Данное учебное занятие является первым в разделе “Духовная сфера”, но наиболее известным учащимися на основе имеющегося у них жизненного опыта. Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности.
Общедидактическая цель учебного занятия – создать условия для получения, усвоения, обобщения и систематизации полученных учащимися знаний, а также способов деятельности с использованием технологии проектной деятельности.
Цели урока:
сформировать представление о
развитии образования в течении исторического
развития человечества, выявить и выделить
характерные и отличительные черты образования в
отдельно взятые исторические эпохи, определить
место образования в духовной жизни любого
общества; разъяснить некоторые нормативные
положения Закона Об Образовании, как основы,
регламентирующей образование как таковое.
Форма организации познавательной деятельности: групповая (при создании визуального проекта, при работе с фрагментами Закона об Образовании; общеклассная при презентации ).
Методы обучения: наглядно-образный, частично-поисковый, эвристический.
Средства обучения: Конституция РФ, Закон об Образовании, учебники по истории 5–9 классы (включая Россию и Всеобщую историю), бумага, фломастеры.
Понятия: образование, школа, самообразование, ученик, учитель, Устав школы, положение об аттестации.
План урока:
I. Организационный этап (деление на группы)
II. Подготовка учащихся к основному этапу: мотивация, целеполагание.
III. Усвоение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.
IV. Подведение итогов и рефлексия.
VI. Постановка и разъяснение домашнего задания.
Ход урока
1) Класс поделен на пять групп по принципу “Развитие образования в :
I. Древнем мире
II. Средних веках
III. Новое время
IV. Новейшее время
V. Современной России
2) Перед обучающимися ставятся цели урока, идет ознакомление с этапами урока.
3) Практическая деятельность.
Каждая группа имеет набор учебной литературы с перечнем разделов, к которым нужно обратиться для составления визуального проекта.
I. Древний мир (Приложение 1)
II. Средние века (Приложение 2)
III. Новое время (Приложение 3)
IV. Новейшее время (Приложение 4)
V. Современная Россия
В группе самостоятельно распределяются роли: историк, художник, координатор и их помощники (в зависимости от количества обучающихся).
Группы получают текстовые задания, которые необходимо выполнить в соответствии с соответствующей исторической эпохой. Ответы на предложенные вопросы в кратчайшей форме должны быть записаны на приготовленных проектных листах.
Предложенные текстовые задания:
- Чему учили?
- Где учили?
- Кто учил?
- Кого учили?
- Изучаемые дисциплины.
- Какие ступени образования имели место?
- Цели образовательного процесса?
- Выделялся ли воспитательный аспект в образовании?
Одновременно художник и его помощник изображают наиболее яркие картины образовательной системы заданного исторического периода.
Школьная доска поделена на восемь секторов. По истечению заданного времени каждая группа вывешивает свой проект в отведенном для этого секторе, включая работы художников.
Вопросы для обсуждения:
- повторяющиеся черты в образовательных процессах;
- индивидуальные черты в образовательных процессах;
- почему есть общее и частное в каждой исторической эпохе в образовательном процессе;
В результате проделанной аналитической работы ребята приходят к выводу о том, что образование есть общественный институт, основная цель которого – передача знаний и умений новым поколениям.
Предложенный художниками вернисаж также подразумевает анализ, вычленение общего, частного, ребята в группах делают выводы о причинах идентичности и своеобразия образования в различные исторические эпохи.
4) Рассматривается вопрос о нормативно-правовой базе современного образования в Российской Федерации.
1. Основной документ: Конституция Российской Федерации. Глава II, статья 43, пункт 1 – 5, анализ каждого пункта делает каждая группа, учитель делает вывод, особо обращая внимание на пункт 5, вводится понятие самообразование.
2. Закон об Образовании от 10 июня 1992 года, действующий в редакции от 13.01.1996 года. Учитель комментирует преамбулу закона и главу I. Закрепление на основе КИМов (Приложение 5) Учитель комментирует Статью 17 пункт 3,4,5
5) Краткий анализ Устава МОУ “Любинская СОШ №1”
6) Вопросы для закрепления:
1. Кто определяет образовательную политику?
2. Для достижения каких целей служит образовательная политика?
3. Чувствуете ли вы роль государства в развитии образования?
4. Какую роль играет самообразование в образовательном процессе?
5. Насколько значимо образование в условиях современного информационного общества?
7) Домашнее задание: составить кодекс прав и обязанностей участников образовательного процесса: учитель, ученик. Форма работы на выбор учащихся (групповая, парная, индивидуальная).
Литература.
- Агибалова Е.В., Донской Г.М., История Средних веков. Москва. Просвещение. 2005 г. с.48-49, 61.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. 6 класс. Москва. Дрофа. 2004 г. с. 82-83.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. 7 класс. Москва. Дрофа. 2005 г. с. 55-56, 127-128, 155, 194-196.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. 8 класс. Москва. Дрофа. 2005 г. с. 105-107, 233-234.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. 9 класс. Москва. Дрофа. 2006 г. Т. I. С. 71-72, 230, Т. II. С.63, 87-88, 112- 113, 183
- Закон об Образовании. Настольная книга директора школы. Москва.Астрель:Транзиткнига. 2005 г.
- Конституция Российской Федерации. Омега-Л. 2004 г. с. 11-12.
- Саплина Е.В., Ляпустин Б.С., Саплин А.И. История Древнего мира. 5 класс. Москва. Дрофа. 2005 г. с. 157-158, 183-184.