Оборудование.
- журнал "Наши друзья", газета "Окно в природу" (ее ребята выпускают сами);
- кормушки разных видов;
- книги о птицах;
- грамзапись "Голоса птиц";
- иллюстрации птиц;
- набор открыток "Птицы русского леса".
В класс вбегает ученик, держа в руках журнал, на обложке которого написано: "Наши друзья".
Ведущий 1. Ребята, мы получили последний номер журнала "Наши друзья". О ком он, вы узнаете, если разгадаете кроссворд.
Вопросы
- Всех я вовремя бужу,
Хоть часов не завожу. - На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый.
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул Свет в лесу... - Верещуньи, белобоки,
И зовут их всех ... - Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится,
Целый день звенит: "Тень-тень!"
Угадай-ка, что за птица? То веселая ... - И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши - прячутся, дрожа:
Очень уж суровы
Филины и ...
Ответы: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сороки. 4. Синица. 5. Совы.
В выделенных клетках - "ПТИЦЫ".
Ведущий 2. Так о чем же мы сегодня узнали из журнала?
Дети. О птицах.
Ведущий 2. Правильно. О птицах. Этот журнал необычный: он говорящий и звучащий. Его странички могут рассказать нам много нового и интересного о зимующих птицах. Давайте перелистаем страницы этого журнала. Открываю первую страницу. Как она называется?
Один из учеников громко читает "Репортаж с лесной опушки".
Ведущий 2. (с микрофоном). Сейчас мы услышим репортаж с лесной опушки, где собрались ее обитатели.
Птицы сидят кружком.
Ведущий 2. Давайте послушаем, о чем они говорят.
Звучит грамзапись "Голоса птиц".
Ведущий 1. Первая птица, у которой я взял интервью, сидела на стволе дерева. Она была очень красивая: перья красные, желтые, черные и белые. Клюв у птицы прямой, граненый и очень красивый.
Мальчик, одетый в костюм дятла, встает и проходит перед ребятами, давая возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.
Ведущий 2.
Кто вы? Дятел.
Хоть я не молоток
- По дереву стучу;
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.
Ведущий 1. Кто же это, ребята? Вы догадались?
Дети. Это дятел.
Дятел. Правильно, ребята! Я дятел.
Ведущий 2. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: "Дятел - лучший друг леса", вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки.
Дятел. Да, это обо мне. Вся жизнь моя проходит на деревьях. Здесь я добываю себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 см. Язык у меня липкий и имеет на конце маленькие шипики. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец. Питаюсь я также семенами хвойных деревьев. Ноги у меня приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют когти и расположены не так, как у других птиц: два пальца направлены вперед, а два - назад. Это помогает мне прочно держаться за кору деревьев.
Ведущий 1. Как внимательный врач, дятел усматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.
Ведущий 2. А что вы еще знаете о дятлах?
Дети. У дятлов есть кузницы. Они расположены на пнях. Дятел закладывает шишку в щель и разбивает ее клювом.
Дятел. А как можно найти эти "кузницы" в лесу?
Дети. Вокруг пня, где расположена кузница, очень много пустых шишек.
Дятел. Молодцы ребята! Я вас награждаю своими памятными медалями.
Дятел вручает детям, которые отвечали на вопросы, медали со своим изображением.
Ведущий 1. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой?
Звучит запись голоса синицы.
Ведущий 2. Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: "Синь-синь-синь"? И как будто повторяет, прислушайтесь...
Девочка, одетая в костюм синички, встает и говорит: "Скинь кафтан, скинь кафтан".
Ведущий 1. Ребята, вы ее узнали?
Дети. Это синица.
Синица. Да, я синица. Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Место для гнезда я выбираю в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником - дятлом. Зимой охотно поедаю семена ели, сосны и других растений.
Ведущий 2. Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, и поэтому надо устраивать для них "столовые". К кормушке, куда насыпают сухой корм, можно привязывать и кусочки сала.
Синица. Ребята! Посмотрите, что за маленькая птичка сидит рядом со мной.
Ведущий 1. На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют,
Гусениц мороженых яблоки клюют.
Кто это?
Ребенок, одетый в костюм снегиря, проходит по классу.
Снегирь. Я снегирь. Я уверен, что вы меня сразу узнали по моей красивой грудке. Я частый гость в ваших лесах зимой. Не случайно мое имя связано с первым снегом. Прилетаю я из более холодных мест. Там зима наступила раньше, и большая часть корма уже съедена птицами. Посмотрите, какой у меня толстый черный клюв. Им я вылущиваю семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедаю я семена ольхи и березы. Голос у меня скрипучий: "жи-жи", вместе с тем я издаю и мягкие звуки: "фю-фю" ("фьи-фьи").
Ведущий 2. А что это за стайка маленьких сереньких птичек сидит на дереве и так жалобно чирикает, словно жалуется на голод: "чуть-жив, чуть-жив?"
Несколько детей, одетых в костюмы воробьев, пробегают по классу.
Воробей. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха - и тепло ей под пухом и перьями. Вы думаете, воробьи - ненужные птицы? Нет, мы главные защитники - сторожа парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Ведущий 1. Эта маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. Что это за птица?
Мальчик, одетый в костюм поползня, встает.
Поползень. Среди птиц мы лучше всех лазаем. Помогает нам в этом особое устройство лапок с очень длинными пальцами и когтями. Зимой кусочек несоленого сала в кормушке или подвернувшийся в коре жучок для нас лакомство.
Ведущий 2. Окраска птички - голубовато-серая, горлышко, грудь и брюшко - белые, от клюва идет черная полоска.
Ведущий 1. Хотите верьте, хотите нет, но существует на свете птичка, которая выводит птенцов зимой, в лютые морозы. Эта птичка - клест.
Мальчик, одетый в костюм клеста, встает.
Клест. Конечно, выводим мы птенцов и весной. Вообще зимнее гнездование у нас бывает там, где на хвойных деревьях большой урожай шишек. У нас необычный клюв - с загнутыми перекрещенными концами. Клюв этот - отличное оружие для обработки шишек. Раздвигая чешуйки, а часто и обрывая их, мы извлекаем семена. Но у молодых клестов клюв обычный, прямой. Только недели через три после вылета птенцов из гнезда он у них искривляется.
Ведущий 2. Спасибо вам, птички! Много интересного вы рассказали нам о своей жизни зимой. Что вы можете пожелать ребятам?
Синица. Не забывайте о нас, ребята, зимой. Устраивайте для нас птичьи столовые. Помогайте нам пережить трудное зимнее время. А мы привыкнем к вашей кормушке зимой и не улетим от вас весной в лес. Ведущий 1. Спасибо, птицы!
Ведущий 2. Следующая страница нашего журнала - музыкальная. Предлагаем вам несколько заданий.
Ведущий 1. Первое задание: отгадайте, что это за птица? Ребята, послушайте запись.
Звучит дробь дятла.
Ведущий 1. Чей это голос?
Дети. Дятла.
Ведущий 2. Это задание для птиц: кто первым из птиц услышит свой голос, пусть встанет.
Звучат голоса птиц. Дети встают, услышав "свой" голос.
Ведущий 1. На доске вы видите карточки с изображением птиц. После того как вы прослушаете запись голоса птицы, один из вас - тот, кто отгадает, - подойдет к доске, покажет всем изображение этой птицы и назовет ее.
Дети выполняют задание.
Ведущий 2. Открываем третью страницу нашего журнала. На этой странице много необычного и занимательного. Здесь помещены народные приметы, загадки и стихотворения о наших пернатых друзьях. Слушайте загадку.
Вот опять гнездо себе
Мастерит в печной трубе
И туда, на крышу дома,
Тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха -
Хорошо птенцам и сухо,
И в колодец-дымоход
Ни за что не влезет кот!
Вот смекалка так смекалка!
Это что за птица?
Дети. Галка.
Ведущий 1. А какие вы знаете загадки о зимующих птицах?
Дети загадывают загадки.
Ведущий 2. А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: "Воробьи дружно расчирикались - к оттепели", "Дикие гуси летят - зимушку на хвосте тащат", "Синица к избе - зима на дворе", "Осенью птицы летят низко - к холодной зиме, высоко - к теплой зиме".
Ведущий 1. А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?
Дети называют приметы.
Снегирь. Молодцы, ребята! Много вы знаете о нас.
Ведущий 2. А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется "Перелетные и зимующие птицы". Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны присесть.
Дети играют. Победители получают награды.
Ведущий 1. А какие стихотворения о зимующих птицах вы знаете?
Дети читают стихотворения.
Ведущий 2. Открываем четвертую страницу нашего журнала. Как она называется?
Дети. Птичьи столовые.
Ведущий 2. Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Посмотрите, какие кормушки можно смастерить. А какие птицы прилетают к вашей кормушке?
Дети перечисляют птиц.
Ведущий 1. Прочитайте и запомните правила кормления птиц.
Правила записаны на листе ватмана.
- Во время подкормки птиц не сорите в лесу, парке, саду: не оставляйте там газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
- Кормушки для птиц должны быть очень укромными, лучше не раскрашенными.
- Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала.
- Кормите птиц регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.
Ведущий 2. Открываем пятую страницу нашего журнала. Здесь помещена викторина. Слушайте ее вопросы.
Кто зимой гнездо вьет?
Дети. Клест. Он и зимой отыскивает для своих птенцов корм - еловые, сосновые семена.
Ведущий 1. У какой птицы снежное имя?
Дети. У снегиря. Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной, когда снег стает, улетают на родину, в северные леса.
Ведущий 2. Пользу или вред приносят человеку синицы зимой, когда все насекомые спят?
Дети. Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и трещинках коры спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и многие их них поедают.
Ведущий 2. Чем страшна птицам зима?
Дети. Голодом.
Ведущий 1. Ребята, надеемся, что вам понравился наш "Устный журнал". Если вы захотите больше узнать о зимующих птицах, советуем вам прочитать книги.
Дети рассматривают выставку книг о птицах.
Ведущий 2. Закрываем последнюю страницу нашего журнала. До новых встреч, ребята!