Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учёта специфики пола ребёнка. По мнению автора Белопольской Н.Л. в условиях недифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек, в котором размываются границы между женскими и мужскими социальными ролями, поло ролевая социализация осуществляется стихийно, без должного педагогического внимания. В результате чего воспитание поло-ролевого поведения затрудняется, а в некоторых случаях приобретает искажённый деструктивныё характер. Поэтому всё менее отчётливо проявляются черты традиционных свойств личности у детей разного пола: мужественности – у мальчиков и женственности – у девочек.
Известно, уровень сформированности полоролевого поведения дошкольников во многом зависит от уровня профессиональной подготовленности педагогов – дошкольников в области воспитания детей разного пола. “Среда дошкольного учреждения, как правило, не содействует поло ролевой социализации мальчиков и девочек, не содержит элементов, способствующих проявлению ими мужских и женских способов поведения. Мальчик в ходе типичного для наших дней феминизированного воспитания переходит из одних женских рук в другие (мать – воспитательница – учительница)” (Филиппова С.О.). Явление стирания половых различий противоречит существующим культурным нормам взаимоотношения полов, а также традициям половой дифференциации, сформировавшимся в течение многих веков.
Половая принадлежность является одной из основных характеристик личности. Сегодня вопрос учёта и формирования пола ребёнка является наиболее актуальным с одной стороны, и наименее разработанным – с другой.
Физическое воспитание детей в большинстве дошкольных учреждений сегодня для мальчиков и для девочек практически не имеет различий: одни и те же упражнения, одна и та же нагрузка, одна и та же методика обучения. Половые различия встречаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
Мы представляем опыт работы, цель которой, формирование поло ролевого поведения мальчиков и девочек дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
Для решения данной проблемы мы поставили перед собой следующие задачи:
- Определить основные направления учёта половых особенностей детей дошкольного возраста на занятиях физическими упражнениями.
- Организация и проведение занятий по физической культуре, направленных на формирование соответствующих полу ролевого поведения девочек и мальчиков.
Нами были отобраны и апробированы средства, формы, способы организации физкультурно-оздоровительной работы, что позволило определить основные направления учёта половых особенностей детей дошкольного возраста на занятиях физическими упражнениями, а именно:
- Уровень профессиональной подготовки педагога-дошкольника
- Предметно-развивающая среда (инвентарь и оборудование)
- Способы организации занятий и подбор упражнений
- Дифференцированное нормирование физической нагрузки
- Методика обучения и педагогическое руководство двигательной деятельностью
- Двигательные предпочтения детей
- Взаимодействия детей на занятиях физическими упражнениями
- Требования к качеству выполнения задания и оценка двигательной деятельности
- Для организации и проведения физкультурных занятий мы разработали следующие варианты двигательной деятельности:
I блок - занятие всей группой, где часть заданий для девочек и мальчиков имеют отличия.
II блок- занятие по подгруппам (мальчики и девочки)
III блок - “интегрированный вариант” проведения занятия
Первый вариант занятий имеет свои разновидности, например:
- в подготовительной и заключительной части занятий дети выполняют упражнения все вместе, а в основной они делятся на подгруппы;
- все дети занимаются вместе, а общеразвивающие упражнения мальчики выполняют с отягощениями, учитывая исходные положения и дозировку.
Второй вариант, это занятия, которые требуют разных методических подходов при работе с мальчиками и девочками или тематические занятия, где двигательная деятельность носит ярко выраженный поло ролевой характер.
Так называемый “интегрированный вариант” предполагает проведение занятия с подгруппой детей (мальчиков или девочек), где в одной из частей
принимают участие дети другого пола, демонстрируя своё мастерство (см. приложение 1, приложение 2).
Практика показала, что выбранная система занятий, её вариативное исполнение, помогает решать проблему формирования полоролевого поведения детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях. Таким образом, уже с четырёх летнего возраста, мы, специалисты, можем и должны активно формировать соответствующее полу ролевое поведение мальчиков и девочек на занятиях физическими упражнениями, что значительно повысит качество и эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях.