Применение компьютера для оформления работ по учебным предметам (элективный курс для 9-го класса)

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Современный компьютер предоставляет пользователю большое количество возможностей, включающих в себя обработку числовой информации, создание и оформление электронных документов, прослушивание музыки, просмотр фильмов, общение в сети Интернет и многое другое. Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники старшеклассниками является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы, формулы, внедряются мультимедийные объекты; графические редакторы позволяют получать элементарные рисунки и композиции из них, схемы, диаграммы, табличные процессоры — создавать диаграммы и решать задачи, а технология OLE связывает разнородные объекты в единое целое. В процессе работы с документами некоторые из входящих в них объектов предварительно получаются с помощью специализированных аппаратных средств, например сканера или цифровой камеры. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно зачастую по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.

Для учеников физико-математического и технологического профилей особенно важно умение работать с тематическими документами и материалами профилирующих предметов — математики, физики, химии, астрономии, так как большое количество учебного времени отводится на изучение именно этих предметов. Повысить свои технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера, а также приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в базовом курсе информатики, учащиеся могут на данном элективном курсе.

Концепция курса

Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин естественно-математического цикла, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, учащиеся учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое. Материал курса тесно связан с профилирующими предметами. Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере. Среди используемых программ учителю необходимо иметь в наличии текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, программы обработки графической информации (Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop), программы сканирования и распознавания материалов (Fine Reader), желательно наличие редактора математических документов ТеХ и обучающих электронных изданий. Возможно применение математического пакета Mathcad, а также специализированных программных средств каждой из рассматриваемых дисциплин.

Учебные цели и задачи курса

  • Формирование и отработка навыков создания на компьютере тематических документов и материалов для школьных дисциплин естественно-математического цикла;
  • привитие культуры работы с документами и материалами;
  • расширение технологических навыков;
  • подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
  • демонстрация межпредметных связей информатики и дисциплин естественно-математического цикла;
  • выработка знаний о правилах оформления документов;
  • освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для школьного курса информатики.

Формы организации учебных занятий

При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерный практикум. На лекциях речь идет о возможностях прикладных программных средств компьютера по созданию документов и материалов из дисциплин естественно-математического цикла, объясняются способы работы с теми программными средствами, которые не изучались школьниками в основном курсе информатики. Практикум направлен на отработку и/или формирование навыков создания на компьютере тематических документов и материалов. Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал и о возможностях различных прикладных программных средств применительно к созданию тематических документов и материалов, определяются основные направления работы. Сам курс имеет блочную структуру. Каждый блок связан с определенной школьной дисциплиной и всегда начинается с лекции, в которой раскрываются специфика и особенности оформления документов и материалов по данной дисциплине, перечисляются используемые программные средства. Если предлагаемое к использованию программное средство ученикам не знакомо, то выдаются сведения о правилах работы с этим средством.

На практикуме отрабатываются навыки создания тематических документов и материалов. Заканчивается блок отчетным занятием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные материалы по дисциплине.

Итогом курса является зачетная работа “Тематические материалы по ...” (вместо многоточия указывается название школьной дисциплины), в которой ученики должны представить оформленный материал к нескольким разделам соответствующей школьной дисциплины. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам средних классов в виде мини-урока. Данное предложение предварительно согласуется с учителем-предметником. Разработанные материалы могут также найти применение в практической деятельности учителей-предметников.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса

Учащиеся:

  • знают назначение прикладного программного обеспечения компьютера;
  • имеют представление о способах обработки различных видов информации;
  • владеют основами подготовки электронных документов, в том числе в текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel и одном из графических редакторов;
  • умеют вручную поточечно строить графики функций;
  • умеют представлять данные в табличном виде;
  • имеют представление об аппаратных и программных средствах получения электронных копий с материальных носителей;
  • умеют решать и правильно оформлять решения задач по школьным дисциплинам естественно-математического цикла.

Содержание обучения

Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами.

  • Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel.
  • Программы обработки графической информации. Microsoft Paint. Adobe Photoshop.
  • Программы сканирования и распознавания материалов Fine Reader.

Математические документы.

  • Специфика математических документов. Правила их оформления.
  • Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. Создание формул без использования редактора формул. “Математические” шрифты Symbol и Lucida.
  • Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Мастер построения диаграмм Microsoft Graph. Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы.
  • Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word.
  • Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы.
  • Сканирование математических рисунков. Редактирование их средствами программ компьютерной графики.

Материалы по физике.

  • Специфика материалов по физике. Правила их оформления.
  • Оформление решений физических задач средствами текстового процессора Word и табличного процессора Excel. Построение таблиц с физическим содержанием. Таблица “Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений”. Оформление в табличном виде результатов измерений и вычислений.
  • Создание схем средствами текстового процессора Word и программ компьютерной графики на примере материала раздела “Электричество”.
  • Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений из раздела “Оптика”.
  • Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel на примере материала темы “Механические колебания”.
  • Сканирование и редактирование текстов с физическим содержанием. Сканирование изображений с физическим содержанием.

Материалы по астрономии.

  • Специфика материалов по астрономии. Правила их оформления.
  • Оформление решений задач по астрономии средствами текстового процессора Word. Применение редактора формул Microsoft Equation. Использование “астрономического” шрифта Astro-SemiBold.
  • Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Подготовка таблицы “Основные сведения о планетах Солнечной системы”.
  • Создание схем средствами текстового процессора Word и программ компьютерной графики на материале темы “Небесная сфера. Астрономические координаты”.
  • Сканирование изображений с астрономическим содержанием. Карта звездного неба; планеты; космические корабли. Редактирование отсканированных материалов.

Материалы по химии.

  • Специфика материалов по химии. Правила их оформления.
  • Оформление решений задач с химическим содержанием средствами текстового процессора Word. Внедрение химических формул. Записи химических реакций.
  • Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Подготовка таблицы “Периодическая система Д. И. Менделеева”.

Сканирование изображений с химическим содержанием. Рисунки приборов для проведения опытов.

Создание занимательных материалов к дисциплинам естественно-математического цикла.

  • Оформление тематических кроссвордов, сканвордов, ребусов и криптограмм средствами Word.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, умениями и навыками:

  • знают специфику оформления документов и материалов школьных дисциплин естественно-математического цикла;
  • умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин естественно-математического цикла (схемы, диаграммы, формулы, таблицы, рисунки) с помощью прикладных программных средств компьютера;
  • владеют навыками работы с графической информацией средствами пакетов компьютерной графики;
  • умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);
  • имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;
  • владеют способами продуктивной деятельности.

Учебно-тематический план курса

Тема

Уроки Кол-во часов
Глава I

Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами

Текстовый процессор Word.

Табличный процессор Excel.

Программы обработки графической информации. Microsoft Paint, Adobe Photoshop.

Программа сканирования и распознавания материалов Fine Reader.

1

1

2

1

Глава II

Математические документы.

Специфика математических документов. Правила их оформления. Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation.

Создание формул без использования редактора формул. “Математические” шрифты Symbol и Lucida.

Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Мастер построения диаграмм Microsoft Graph.

Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы.

Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word.

Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы.

Сканирование математических рисунков. Редактирование их средствами программ компьютерной графики.

1

1

2

 

1

 

2

1

 

2

Глава III

Материалы по физике.

Специфика материалов по физике. Правила их оформления. Оформление решений физических задач средствами текстового процессора Word и табличного процессора Excel.

Построение таблиц с физическим содержанием. Таблица “Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений”. Оформление в табличном виде результатов измерений и вычислений.

Создание схем средствами текстового процессора Word и программ компьютерной графики на примере материала раздела “Электричество”.

Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений из раздела “Оптика”.

Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel на примере материала темы “Механические колебания”.

Сканирование и редактирование текстов с физическим содержанием. Сканирование изображений с физическим содержанием.

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

 

Глава IV

Материалы по химии.

Специфика материалов по химии. Правила их оформления. Оформление решений задач с химическим содержанием средствами текстового процессора Word.

Внедрение химических формул записи химических реакций.

Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word.

Подготовка таблицы “Периодическая система Д. И. Менделеева”.

Сканирование изображений с химическим содержанием.

Рисунки приборов для проведения опытов.

1

 

1

1

2

1

1

Глава V

Создание занимательных материалов

Оформление тематических кроссвордов, сканвордов и криптограмм.

Оформление тематических ребусов в текстовом процессоре Word и средствами пакетов компьютерной графики.

2

2

Рекомендуемая литература

  1. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  2. Калина О. Г., Павлова Л. С. Программа HyperChem на уроках химии//Информатика и образование. 2001. №8.
  3. Кишик A. Adobe Photoshop: Эффективный самоучитель. М.: DS, 2002.
  4. Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: АСТ-Пресс, 2002.
  5. Нифантьев Э. Е., Ахлебинин А. К., Лихачев В. Н. Компьютерные модели в обучении химии // Информатика и образование. 2002. № 7.
  6. Попов A. Excel: Практическое руководство. СПб: Питер, 2000.
  7. Русских С.И. Графические объекты Word // Информатика и образование. 2001. №6.
  8. Симонович С.В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.
  9. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.
  10. Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО “Московские учебники”, 2001.
  11. Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  12. Школьные учебники по математике, алгебре, геометрии, физике, химии, астрономии.

Рекомендуемые электронные издания

  1. Интерактивная энциклопедия науки и техники “От плуга до лазера 2.0” (“Новый диск”).
  2. Компьютерная проектная среда “Живая физика” (ИНТ).
  3. Компьютерное пособие “1С: Репетитор. Естественные науки” (“1С”).
  4. Компьютерное пособие “1С: Репетитор. Физика” (“1С”).
  5. Мультимедийный курс “Открытая физика 2.0” (“Физикон”).
  6. Образовательный компьютерный курс “Физика в картинках” (“Физикон”).
  7. Обучающий диск “Обучение: математика и анализ на компьютере” (“Медиа-Сервис 2000”).
  8. Электронный альбом для компьютерных экспериментов “Живая геометрия” (ИНТ).
  9. Электронный учебник-справочник “Алгебра. 7—11 класс” (“Кордис & Медиа”, “Кудиц”)