Культура Башкортостана "Курай — национальный инструмент башкирского народа"

Разделы: Начальная школа


Цели.

1. Познакомить с видами курая – башкирского национального инструмента;

2. Рассказать о выдающихся кураистах;

3. Воспитывать гордость за свой народ и любовь к родному краю.

Оборудование. Аудиозаписи с мелодиями курая, курай – музыкальный инструмент, видеофильм о курае (серия “Кынгырау” - “Звонок”), государственные символы РБ, карточки с именами кураистов, учебник “Живые родники” 1-2 класс (авт. Идельбаев М. Х. )

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

1. Игра “Буквы рассыпались”.

На доске буквы К Р А Й У. Составить всевозможные слова с этими буквами

(РАЙ, КРАЙ, КУРАЙ)

Учитель. Какое слово самое короткое?

Дети. Рай.

Учитель. Какое слово самое длинное?

Дети. Курай.

Учитель. Сегодня мы с вами на уроке будем говорить о курае, о его видах, послушаем мелодию курая, дочитаем третью часть “Сказание о курае”.

2. Чтение стихотворения.

Звучит мелодия курая. Учитель читает стихотворение Геннадия Молодцова:

Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того, кому не пел курай.

Учитель. Ребята, что вы знаете о курае?

(ответы учащихся)

III. Проверка домашнего задания.

1. Беседа по первой и второй части “Сказания о курае”.

Учитель. Назовите героев “Сказания о курае”.

Дети. Хан, старик, старуха, егет (парень).

Учитель. Почему люди так сильно боялись хана?

Дети. У хана была странная привычка – брить голову. Для этого дела каждую неделю приглашал он молодого человека. После бритья головы владыка повелевал снести голову. И никто не мог перечить злой его воли.

Учитель. Что случилось с сыновьями стариков, живших “за семью лесами”?

Дети. Двое сыновей так же ушли брить голову хану и не вернулись в отчий дом.

Учитель. Чем мать снабдила младшенького в дорогу?

Дети. Мать замесила муку из лебеды на своём грудном молоке и испекла из того теста лепёшку.

Учитель. Как егет прощался с родными краями? Найти в тексте эти строки и прочитать.

Дети. Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы посмотреть на те места, где родился и вырос, и душа его сжалась от волнения и печали. Глядел он на холодные прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую гряду Ирендыка, и сам не заметил, как запел полным голосом.

Учитель. Ирендык - один из хребтов Южного Урала (показываю фотографию).

Рисунок 1.

Учитель. Как он добрался до ханского дворца?

Дети. Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, перейдя в брод глубокие реки, он добрался до дворца хана.

Учитель. Что егет увидел на макушке хана?

Дети. На макушке хана возвышался козлиный рог.

Учитель. Что стал делать егет после того, как обрил голову хана?

Дети. Егет был очень голоден с дороги. Он достал лепёшку из котомки и начал есть.

Учитель. Почему хан не смог убить бедного егета?

Дети. Потому что хан тоже попробовал этот вкусный хлеб, и он понравился. Хан узнал, что хлеб был испечён из лебеды на грудном молоке матери егета.

Учитель. Почему хан не смог убить бедного егета?

Дети. Потому что теперь хан и егет стали молочными братьями. И поэтому хан не имел права проливать его кровь.

Учитель. Куда он отправил его?

Дети. Ханские слуги связали егета по рукам и ногам, завязали чёрной тряпкой его глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чащу леса.

Учитель. Как жил егет в непролазной чаще леса?

Дети. Егет питался разными травами, ягодами, смастерил себе лук со стрелами, охотился на дичь. Из шкур зверей он сшил себе шубу. Он сильно тосковал по отчему дому. Иногда в отчаянии он кричал на весь лес: “У хана есть рог!” так он и не находил обратную дорогу домой.

IV. Открытие новых знаний.

1. Чтение 3 части “Сказания о курае”

Учитель. Мы продолжим чтение “Сказание о курае”. Открываем 111 страницу учебника.

2. Словарная работа.

Яйляу - летняя стоянка башкир.

Чтение по абзацам учащимися.

3. Беседа по третьей части.

Учитель. Понравилось ли вам сказание и чем?

Ответы учащихся.

Учитель. Как егет встретился с кураем?

Дети. Однажды егет лежал под деревом и услышал дивную мелодию. Он поднялся на ноги и пошёл в ту сторону, откуда доносилась мелодия. На вершине горы егет увидел стебель сухого курая. Он испускал под дуновением ветра мелодию.

Учитель. почему душа егета обрела спокойствие?

Дети. Егет научился играть, дуя в стебель курая, сочинял напевы. Ему казалось, что развеялась та ханская тайна, и душа егета обрела спокойствие.

Учитель. Как он оказался в родных местах?

Дети. Играя на курае егет сам и не заметил, как оказался в родных местах. Курай привёл его туда.

Учитель. Как поступил народ со злым ханом?

Дети. Люди пошли к дворцу хана. Отец егета держал хана за рог, остальные били злодея до смерти.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

V. Продолжение работы над новым материалом.

1. Рассказ учителя о курае.

Учитель. Ребята, кураю более 1000 лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия “Сынрау торна” - “Звенящие журавли”, имеет более тысячелетнюю историю. Курай в основном изготавливается из тростника, растущего на Южном Урале (показ рисунка растения курай – реброплодника уральского).

Рисунок 2.

Учитель. На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии.

2. Прослушивание отрывков мелодий курая.

Учитель. Какие чувства вызвала мелодия курая?

Ответы учащихся.

3. Рассказ учителя о курае.

Учитель. “Сделаю из камыша и заиграю на сор-курае…” поётся в народной песне. ( На доску вывешивается карточка - сор – курай – из тростника). На нём в основном играют девушки, женщины. Длина этого курая около 50 см.

С собой в походы башкиры брали медный курай (на доску вывешивается карточка – медный).

Учитель. Почему в походы брали именно медный курай?

Дети. Потому что медный курай был прочным.

Учитель. В народных преданиях говорится о медном курае Салавата Юлаева. С конца 70-х гг. 20 века мастер В. Ш. Шугаюпов изготавливает курай из деревянного шпона. (На доске карточка – из деревянного шпона)

Известны имена выдающихся кураистов – это Кубагуш сэсэн (15-16 век), Баик сэсэн (1710 – 1814 гг). Когда Баик сэсэну было 102 года, он встречал башкирских воинов, возвращающихся из Парижа с победой, игрой на курае собственную мелодию, которую специально для этого сочинил. Эта мелодия дошла до нас под названием “Баик”.

20 июля 1925 года знаменитый башкирский кураист Юмабай Исянбаев был приглашён в Москву. Там формировалась группа артистов для поездки в Париж. Юмабай Исянбаев повёз с собой тростник с корнем. И когда настала очередь для выступления, он вышел на сцену и прямо перед зрителями сделал курай и заиграл одну мелодию за другой. Один француз поднялся на сцену, посмотрел курай со всех сторон. И когда кураист заиграл мелодию “Баик”, одна французская дама сняла с пальца золотой перстень и надела на палец кураиста (по ходу рассказа на доску вывешивается плакат с фамилиями этих кураистов).

4. Просмотр видеофильма из серии “Кынгырау”, отрывка “Курай”. (3 минуты)

Сейчас мы познакомимся с нашим современником – известным кураистом Ишмуратом Ильбаковым. (Просмотр видеофильма из серии “Кынгырау”, отрывок “Курай” (3 мин).

5. Беседа по просмотренному видеофильму.

Учитель. Что интересного узнали из просмотренного видеофильма?

Ответы учащихся.

6. Работа с символикой Республики Башкортостан.

Учитель. (Показываю символический курай – соцветие). Где, ребята, вы видели такой курай?

Рисунок 3.

Дети. На флаге и гербе Республики Башкортостан.

Рисунок 4.

Учитель. Что означает 7 лепестков курая?

Дети. Семь лепестков курая означает содружество семи племён башкирского народа, которые обращались к Ивану Грозному о принятии башкир в состав Русского Государства.

7. Чтение стихотворения о курае.

Чтение стихотворений. .

Читают выразительно несколько учащихся под мелодию курая.

Курай (М. Гали)

Ах, как мне нравится Курай!
Ах, как на нём мой брат играет!
Прошу я брата: “Поиграй
Ещё немного на курае!
Как это палочка поёт?
Хочу понять - не понимаю
Я вот уже, который год
Над этим голову ломаю”.
А брат смеётся мне в ответ
И подаёт Курай: “Пойми ты:
Он открывает свой секрет
Лишь настоящему джигиту”.
Нет, я не стану горевать,
Я от обиды не заплачу:
Я завтра ж научусь играть –
Какой же я джигит иначе?!

Курай (А. Игебаев)

Когда я слушаю Курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Тростинку срежу я в лесу,
Домой с собою унесу.
И только дуну в свежий срез, -
Как зашумит уральский лес.
И зажурчит наверняка,
В ней мелодичная река.
Держу курай… В родном краю
Я песни звонкие пою.

VI. Подведение итогов.

1. Отгадывание кроссворда. Работа в паре.

1. Кураист – наш современник. (Ильбаков)

2. Гора. (Урал)

3. Женский курай. (Сор)

4. Сэсэн, который встречал башкирских воинов, возвращавшихся из Парижа. (Баик)

5. Имя кураиста Исянбаева. (Юмабай)

2. Беседа.

Учитель. Что нового узнали на уроке?

Дети. Мы узнали о разновидностях курая.

Учитель. Назовите эти разновидности.

Дети. Сор – курай, курай из тростника, медный курай, из деревянного шпона.

Учитель. С какими кураистами познакомились?

Дети. Кубагуш сэсэн, Баик сэсэн, Юмабай Исянбаев, Ишмурат Ильбаков.

VII. Оценивание за урок.

VIII. Домашнее задание:

1. Прочитать 3 часть сказания.

2. Ответить на вопросы страницы 112.

3. Рассказать дома о том, что узнали нового о курае.

4. Проиллюстрировать понравившуюся часть сказания.