение.
Регионы:
–Омское Прииртышье;
–Урал;
–полуостров Камчатка.
Литературная разминка – 3 команда
VI. Станция “Экологическая”
Каждая команда представляет свою театральную миниатюру на экологическую тему (домашнее задание)
1. Театральная миниатюра “Плач Волги и ее детей – Ветлуги и Шарьинки”
На сцену выходят девочки в костюмах и коронах на головах с надписями: “Волга”, “Ветлуга, “Шарьинка”. Звучит русская народная песня.
Волга.
В древности называли меня Ра, что означает радость, река бога Солнца. Еще вчера я радовалась жизни. Гордилась знаменитыми волжскими просторами, своими притоками, своей чистой водицей, которая давала богатырскую силу всем русичам. Дарила людям вдохновение для песен и стихов да вкусную рыбицу. Испокон веков я была колыбелью, носительницей жизни. А сегодня я умираю… Люди, очнитесь! Меня, Волги, может не стать вовсе!
Ветлуга.
Копают наши берега до уреза. Срывают перекаты. Все дно завалили лесом!
Шарьнка.
Водица моя сала грязная-грязная. Рыба и та подохла вся.
Волга. И что люди думают? Их заводы всю нечисть в меня сливают, оставшихся осетров сделали инвалидами. Все деревца вдоль реки летом стоят с желтыми листьями! Люди, опомнитесь! Хватит надо мной эксперименты проводить! Не нужно переделывать того, что создано матерью – природой! А что скажете внукам своим? Ведь они не простят вам погибшей Волги!!!
2. Театральная миниатюра “2093 год”
На сцену выходят учащиеся в костюмах инопланетян, плакат “2093 год” с изображением голой пустыни, грязной реки и т.д.
Ведущий.
С далекой планеты на Землю прилетели инопланетяне. (Выходят инопланетяне, у них в руках – мешочки с надписью “Семена” и саженцы деревьев.)
Инопланетянин.
Дорогие земляне, здравствуйте! Мы прилетели к вам с далекой планеты Альфа-Центавра и привезли вам саженцы деревьев и семена овощей.
Землянин.
Спасибо большое! Но как вы узнали, что на Земле ничего не осталось, все растения исчезли? На месте лесов осталась пустыня, в реках давно нет рыбы и пресной воды!
Инопланетянин.
Нам передали о вашей беде жители созвездия Рыб. Они переслали вам в подарок вот этот букет цветов.
Землянин.
А мы уже и забыли, как прекрасно пахнут цветы! А ваша планета какая?
Инопланетянин.
Наша планета чистая, если смотреть из космоса – голубая. Такая какой была ваша Земля еще 150 лет назад.
Землянин.
Мы обязательно посадим сад из ваших саженцев и вырастим оаощи из семян. Уберем нашу Землю и тсанем беречь ее. Ведь это наш дом!
Инопланетянин.
Земляне! Мы улетаем к себе. Но скоро вернемся, чтобы помочь вам спасти вашу Землю. До встречи!
3. Защита реферата на тему “Экологические проблемы родного края”
VII. Станция “Угадай-ка!”
На стенной контурной карте мелом разного цвета (для каждой команды – свой цвет мела) чертит учитель символ в районе географических объектов в заранее выбранной последовательности. Учащиеся записывают в контурных картах ответы.
1 команда |
2 команда |
3 команда |
1. Берингов пролив | Татарской пролив | Обская губа |
2. Остров Новая Земля | Кольский полуостров | Курильские о-ва |
3. Река Иртыш | река Амур | река Волга |
4. Залив Шелихова | Керченский пролив | Берингов пролив |
5. Полуостров Крым | о-ва Северная Земля | о-в Врангеля |
6. Баренцево море | Чукотское море | Японское море |
7. Охотское море | Азовское море | море Лаптевых |
Учитель подводит итог. Жюри выделяют команду. Врунгель награждает команду-победителя эмблемами “Юный географ”.
Список использованной литературы
- И.Н. Болотникова “Уроки – игры в средней школе”. Волгоград: 2003.
- Н.Н. Кондратюк Дидактические материалы по географии”. М: 2003.
- Н.Н. Перепечева “Нестандартные уроки географии – 8 класс”. Волгоград: 2004.
- А.Ф. Романова “Предметные недели в школе – География”. Волгоград: 2007.