Мультимедийный урок по химии "Щелочные маталлы. Общая характеристика"

Разделы: Химия


Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой (приложение).

На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся. Каждый вопрос темы сначала обсуждается фронтально или в группах, а затем следует небольшая индивидуальная работа.

Цели урока:

  • обучающая: дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования

химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов.

  • развивающая: способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.
  • воспитывающая: продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.

Демонстрация опытов по программе.

Ход урока

1. Инициализация урока. презентация

- приветствие;

- проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников);

- оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд №1);

- знакомство с планом урока (слайд №3).

  • История открытия.
  • Строение атомов элементов главной подгруппы I группы.
  • Щелочные металлы – простые вещества.
  • Химические свойства щелочных металлов.
  • Соединения щелочных металлов.
  • Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.

2. Историческая справка (слайд №4)

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают историю открытия щелочных

металлов.

Деятельность учителя: смена слайда, краткие пояснения. Дополнительно сообщает, что Fr радиоактивный металл, наиболее долгоживущий изотоп его имеет период полураспада 22 минуты.

Деятельность учащихся: (2 мин.) записать основные сведения.

3. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. (слайд №5)

Деятельность учителя: смена слайда, постановка исследовательской задачи;

- выявить общие закономерности в строении атомов щелочных металлов.

Деятельность учащихся: (3-4 мин.) заполнение таблицы “Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева” на основе положения элементов в Периодической системе; деятельность учащихся поискового характера в группах.

“Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева”.

НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА СОСТАВ ЯДРА АТОМА ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ
Li p=+3

n= 4

1 )) 0, +1
Na p=+11

n= 12

1 ))) 0, +1
K p=+19

n= 20

1 ))) 0, +1
Rb p=+37

n= 48

1 )))) 0, +1
Cs p=+ 55

n= 78

1 ))))) 0, +1

Анализ заполнения таблицы:

Учащиеся отвечают на вопрос: что общего в атомном строении щелочных металлов? (слайд № 6)

  • Сходство внешнего электронного слоя.
  • Последовательное изменение атомных радиусов.
  • Увеличение числа электронных слоев в атоме.
  • Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно, увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs.

4. Проверь себя (слайд №7).

(фронтальная работа с таблицей Д.И. Менделеева)

Деятельность учителя: смена слайда, краткие пояснения; проверка общих закономерностей строения атомов щелочных металлов; Повторение основных закономерностей изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе, периоде).

Деятельность учащихся: (2-3 мин.) сравнительная характеристика строения атомов металлов; фронтальная работа.

Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *:

а) заряд ядра: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

б) число электронных слоев: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;

г) радиус атома: Li * Rb, Na * Al, Ca * K;

д) восстановительные свойства: Li * Rb, Na * Al, Ca * K.

5. Щелочные металлы – простые вещества. (слайд №8).

(работа в группах с учебником)

Деятельность учителя: смена слайда, краткие пояснения, распределение заданий внутри группы по выбору учащегося. Поэтапное осуждение результатов работы со схемой и сравнение записей учащихся с эталоном.

- тип и класс веществ;

- тип химической связи и схема ее образования;

- тип кристаллической решётки;

- физические свойства;

Демонстрация №1 “ Образцы щелочных металлов

- химические свойства.

Деятельность учащихся: (5-6 мин.) чтение учебника и конспектирование материала в схему “Щелочные металлы - простые вещества”; работа в группах.

Проверь себя (3-4 мин.) (слайд №9).

Первое, третье задание выполняется учащимися самостоятельно в тетрадях.

Второе задание выполняется устно. Это задание на повторение.

Четвертое задание выполняется учащимися в группе.

1. Составьте уравнения реакций с кислородом:

а) лития ________________ ;

б) натрия _______________

Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций.

4 Li0 + O20 = 2 Li2 +1O-2 оксид лития

2 Na0 + O20 = Na2 +1O2-1пероксид натрия

Li0 - 1 —> Li+1

Na0 - 1 —> Na +1

O20 -4 —> 2O-2

O20 - 2 —> 2O-1

2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом:

1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции _____________(соединения)

2) по изменению степеней окисления атомов - _______________ (ОВР)

3) по направлению - _______________________(необратимая)

4) по тепловому эффекту -____________________(экзотермическая)

5) по агрегатному состоянию веществ- ________________(гетерогенная)

(4-5 мин.) (слайд №10).

3. Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса.

а) М + Н2 = в) М + С12 =
б) М + S = г) М + N2 =

4. Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций,

расположенных в указанной стрелкой последовательности?

Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия

щелочных металлов с водой ………………………..

Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование.

………………………............................................

Демонстрация №2 “Взаимодействие лития и натрия с водой”.

8. Соединения щелочных металлов (слайд №11).

Деятельность учителя: смена слайда, постановка исследовательской задачи;

- дать общую характеристику оксидам щелочных металлов.

Деятельность учащихся: (3-4 мин.) чтение учебника и конспектирование материала в схему “Оксиды щелочных металлов”; работа в группах.

9. (слайд №12).

Деятельность учителя: смена слайда, постановка исследовательской задачи;

- дать общую характеристику гидроксидам щелочных металлов.

Деятельность учащихся: (3-4 мин.) чтение учебника и конспектирование материала в схему “гидроксиды щелочных металлов”; работа в группах.

10. Проверь себя (слайд №13).

Деятельность учителя: смена слайда, постановка задачи на развитие логического мышления;

- Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного химического элемента на примере щелочного металла.

Деятельность учащихся: (3-4 мин) работа в группах .Каждая группа составляет генетический ряд щелочного металла, который и представляет классу. Учащиеся записывают все представленные генетические ряды в тетрадь.

11. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.

(слайд №14).

Деятельность учителя: смена слайда. Сообщает дополнительную информацию:

-соли щелочных металлов хорошо растворимы в воде (за исключением некоторых солей лития);

-ионы щелочных металлов легко распознаются по окраске пламени : -ярко-малиновый; натрий –желтый; калий –сине-фиолетовый.

Далее ставит задачи на развитие навыков работы с учебником; (слайд №14).

При выполнении данного задания можно

ввести соревновательный элемент- какая группа быстрее выполнит задание.

- Отметьте в таблице области применения указанных в ней соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одной из областей применения поваренной соли.

Деятельность учащихся: (3-4 мин) чтение учебника и работа в группах .

12. Домашнее задание. (слайд №15).

Деятельность учителя: смена слайда. Сообщает и комментирует домашнее задание.

§ 11. упр. №5 (задача).

Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке.

13. Подведение итогов урока

- выставление и комментирование оценок.

Необходимые ресурсы

Программы для запуска проекта на компьютере:

  1. MS Office PowerPoint
  2. Windows Media Player
  3. Обозреватель Интернета Internet Explorer

Устройства:

  1. Компьютеры
  2. Мультимедийный проектор

Источники информации

Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.

Настольная книга учителя. Химия, 9 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.

Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/ Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова, - М.: 5 за знания, 2007.

Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 9 класс” / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.

Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 2004, МарГТУ , Лаборатория система мультимедиа.