Сельские посиделки "Преданья старины глубокой"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление.

Плакаты:

1. Красному гостю - красное место.

2. Гость на гость – хозяину радость

Ведущий.

Добрый день! А что это значит?
Значит, день был по-доброму начат.
Значит, будет по-доброму прожит
И счастливые дни приумножит.

Забудем грустное и неприятное, отложим все проблемы и заботы, подарим друг другу хорошее настроение и добро пожаловать на наши посиделки. Заглянем в прошлое.

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Роднило их одно-собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах.

На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.

А хозяева предлагали чайку откушать, да гармошку послушать.

Итак, начнём наши посиделки.
Вспомним старину.
Времена давно не те,
Праздники другие,
Но обычаи старины
Помним, любим, чтим мы!

1 конкурс

Молодые люди собирались у добрых людей. Наш конкурс называется “Хозяева”.Здесь находятся предметы: нужно правильно назвать предмет, объяснить его прямое назначение и показать в действии.

1) Веник берёзовый . 7) Коромысло.
2) Гусиное перо. 8) Пяльцы.
3) Полотенце. 9) Гребешок.
4) Ухват. 10) Сарафан.
5) Чугунок. 11) Ножницы.
6) Половик.  

2 конкурс

“Всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками, житейскими историями-прибаутками.

Сейчас будем выкрикивать весёлые дразнилки.

1. У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется.

2. Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка.

3. Как у нас Ерёма есть-
Срам по улице провесть:
Нос картошкой, глаза плошкой,
Рот до самых до ушей,
Хоть завязочки пришей.

4. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку.

5. Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

6. Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин.

3 конкурс

Еще А. Н. Толстой писал “Русский народ создал устную литературу: мудрые пословицы, веселые песни, смешные небылицы”. Конкурс небылиц. Читаем по двое.

1.Что сегодня делал? 2.А ты куда шагаешь
Рукавицы искал За семь вёрст!
Нашел? Киселя хлебать?
Нашел. Нет, комара искать!
Где они были? Это которого же комара?
Да за поясом. Да того, который меня за нос хочет укусить!

3.Это еще что! Иду… Около меня свист. Я туда – свист, я сюда – свист! Беда думаю. Влез на берёзу – сижу, свистит. Ан, это у меня в носу!

4. А что со мной произошло! Свистит пуля, жужжит. Я в бок - она за мной! Я в другой - она за мной. Я упал в кусты - она меня хвать за лоб, я цап рукой - ан, это жук!

4 конкурс

Что – то засиделись наши гости, заскучали. Пора и ноги размять

А какие же посиделки без хоровода. Вставай народ, веди хоровод!

Все поем песню “Во поле береза стояла” и водим хоровод.

5 конкурс Пословицы и поговорки создавались на основе глубоких жизненных наблюдений народа, его богатого исторического опыта. Они бесценны. Вспомним некоторые из них. Необходимо назвать как можно больше поговорок и пословиц о животном или птице, изображенных на рисунках. (Свинья, медведь, заяц, волк, конь, овца, цыплята, коза, ворона, гусь, рыба)

  • Гусь свинье не товарищ.
  • Медведь на ухо наступил.
  • За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
  • Как волка не корми – он всё в лес смотрит.
  • Старый конь борозды не портит.
  • Дарённому коню в зубы не смотрят.
  • С паршивой овцы хоть шерсти клок.
  • Цыплят по осени считают.
  • Остались от козлика рожки да ножки.
  • Вороне соколом не быть.
  • Как рыба в воде.

6 конкурс

Пословица непросто молвится. Первая часть пословицы выписана в одном столбике, 2 – в другом. Необходимо правильно по смыслу составить пословицу.

1.Доброму слову такие и плоды.
Доброе начало два века живет.
Доброе дело не без конца
Какие труды добрый ответ

2. Рожь поспела сама себя хвалит
Ржаная каша берись за дело
Пока есть хлеб да вода всё не беда
Плох овес наглотаешься слез

3. Кто умеет веселиться гроша не стоит
Ум без догадки у того хоть всё брось
Кто делает на авось тот и горя не боится
Дерево смотри в плодах а людей в делах

4. Старый друг а телегу зимой
Готовь сани летом не вытащишь и рыбку
Без труда лучше двух новых
Что посеешь то пожнёшь

7 конкурс

Да умел, гулять народ….
Было, было дело
Так плясал, частушки пел,
Что земля гудела.

Поём частушки.
Уж я топну ногой
Да притопну другой.
Выходи, ко мне, Ванюша,
Попляши-ка со мной!

Прялку продам,
Веретёнышко продам,
Гармонь куплю-
Плясать пойду.

Ой, топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьёт
Или эти подошьёт.

Я сидела на окошке,
Ехал Гришенька на кошке.
Стал к окошку подъезжать,
Не мог кошку удержать.

Пляши, Андрей,
Не жалей лаптей
Сходим лыка надерём
Лапти новые сошьём!

Мы с подруженькой гуляли,
Возле нашего пруда,
Нас лягушки напугали,
Не пойдём больше туда.

Эй, топни, нога,
Топни правенькая!
Я плясать пошла,
хоть и маленькая!

Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулася назад,
Сапоги мои лежат.

Встал наш Ваня на носок,
А потом на пятку.
Стал он “русскую” плясать,
А потом вприсядку!

Ты куда, Ванюша, едешь,
Ведь телега без колёс?
А Ванюша отвечает:
“Заготавливать овёс”.

Ох, довольно, мы напелись,
Дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту
За игру весёлую.

Делай, батька, забастовку,
Бей у маменьки горшки,
Чтобы каши не варила
И не портила крупы.

8 конкурс

Суженый, ряженый,
Приходи ко мне наряженный.

Ну, а какие же посиделки для девушек без гадания на суженого? Мамы и бабушки, вспомним, как вы гадали в молодости?

9 конкурс

Молодые люди вели серьезные разговоры. А девушки слушали и примечали, кто из них умнее и мудрее.

А теперь давайте выясним и мы, кто из нас самый умный?

  1. Кто впервые подковал блоху? (Левша)
  2. Невеста домового. (Кикимора)
  3. Беззаботный, чудаковатый деревенский парень, герой многих русских народных сказок. (Иван - дурак)
  4. Средство передвижения Бабы-Яги. (Ступа)
  5. Кто победил Соловья-разбойника? (Илья Муромец)
  6. На каком музыкальном инструменте играл Садко? ( На гуслях)
  7. Ветви какого дерева используются для плетения корзин? (Ивы)
  8. Как называлась плетённая крестьянская обувь? (Лапти)
  9. Мастер по кладке печей.(Печник)
  10. Специальный печной “атрибут” в виде железной палки с загнутым концом. (Кочерга)
  11. Деревянное устройство для прядения шерсти. (Прялка)

10 конкурс

Раз, два, три, четыре, пять
Мы собрались поиграть.

Засиделись наши гости. Давайте поиграем в народные игры.

1. Третий лишний

Играющие становятся вкруг попарно. Игроки одной пары бегут друг за другом, один догоняет другого. Когда впереди бегущий устанет или поймёт, что его “засалят”, то он становится впереди какой – нибудь пары. Сзади стоящий в этой паре убегает. Ловящий, т. е. бегущий сзади, тоже может встать перед какой – то парой. Догоняющий не просто “засаливает” бегущего впереди, но и бьёт его легонько ремешком.

2. Гуси-гуси, га-га-га.

Играющие - волк, гуси, хозяйка. Гуси стоят недалеко от хозяйки. Волк стоит вблизи.

Хозяйка: “Гуси, гуси!”
Гуси: “Га – га – га!”
Хозяйка: “Есть хотите”?
Гуси: “Да – да – да!”
Хозяйка: “Ну, летите скорей домой”!
Гуси: “Нет, нет, серый волк под горой, не пускает нас домой”.

Гуси бегут к хозяйке, волк ловит гусей. Игра продолжается до тех пор, пока не поймает всех гусей.

3 игра. “Жёлуди”

Играющие садятся вкруг лицом друг другу. Водящий бежит сзади сидящих и незаметно роняет какой – нибудь предмет. Если тот, сзади которого брошен предмет, не заметит, и водящий добегает до него и салит, то он выходит из игры.

Водящий бежит и вслух говорит:

“Гуси – лебеди летели,
Они жёлуди кидали
И кричали: “У меня, у меня!”

Ведущий читает стихотворение учителя Тамалинской школы №2 Маркина Д.Д.

Если любишь край ты свой родной, Не забудь, конечно, и людей
То побольше знать о нём старайся: Ведь они для нас всего важнее.
С котелком, с котомкой за спиной Старцев чти, боготвори детей,
Ты в поход быстрее собирайся. Вряд ли есть на свете что милее.
Изучай овражки и ручьи, Где бродил ты, что ты собирал,
Назови их, если нет названья. Всё оставь! Чтоб что – то не забыли,
Гнёздышки увидел – это чьи? Дневники, которые писал,
Собирай и песни, и преданья. Им расскажут, чем мы раньше жили.

Вот и вспомнили мы старину. Знаем, помним её. Это хорошо. Значит, будем спокойны, наш опыт и знания передадим нашим детям.

До свидания, до новых встреч!

ЛИТЕРАТУРА

1. Взаимодействие школы, семьи, общественности в воспитании школьников. Пенза, 1994 г.

2. О содержании воспитательной работы с детьми. Пенза, 1999 г.

3. Внеклассные мероприятия в 5 – 11 классах. Издательство “Учитель”, 2007 г. Волгоград.