Пояснительная записка
Современный компьютер предоставляет пользователю большое количество возможностей, включающих в себя обработку числовой информации, создание и оформление электронных документов, прослушивание музыки, просмотр фильмов, общение в сети Интернет и многое другое. Одним из ключевых направлений применения компьютерной техники старшеклассниками является грамотное оформление результатов своей деятельности в виде рефератов, докладов, отчетов: в текстовых редакторах набираются тексты с символами различной конфигурации, таблицы, рисунки, диаграммы, формулы, внедряются мультимедийные объекты; графические редакторы позволяют получать элементарные рисунки и композиции из них, схемы, диаграммы, табличные процессоры — создавать диаграммы и решать задачи, а технология OLE связывает разнородные объекты в единое целое. В процессе работы с документами некоторые из входящих в них объектов предварительно получаются с помощью специализированных аппаратных средств, например сканера или цифровой камеры. Создание электронных документов сложно и интересно. Не случайно зачастую по качеству созданных документов судят о сформированности информационной культуры пользователя, и это весьма важно в будущей профессиональной деятельности учащихся.
Для учеников физико-математического и технологического профилей особенно важно умение работать с тематическими документами и материалами профилирующих предметов — математики, физики, химии, астрономии, так как большое количество учебного времени отводится на изучение именно этих предметов. Повысить свои технологические умения по работе с прикладными программными средствами компьютера, а также приобрести навыки работы с теми программами, которые не изучаются в базовом курсе информатики, учащиеся могут на данном элективном курсе.
Концепция курса
Курс носит прикладной характер и призван выработать у обучаемых знания о специфике тематических документов и материалов школьных дисциплин естественно-математического цикла, сформировать и закрепить соответствующие навыки оперирования прикладными программными средствами в процессе оформления тематических документов. Работая с материалами, учащиеся учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое. Материал курса тесно связан с профилирующими предметами. Учитель, ведущий элективный курс, должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками, корректируя как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучаемых. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома: она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере. Среди используемых программ учителю необходимо иметь в наличии текстовый процессор Word, табличный процессор Excel, программы обработки графической информации (Microsoft Paint, Corel DRAW, Adobe Photoshop), программы сканирования и распознавания материалов (Fine Reader), желательно наличие редактора математических документов ТеХ и обучающих электронных изданий. Возможно применение математического пакета Mathcad, а также специализированных программных средств каждой из рассматриваемых дисциплин.
Учебные цели и задачи курса
- Формирование и отработка навыков создания на компьютере тематических документов и материалов для школьных дисциплин естественно-математического цикла;
- привитие культуры работы с документами и материалами;
- расширение технологических навыков;
- подготовка к научной деятельности и выбору будущей профессии;
- демонстрация межпредметных связей информатики и дисциплин естественно-математического цикла;
- выработка знаний о правилах оформления документов;
- освоение прикладных программных средств, не являющихся типовыми для школьного курса информатики.
Формы организации учебных занятий
При проведении курса применяются лекционные занятия и компьютерный практикум. На лекциях речь идет о возможностях прикладных программных средств компьютера по созданию документов и материалов из дисциплин естественно-математического цикла, объясняются способы работы с теми программными средствами, которые не изучались школьниками в основном курсе информатики. Практикум направлен на отработку и/или формирование навыков создания на компьютере тематических документов и материалов. Вступительное занятие курса начинается мотивацией важности изучаемого материала. Основной мотив: правильное оформление тематических документов и материалов говорит о грамотности и компетентности пользователя. На первом занятии предлагается материал и о возможностях различных прикладных программных средств применительно к созданию тематических документов и материалов, определяются основные направления работы. Сам курс имеет блочную структуру. Каждый блок связан с определенной школьной дисциплиной и всегда начинается с лекции, в которой раскрываются специфика и особенности оформления документов и материалов по данной дисциплине, перечисляются используемые программные средства. Если предлагаемое к использованию программное средство ученикам не знакомо, то выдаются сведения о правилах работы с этим средством.
На практикуме отрабатываются навыки создания тематических документов и материалов. Заканчивается блок отчетным занятием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные материалы по дисциплине.
Итогом курса является зачетная работа “Тематические материалы по ...” (вместо многоточия указывается название школьной дисциплины), в которой ученики должны представить оформленный материал к нескольким разделам соответствующей школьной дисциплины. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам средних классов в виде мини-урока. Данное предложение предварительно согласуется с учителем-предметником. Разработанные материалы могут также найти применение в практической деятельности учителей-предметников.
Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса
Учащиеся:
- знают назначение прикладного программного обеспечения компьютера;
- имеют представление о способах обработки различных видов информации;
- владеют основами подготовки электронных документов, в том числе в текстовом процессоре Word, табличном процессоре Excel и одном из графических редакторов;
- умеют вручную поточечно строить графики функций;
- умеют представлять данные в табличном виде;
- имеют представление об аппаратных и программных средствах получения электронных копий с материальных носителей;
- умеют решать и правильно оформлять решения задач по школьным дисциплинам естественно-математического цикла.
Содержание обучения
Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами.
- Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel.
- Программы обработки графической информации. Microsoft Paint. Adobe Photoshop.
- Программы сканирования и распознавания материалов Fine Reader.
Математические документы.
- Специфика математических документов. Правила их оформления.
- Работа с формулами в текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft Equation. Создание формул без использования редактора формул. “Математические” шрифты Symbol и Lucida.
- Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Мастер построения диаграмм Microsoft Graph. Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы.
- Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word.
- Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы.
- Сканирование математических рисунков. Редактирование их средствами программ компьютерной графики.
Материалы по физике.
- Специфика материалов по физике. Правила их оформления.
- Оформление решений физических задач средствами текстового процессора Word и табличного процессора Excel. Построение таблиц с физическим содержанием. Таблица “Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений”. Оформление в табличном виде результатов измерений и вычислений.
- Создание схем средствами текстового процессора Word и программ компьютерной графики на примере материала раздела “Электричество”.
- Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений из раздела “Оптика”.
- Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel на примере материала темы “Механические колебания”.
- Сканирование и редактирование текстов с физическим содержанием. Сканирование изображений с физическим содержанием.
Материалы по астрономии.
- Специфика материалов по астрономии. Правила их оформления.
- Оформление решений задач по астрономии средствами текстового процессора Word. Применение редактора формул Microsoft Equation. Использование “астрономического” шрифта Astro-SemiBold.
- Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Подготовка таблицы “Основные сведения о планетах Солнечной системы”.
- Создание схем средствами текстового процессора Word и программ компьютерной графики на материале темы “Небесная сфера. Астрономические координаты”.
- Сканирование изображений с астрономическим содержанием. Карта звездного неба; планеты; космические корабли. Редактирование отсканированных материалов.
Материалы по химии.
- Специфика материалов по химии. Правила их оформления.
- Оформление решений задач с химическим содержанием средствами текстового процессора Word. Внедрение химических формул. Записи химических реакций.
- Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Подготовка таблицы “Периодическая система Д. И. Менделеева”.
Сканирование изображений с химическим содержанием. Рисунки приборов для проведения опытов.
Создание занимательных материалов к дисциплинам естественно-математического цикла.
- Оформление тематических кроссвордов, сканвордов, ребусов и криптограмм средствами Word.
Ожидаемые результаты обучения
После прохождения курса учащиеся владеют следующими знаниями, умениями и навыками:
- знают специфику оформления документов и материалов школьных дисциплин естественно-математического цикла;
- умеют оформлять документы и материалы школьных дисциплин естественно-математического цикла (схемы, диаграммы, формулы, таблицы, рисунки) с помощью прикладных программных средств компьютера;
- владеют навыками работы с графической информацией средствами пакетов компьютерной графики;
- умеют сканировать и редактировать тематические материалы (тексты, рисунки, схемы, таблицы);
- имеют представление о занимательных материалах и умеют создавать их на компьютере;
- владеют способами продуктивной деятельности.
Учебно-тематический план курса
Тема |
Уроки | Кол-во часов |
Глава I Возможности прикладных программных средств по работе с электронными документами |
Текстовый процессор Word. Табличный процессор Excel. Программы обработки графической информации. Microsoft Paint, Adobe Photoshop. Программа сканирования и распознавания материалов Fine Reader. |
1 1 2 1 |
Глава II Математические документы. |
Специфика математических документов.
Правила их оформления. Работа с формулами в
текстовом процессоре Word. Редактор формул Microsoft
Equation. Создание формул без использования редактора формул. “Математические” шрифты Symbol и Lucida. Построение схем и диаграмм средствами текстового процессора Word. Мастер построения диаграмм Microsoft Graph. Создание схем средствами программ компьютерной графики. Внедрение графических объектов в текстовые документы. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel. Внедрение объектов Excel в текстовые документы. Сканирование математических рисунков. Редактирование их средствами программ компьютерной графики. |
1 1 2
1
2 1
2 |
Глава III Материалы по физике. |
Специфика материалов по физике. Правила
их оформления. Оформление решений физических
задач средствами текстового процессора Word и
табличного процессора Excel. Построение таблиц с физическим содержанием. Таблица “Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений”. Оформление в табличном виде результатов измерений и вычислений. Создание схем средствами текстового процессора Word и программ компьютерной графики на примере материала раздела “Электричество”. Автофигуры текстового процессора Word. Создание изображений опытных установок и изображений из раздела “Оптика”. Построение графиков функций средствами табличного процессора Excel на примере материала темы “Механические колебания”. Сканирование и редактирование текстов с физическим содержанием. Сканирование изображений с физическим содержанием. |
1
1
1
1 1
1 |
Глава IV Материалы по химии. |
Специфика материалов по химии. Правила
их оформления. Оформление решений задач с
химическим содержанием средствами текстового
процессора Word. Внедрение химических формул записи химических реакций. Работа с табличными данными в текстовом процессоре Word. Подготовка таблицы “Периодическая система Д. И. Менделеева”. Сканирование изображений с химическим содержанием. Рисунки приборов для проведения опытов. |
1
1 1 2 1 1 |
Глава V Создание занимательных материалов |
Оформление тематических кроссвордов,
сканвордов и криптограмм. Оформление тематических ребусов в текстовом процессоре Word и средствами пакетов компьютерной графики. |
2 2 |
Рекомендуемая литература
- Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Калина О. Г., Павлова Л. С. Программа HyperChem на уроках химии//Информатика и образование. 2001. №8.
- Кишик A. Adobe Photoshop: Эффективный самоучитель. М.: DS, 2002.
- Мураховский В. И. Компьютерная графика: Популярная энциклопедия. М.: АСТ-Пресс, 2002.
- Нифантьев Э. Е., Ахлебинин А. К., Лихачев В. Н. Компьютерные модели в обучении химии // Информатика и образование. 2002. № 7.
- Попов A. Excel: Практическое руководство. СПб: Питер, 2000.
- Русских С.И. Графические объекты Word // Информатика и образование. 2001. №6.
- Симонович С.В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.
- Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. М.: АСТ-Пресс, Инфорком-Пресс, 1998.
- Угринович Н. Д. Информатика и информационные технологии: Учебное пособие. М.: Лаборатория Базовых Знаний, АО “Московские учебники”, 2001.
- Шафрин Ю. А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч. 2: Офисная технология и информационные системы. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
- Школьные учебники по математике, алгебре, геометрии, физике, химии, астрономии.
Рекомендуемые электронные издания
- Интерактивная энциклопедия науки и техники “От плуга до лазера 2.0” (“Новый диск”).
- Компьютерная проектная среда “Живая физика” (ИНТ).
- Компьютерное пособие “1С: Репетитор. Естественные науки” (“1С”).
- Компьютерное пособие “1С: Репетитор. Физика” (“1С”).
- Мультимедийный курс “Открытая физика 2.0” (“Физикон”).
- Образовательный компьютерный курс “Физика в картинках” (“Физикон”).
- Обучающий диск “Обучение: математика и анализ на компьютере” (“Медиа-Сервис 2000”).
- Электронный альбом для компьютерных экспериментов “Живая геометрия” (ИНТ).
- Электронный учебник-справочник “Алгебра. 7—11 класс” (“Кордис & Медиа”, “Кудиц”)