Цели:
- Познакомить с детской народной игрушкой как наследницей и хранительницей тайн и легенд народной культуры взрослых.
- Развивать интерес к старинной народной игрушке.
- Воспитание чувства уважения к прошлому нашего народа.
Оборудование: сундучок, письмо-приглашение, тряпичная кукла (безликая), детская расписная прялочка и веретено, матрёшки, глиняные игрушки (женские фигурки, олень, конь и т.д.), знаки главных природных стихий ( огонь, вода, земля, воздух), расписные свистульки, деревянные игрушки; пословица “Хорошая работа два века живёт.”
Ход занятия
У. - Начиная наше занятие, давайте перенесёмся в далёкое прошлое, в детство ваших бабушек и прабабушек, дедушек и прадедушек.
(погружение в урок)
- Закройте глазки. Представьте себе старинную русскую избу. В углу – большая расписная русская печь. Палати. Деревянный стол и лавки. Большой сундук, а рядом – маленький. Вот на этом маленьком сундучке мы и остановим свой взгляд.
(дети открывают глаза, перед ними маленький сундучок)
У. (читает стих)
У бабушки Насти
Волшебный ларец,
Там заперт на ключик
Чудесный дворец.
Открывается палата, (учитель открывает сундучок)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища?
Есть ли там сокровища?
(ученик достаёт письмо и читает)
“Приглашаю совершить путешествие в мир старинной народной игрушки. Узнать тайны и легенды игрушек.” бабушка Настя
У. - Тема нашего занятия (дети читают на доске) “Тайны народных игрушек”.
Кукла
У: Эту игрушку имеет каждая девочка: одевает, кормит, спать уложит. Что это?
(открываем сундучок и достаём старинную тряпичную куклу)
- Наверное, нет ни одной девочки на свете, которая не играла бы в куклы. У каждой в своём уголке – кукольные дома, кроватки с матрасиками, столики с посудой. Сейчас очень много красивых кукол, у каждой – своя любимая.
В русских крестьянских семьях девочки играли тряпичными куклами . Они их шили сами из любых кусочков ткани с большим старанием, т.к. по кукле судили о вкусах хозяйки и её мастерстве.
Куклу наряжали, а лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла приобретала душу. И если у куклы было нарисовано лицо, то это могло повредить ребёнку, навести на него порчу и ребёнок заболеет. Взрослые верили, что кукла охраняет детский сон, оберегает ребёнка. В старину, у каждой девочки была заветная мечта- цветная, расписная, украшенная резьбой прялочка. (учитель показывает маленькую расписную прялочку) Первую прялку для девочки делал отец. Выточит веретено, чтобы прясть, и грибок, чтобы штопать. С детства приучали детей хозяйничать в доме и наводить уют. Скалки и мисочки, сахарницы и солонки, коробочки и кувшинчики – всё расписное, глаз не отвести!
Игрушки с детства приучали детей к труду.
Матрёшка
У. (читает загадку)
Ростом разные подружки,
Не похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрёшка)
(обращает внимание на выставку матрёшек) <Рисунок 1>.
Вот она стоит на прилавке – новая, яркая, пахнущая свежим деревом и лаком. Какая у матрёшки может быть биография? Липа в лесу, токарный станок, стол мастерицы, московский рынок.
- Матрёшка – известная во всём мире кукла. Но она необычная.
- Как вы думаете, почему? (в ней прячется целое семейство)
Все они матрёшеньки,
Все они милёшеньки.
Все с алыми щёчками
Под пёстрыми платочками.
- До чего же матрёшка красива!
Откуда она к нам пришла?
Когда появилась на свет?
Сколько лет матрёшке?
История матрёшки:
1-й ученик:
Матрёшке – более 100 лет. А начиналось всё так. Владелица подмосковного имения Мамонтова привезла из Японии игрушку в виде фигурки японца (показывает рисунок) - кокеси. Внутри этой фигурки было несколько кукол – одна в другой.
2-й ученик:
Игрушка настолько понравилась, что Мамонтова решила сделать подобную, но только в виде молодой крестьянской девушки.
3-й ученик:
Сделал матрёшку мастер игрушек из Загорска Василий Звёздочкин. Художник Сергей Малютин переодел куклу в русский костюм. Заморская пришелица прижилась у нас на диво быстро. Яблоками лег на щёки румянец, прикрыл голову яркий платочек, свесилась из-под него толстая коса.
4-й ученик:
Когда кукла была готова, кто-то из друзей воскликнул “Типичная Матрена!”. Так игрушка и вошла в обиход под названием матрёшки. Первая матрёшка состояла из 8 фигурок.
5-й ученик:
В 1900 году она была представлена на Международной выставке в Париже и завоевала золотую медаль, как самая лучшая кукла. С тех пор матрёшка считается исконно русской. Она стала настолько популярна, что не могла не установить какого-нибудь рекорда.
Так и случилось. В книгу рекордов “Диво” попал самый большой комплект матрёшек, созданный в маленьком городке Семёнове. В матрёшке-гиганте 56 кукол. Рост самой крупной – больше метра, а самой маленькой – горошина. Семёновский мастер Евгений Безруков сделал матрёшку высотой 1 метр, а в ней было 70 матрёшек!
6-й ученик:
Кто матрёшку сделал, теперь мы знаем.
И известно нам, что сотни лет.
Вместе с Ванькой-Встанькой, как живая
Покоряет кукла белый свет.
И матрёшка, через всю планету
До сих пор уверенно идёт.
Выступает гордо, величаво,
С удалой улыбкой на лице,
И лежит за ней по миру слава
О безвестном мастере – творце. (сл. Ю.Жулькова)
У. - Русская матрёшка желанная гостья в каждом доме.
- Как вы думаете, в чём секрет её успеха и долгожития?
- Почему она всем нравится?
Вывод: - Да потому, что русская матрёшка во все времена символизировала дружбу да любовь, пожелание счастья и благополучия.
- Матрёшка – это хороший подарок к любому празднику. Это посланница добрых чувств.
(дети демонстрируют раскладушку по собранному материалу о матрёшке)
Глиняные игрушки. “Дымка”.
(открываем сундучок, достаём загадку)
Игрушки наши всюду славятся.
Надеемся, и вам понравятся.
У. - Сейчас мы заглянём в удивительный мир глиняной игрушки.
Земля… Для крестьянина она была словно живое существо. По представлениям народа земля засыпала на зиму и просыпалась от горячих лучей весеннего солнца. Пила воду, родила урожай. Нежно, по-матерински заботилась о людях – кормила, поила, одевала, охраняла от бед, плакала от человеческой несправедливости.
В глазах народа она была чистой и светлой.
С самого раннего детства в детях воспитывалось уважение к земле.
Свою любовь и уважение к земле, занятие земледелием люди выражали в глиняной игрушке.
Глиняную игрушку ласково называли дымковской игрушкой.
А вот почему её так называли, вам расскажут ребята.
8-й ученик:
Понял я умом своим -
Дымковская – значит, дым!
Значит, глину обжигали,
В печку русскую сажали…
9-й ученик:
Обжигали, но названье
Ведь от местности идёт.
Слушай же моё сказанье,
Любознательный народ…
10 ученик:
Её так назвали по месту происхождения. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково. Слобода окружена могучими лесами. Далеко до неё добираться, заблудиться можно. Даже с высоты птичьего полёта не видно было деревушки. Только дымок от печки и можно было заметить. Он вился среди зелёного леса.
Когда над слободой расстилался туман, то зрелище было необыкновенным. Деревушка была словно в дымке. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка.
12-й ученик:
Темы дымковских игрушек были самые разные: женская фигурка: (показывает образцы глиняных женских фигурок)
Очень часто среди глиняных игрушек встречается женская фигурка. Одни стоят подбоченясь, другие несут блюда с пирогами, вёдра с водой, держат младенцев на руках.
Женщина – это хозяйка Мира, образ родной земли, её животворящих сил. Её называли – дарящая жизнь.
фигурка оленя:
Это священный зверь, знак неба и солнца, символ нарождающейся жизни.
конь:
Конь – это знак Солнца. Древняя легенда рассказывает, что каждую весну молодое солнце выезжает на небо в чудесной колеснице, в которую запряжены кони с золотыми хвостами и серебряными гривами. Бежит конь - из ноздрей и ушей пламя пышет. Мощный бег коня напоминал людям в древности течение рек, ливень небесных вод.
Две стихии огонь и вода – соединяются в образе коня.
Это солнечные, огненные кони. Кони всегда помогают людям в работе. Они считаются покровителями домашнего очага.
13-й ученик:
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы,
От солнечного лучика,
В ней что-то есть от радости,
От тёплых, ясных дней.
14-й ученик:
Эти глиняные звери
Белоснежны, как берёзки.
А на них, смотрите, точки,
Строчки, палочки, кружочки.
Мы от этого узора
Отвести не в силах взора.
У. - Эти узоры – не просто украшения. Они говорят о главных природных стихиях: огонь, вода, земля, воздух.
- Что означают эти знаки?
Давайте вспомним вместе.
- На что похож круг? (солнце)
Это небесный знак. Круг - символ жизни и солнца. “Не земля родит хлеб, а солнце” - говорили в народе. И верно: солнце для пахаря – это свет и тепло, а значит и богатый урожай. С солнцем также были связаны представления о здоровье, достатке, правде и счастье.
С представлением о солнце был связан и красный цвет. Круги, окружности, красные кресты, украшавшие глиняные фигурки, и впрямь похожи на солнце.
Почему кресты? Если посмотреть на солнышко, прищурив глаза, то можно увидеть четыре ярких расходящихся луча, похожие на крест.
Красный цвет – это символ огня, тепла. Это красивое, доброе, хорошее.
Люди говорили, что солнце своими лучами согревает землю и даёт ей силу плодородия.
Квадратики на глиняных игрушках - это земные знаки (солнце, небо, земля, огонь); треугольники – единство нижнего, среднего и верхнего мира; точка – начало начал, семена будущей жизни; ёлочка – символ здоровья.
весенний праздник “Свистунья”
У. Вот что удалось узнать ребятам у хозяйки нашего школьного музея “Русская изба”. (дети брали интервью у руководителя школьного музея)
Прослушайте магнитофонную запись.
В далёкие времена во многих сёлах и городах проходили шумные ярмарки.Чего только не свозили на них народные мастера! И ни одна ярмарка не обходилась без забавных глиняных игрушек. Ребятишки и взрослые брали свистульки, выходили за околицу и что есть мочи дули в них.
По верованиям древних славян своим свистом и шумом они отгоняли злых духов, провожали старуху-зиму.
Катали по земле яйцо – так славяне пробуждали от зимней спячки землю.
Далеко летели заливистые трели свистульки. Свистульки делали в честь бога солнца – Ярилы, приход которого праздновали земледельцы. Такой весенний праздник назывался Свистунья или Свистопляска.
А вот ещё одна легенда об этом празднике. Послушайте.
Однажды к городу Вятка подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверно, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони.
Кочевники решили, что их окружает подоспевшая на выручку дружина, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек.
(учитель обращает внимание детей на выставку глиняных игрушек)
У. - Какие чувства испытываете вы, глядя на эти чудесные игрушки?
- Хотелось бы вам дома иметь такие игрушки?
Их можно сделать своими руками, как это сделали ребята на занятиях кружка.
Деревянная игрушка
У. -А ещё в старину были очень популярны деревянные игрушки.
Кто не знает весёлой игрушки “кузнецы?” По сторонам наковальни укреплены на подвижных планках резные угловатые фигурки – крестьянин и медведь с молотком. Потянешь планки за концы в стороны, и фигурки поочерёдно наклонятся и громко стукнут молотками о наковальню. В игрушке оживают образы любимых сказок о косолапом мишке и трудолюбивом мужике.
Изображение кузнецов, бьющих по наковальне, стало со временем своеобразной эмблемой русской народной деревянной игрушки. Игрушки точёные, расписные, резные. Делали их из чистого белого дерева: липы, осины, берёзы.
(Дети представляют раскладушку с материалом о деревянной игрушке, иллюстрации разных деревянных игрушек, поделки из дерева)
1-й ученик:
Деревянная игрушка тесно связана с природой, человеком, его трудом.
2-й ученик:
Коньки-горбунки на колёсах – тоже необычные игрушки. Особенно интересно сочетание в “каретках” изображение коня и расчерченного круга. Кони и круг – древние символы. Этот образ воспринимался как покровитель домашнего очага – “оберег”. “Небесные огненные кони, влекущие за собой солнечный диск”. Конь – это образ Солнца. С народной игрушки смотрит на нас солнце – Ярило, солнечное божество славян-земледельцев. Красные кони – символ огня, тепла и света. “Красный” означает и хороший, красивый, добрый..
3-й ученик:
Много игрушек с изображением медведя. Медведь – древний священный зверь. Его считали владыкой природы, родоначальником людей.
4-й ученик:
Имя зверя тоже было священным. Произносить вслух его было нельзя. Вот и называли медведя хозяином, дедушкой, батюшкой. Медведь помогал человеку в работе.
(берёт игрушку и показывает её в действии)
Итог занятия
У.- Закрывается палата
Вы узнали, чем она богата? (закрывает сундучок)
Игрушка – это часть культуры народа. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушки. Поэтому мастера-игрушечники вкладывали в образ игрушки всю свою фантазию, выдумку и изобретательность. Вносили своим искусством в повседневную жизнь поэтичность и красоту. Никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и незаметно существовало рядом с человеком с его рождения и до смерти. Спустя много лет осознали, какие богатства и тайны накопила народная культура в течение многих столетий.
Настоящая народная игрушка всегда добрая, красивая, приносящая радость, веселье, счастье.
Мы сегодня заглянули в мир старинной народной игрушки, узнали тайны и легенды их происхождения.
Народная пословица гласит: “Хорошая работа два века живёт”. А мы можем добавить: “Живёт и того больше, когда её хранят и берегут”.