Система воспитательной работы с учащимися 10–11-х классов

Разделы: Классное руководство


Что такое воспитание?

  • Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества государства.
  • В своей педагогической деятельности я исхожу из нескольких определений воспитания:
  • Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
  • Воспитание – это искусство, искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
  • Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
  • Воспитание – это творчество. Дело воспитания – процесс постоянного “сотворения” личности. Это - подвиг времени. Нужно уделять этому делу много сил, внимания. Оно требует размышлений, чтения специальных книг, бесед с родителями. А главное наших детей нужно очень-очень сильно любить по-настоящему, безусловно. Всю нашу жизнь построить ради этого и этим жить. Только тогда может что-то получиться.

Актуальность

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Основная задача современной школы – помочь ребёнку реализовать свои возможности. Для этого между педагогом и ребёнком, на мой взгляд, необходимо установить такие взаимоотношения, которые способствовали бы его развитию, создавали условия для его самодвижения. В своей работе я стремлюсь к этому. Такую стратегически важную задачу необходимо каждодневно конкретизировать в планомерной системно осуществляемой работе.

Нормативно-правовая база

В организационно-педагогической основе работы классного руководителя нашей школы, безусловно, лежат нормативно-правовые документы. Позволю себе напомнить некоторые их фрагменты. Это поможет более полно понять логику реализуемых мною целей и задач воспитательной работы.

Так, предпочтение в системе образования в настоящее время отдается воспитательному аспекту, который должен быть интегрирован в общий процесс обучения и развития и стать органичной составляющей педагогической деятельности. Подобное предпочтение определено в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации. "Концепция модернизации российского образования", государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001-2005 годы, федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001-2005 годы также помогают мне обозначить стратегию своей деятельности, используя понятийно-категориальный аппарат принятых нормативно-правовых документов.

Минобразования России подготовлены развернутые "Методические рекомендации по организации деятельности классного руководителя в общеобразовательных учреждениях" (приложение к письму Минобразования России от 3 февраля 2006 года №21; см. "Вестник образования России", 2006г, №5). В данных рекомендациях четко определены цель и задачи классного руководителя а также функции классного руководителя, которые я стараюсь выполнять.

Применяемая техника целепологания

Получая и осмысливая диагностическую информацию о своих воспитанниках, их психофизическом развитии, социальном окружении, семейных обстоятельствах, я уточняю свои задачи и корректирую способы реализации целостного воспитательного процесса, более точно проектирую динамику становления личности каждого ребенка, формирование его духовно-нравственных качеств. Собрав все фактические данные, комплексно анализирую эффективность оказываемых на ребенка воспитательных воздействий и, как следствие, координирую учебную деятельность каждого воспитанника, всего классного коллектива, оцениваю сплоченность класса, достигнутый уровень развития творческих способностей воспитанников, сложившиеся взаимоотношения с другими участниками целостного (общешкольного) воспитательного процесса. Я убедилась в том, что система таких исследовательски-педагогических действий помогает выполнять поставленные задачи, которые сформулированы в имеющейся нормативно-правовой базе. Кроме того, в своей работе ориентируюсь на принятые постановления управления образованием Рязанской области и управления образованием администрации Пронского района. Эти документы дают возможность определить те реальные цели моей работы, которые достигаются с помощью изучения методической литературы, планов городских и школьных мероприятий.

Таким образом, мною была определена цель воспитательной работы.

Цель: содействовать формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме.

Задачи:

  • способствовать формированию основ культуры общения;
  • поддерживать и обеспечивать становление индивидуальности детей;
  • способствовать развитию познавательных интересов учащихся;
  • пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной оценки и чувства самоуважения;
  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • развивать умение учащихся работать в парах, группах, командах.

Путь к достижению цели моей системы воспитания основан на осознании и принятии таких ценностей, как:

  • свобода (реализация права выбора одного из возможных вариантов проявления своей активности в сочетании с личной ответственностью за выполнение принятого решения);
  • оптимизм (уверенность в себе, своих силах и возможностях, кто всем недоволен, тот всем неприятен);
  • требовательность к себе (это путь познания и развития себя, достижения намеченных целей);
  • любознательность (стремление все знать и всему учиться; познавая мир, познай и самого себя);
  • самопризнание (это способствует эмоциональной уравновешенности, появлению и осуществлению желания самореализоваться);
  • человеколюбие (сочувствие, сострадание, взаимопонимание, умение прийти на помощь);
  • веселье (радость и удовольствие, получаемые ребенком от жизни; источником радости может стать любое дело и сам процесс труда, когда преодоление препятствий оценивается как победа, а следовательно приносит удовлетворение);
  • сотворчество (построение индивидуальной и коллективной жизнедеятельности на основе творческих устремлений детей и взрослых)

Принципы воспитательной работы

Принцип толерантности.

Толерантность есть терпимое, вдумчивое отношение к людям, признающее право каждого человека на ошибку, осуществляемое в рамках законов, принятых человеческим сообществом, государством, а также образовательным учреждением. Распространяемая в наши дни культура и философия толерантности базируется на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свободное отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Классному руководителю, на мой взгляд, необходимо чаще вспоминать об этом.

Принцип воспитания успехом.

Суть данного принципа заключается в том, что классный руководитель, работая с личностью ребенка, должен стремиться как можно глубже понять его, осмыслить особенности и, главное, выделить его достоинства, позитивные стремления, мечты, конструктивные цели и задачи деятельности. Необходимо стараться, используя психолого-педагогические методы, развивать любые, самые малые ростки успеха. Для этого требуется прежде всего готовность педагога создавать среду возможного успеха, в которой почти каждый ученик сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Принцип создания воспитывающей среды.

Создание воспитывающей среды - очень сложная проблема. Этот принцип предполагает создание атмосферы взаимной ответственности участников педагогического процесса, создание ситуации сопереживания (эмпатии), взаимопомощи, способности сообща преодолевать трудности. Условия реализации этого принципа: развитие детского самоуправления, а также инициативы и самостоятельности детей и взрослых, формирование позитивного отношения к творчеству, создание в коллективе отношений "ответственной зависимости".

Принцип индивидуализации воспитания.

Данный принцип предполагает определение индивидуальной траектории перспектив социального (познавательно-творческого и др.) развития каждого ученика, интерес всех детей к самым различным видам деятельности, то есть раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеурочной работе, предоставление каждому учащемуся возможности для самореализации.

Создание условий успешного воспитания

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку будет также хорошо и уютно.

Нужно приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что в школе его ждут. В создании такой атмосферы классный руководитель играет одну из главных ролей. Условия успешности в воспитании на мой взгляд, заключаются в следующем:

  • принятие ребенка как личности;
  • признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять себя и с уважением относиться к этим проявлениям;
  • ребенок не должен ощущать давления со стороны взрослых, он должен чувствовать рядом плечо старшего друга, готового всегда прийти на помощь и поддержать его.
  • Только при этих условиях ребенка можно считать подлинным субъектом воспитания и ему предоставляются возможности:
  • взглянуть на самого себя “изнутри” и “извне”, сравнить себя с другими;
  • оценить свои поступки и поведение, научиться принимать себя и других в целом, а не как совокупность хороших и плохих черт характера;
  • вырабатывать силу воли;
  • учиться преодолевать собственные эмоциональные барьеры, которые мешают принимать решения, позволяющие концентрировать усилие воли не на том, чтобы предпочесть одно другому, а на размышлении о положительных и отрицательных свойствах выбранного решения;
  • удовлетворять свои потребности в самореализации, повышении статуса, в творчестве, общении, познании, во власти над собой, любви, безопасности;
  • учиться продуктивному общению, достигая гармонии с окружением.

Именно эти ориентиры стали опорами при разработке и апробации данной системы воспитательной работы.

Мой 11 “Б” - класс моего становления как классного руководителя.

С ними я пережила все трудности и радости формирования дружного коллектива. 11 “Б” - это моя гордость! Мы вместе 7-ой год. Сколько счастливых мгновений пережито вместе с ними. Не счесть. Каждый раз, входя в класс, видя улыбки своих учеников, я понимаю, что моя профессия самая лучшая, самая нужная и самая важная.

Я часто представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОутверждения путём САМОразвития и САМОреализации.

Приоритеты

  1. Взаимодействие классного руководителя с детьми.
  2. Ребенок – главное действующее лицо процесса воспитания.
  3. Ребенок рассматривается как партнер в условиях сотрудничества.
  4. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка. учесть его точку зрения и внимательное отношение к его чувствам и эмоциям.
  5. Классный руководитель не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным нормам, а исходит из задачи максимально способствовать возможности их роста.
  6. Формирование культуры познания, деятельно-практического отношения к миру.
  7. Поиск средств и способов интеллектуального развития учащихся.

Направления воспитательной работы

Здоровьесберегающий блок

Девиз: “Здоровый человек – здоровая нация”

Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • приобщение детей к здоровому образу жизни;
  • обучение конструктивным способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и тобакокурения.

Формы реализации:

  • лекции и беседы;
  • акция “Открытый микрофон”;
  • встречи с работниками здравоохранения;
  • конкурсы плакатов и газет;
  • ток- шоу;
  • диспуты;
  • спортивные соревнования.

Нравственно-эстетический блок

Девиз: “Каждый ученик – источник нравственности”

Цель: содействовать формированию у школьников ценностного отношения к себе и другим людям.

Задачи:

  • способствовать развитию осмысленного усвоения подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, закреплению этих норм в их повседневном поведении;
  • способствовать формированию основ культуры общения;
  • способствовать сплочению классного коллектива;
  • создание благоприятного психологического климата в классе (атмосфера товарищества, взаимопомощи, толерантности);
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • воспитание эстетического вкуса.

Формы реализации:

  • КТД;
  • праздники;
  • встречи с поэтами города;
  • экскурсии;
  • библиотечные уроки;
  • практикум по культуре общения;
  • трудовой десант;
  • поход.

Гражданско-патриотический, правовой блок

Девиз: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”

Цель: Сформировать потребность в необходимости соблюдения правовых норм общества.

Задачи:

  • воспитывать патриота своей Родины;
  • воспитывать законопослушного гражданина своей страны;

Формы реализации:

  • дискуссия;
  • вечер встречи;
  • экскурсии;
  • КВН;
  • устный журнал;
  • конференции;
  • разговор по душам;
  • поход.

Профориентационный блок

Девиз: “Все работы хороши – выбирай на вкус”

Цель: помочь учащимся в выборе профессий.

Задачи:

  • познакомить учащихся с различными видами профессий, востребованными на рынке труда;
  • формировать у учащихся культуру понимания выбора профессии.

Формы реализации:

  • круглый стол;
  • экскурсии;
  • проект;
  • анкетирование;
  • конференция.

Блок “Семья”

Девиз: “В дружбе взрослых и детей – сила класса и семей”

Цель: содействовать укреплению связи семьи со школой.

Задачи:

  • изучение семей учащихся;
  • привлечение родителей в различную деятельность классного коллектива;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей.

Формы реализации:

  • анкетирование;
  • лектории;
  • тематические родительские собрания;
  • индивидуальные консультации;
  • собеседования;
  • классные праздники;
  • походы и экскурсии.

Интеллектуально-познавательный блок

Девиз: “Ученье - свет, а неученье - тьма”

Цель: способствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе.

Задачи:

  • изучение особенностей учебной деятельности класса в целом и возможностей каждого ученика в частности с последующей коррекцией;
  • на основе диагностики интеллектуальных умений учащихся совместно с педагогами определить приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и во внеурочное время.
  • изучать и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения;
  • организовывать просветительскую и консультативную помощь семье в данном направлении.

Особенности планирования работы

Планирование работы осуществляется совместно с детьми и их родителями. Чтобы выяснить требования, пожелания и тревоги родителей за ребенка, я обычно провожу анкетирование. Работая со старшими школьниками, уделяю большое внимание самостоятельному определению детьми основных дел и мероприятий. Они самостоятельно выбирают тематику классных часов, опираясь на свои интересы и потребности. Конечно, проводятся не все запланированные мероприятия, часть из них переносится в новый учебный год, корректируется и изменяется с учетом возрастных особенностей детей. В отношениях с детьми я соблюдаю следующие правила: проявление уважения к личности ребенка; принятие его личных целей, запросов, интересов; проявление понимания и уважения к каждому моменту в жизни ребенка; предоставление ребенку возможности задавать вопросы и получать ответы; ориентир на потенциально возможные успехи ребенка.