Тип урока: изучение нового материала с мультимедийной поддержкой (приложение).
На уроке сочетаются фронтальный, групповой и индивидуальный виды работы учащихся. Каждый вопрос темы сначала обсуждается фронтально или в группах, а затем следует небольшая индивидуальная работа.
Цели урока:
- обучающая : дать общую характеристику щелочных металлов в свете общего, особенного и единичного по трем формам существования
химических элементов: атомов, простых веществ и сложных веществ. Повторить основные закономерности изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе), металлическую связь. Физические и химические свойства металлов.
- развивающая : способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формировать умение сравнивать, обобщать. Продолжить развитее навыков самообразования: умение работать с книгой, инструкцией, тестом.
- воспитывающая : продолжить формирование диалектико-материалистического учения: подтвердить на примере изучения данной темы причинно- следственную зависимость, развитие от простого к сложному.
Демонстрация опытов по программе.
Ход урока
1. Инициализация урока. презентация
- приветствие;
- проверка готовности к уроку учащихся (наличие тетрадей, учебников);
- оформление даты и темы урока в тетрадях (слайд №1);
- знакомство с планом урока (слайд №3).
- История открытия.
- Строение атомов элементов главной подгруппы I группы.
- Щелочные металлы – простые вещества.
- Химические свойства щелочных металлов.
- Соединения щелочных металлов.
- Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.
2. Историческая справка (слайд №4)
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают историю открытия щелочных
металлов.
Деятельность учителя: смена слайда, краткие пояснения. Дополнительно сообщает, что Fr радиоактивный металл, наиболее долгоживущий изотоп его имеет период полураспада 22 минуты.
Деятельность учащихся: (2 мин.) записать основные сведения.
3. Строение атомов элементов главной подгруппы I группы. (слайд №5)
Деятельность учителя: смена слайда, постановка исследовательской задачи;
- выявить общие закономерности в строении атомов щелочных металлов.
Деятельность учащихся: (3-4 мин.) заполнение таблицы “Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева” на основе положения элементов в Периодической системе; деятельность учащихся поискового характера в группах.
“Общая характеристика элементов главной подгруппы I группы Периодической системы Д. И. Менделеева”.
НАЗВАНИЕ И СИМВОЛ ЭЛЕМЕНТА | СОСТАВ ЯДРА АТОМА | ЧИСЛО ВАЛЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОНОВ | ЧИСЛО ЭЛЕКТРОННЫХ СЛОЕВ | ХАРАКТЕРНЫЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ |
Li | p=+3 n= 4 |
1 | )) | 0, +1 |
Na | p=+11 n= 12 |
1 | ))) | 0, +1 |
K | p=+19 n= 20 |
1 | ))) | 0, +1 |
Rb | p=+37 n= 48 |
1 | )))) | 0, +1 |
Cs | p=+ 55 n= 78 |
1 | ))))) | 0, +1 |
Анализ заполнения таблицы:
Учащиеся отвечают на вопрос: что общего в атомном строении щелочных металлов? (слайд № 6)
- Сходство внешнего электронного слоя.
- Последовательное изменение атомных радиусов.
- Увеличение числа электронных слоев в атоме.
- Радиусы атомов увеличиваются от Li к Cs, следовательно, увеличиваются и восстановительные свойства металлов от Li к Cs.
4. Проверь себя (слайд №7).
(фронтальная работа с таблицей Д.И. Менделеева)
Деятельность учителя: смена слайда, краткие пояснения; проверка общих закономерностей строения атомов щелочных металлов; Повторение основных закономерностей изменения свойств элементов в Периодической системе (в группе, периоде).
Деятельность учащихся: (2-3 мин.) сравнительная характеристика строения атомов металлов; фронтальная работа.
Сравните атомы элементов, поставив знаки <, > или = вместо *:
а) заряд ядра: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;
б) число электронных слоев: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;
в) число электронов на внешнем уровне: Li * Rb, Na * Al, Ca * К;
г) радиус атома: Li * Rb, Na * Al, Ca * K;
д) восстановительные свойства: Li * Rb, Na * Al, Ca * K.
5. Щелочные металлы – простые вещества. (слайд №8).
(работа в группах с учебником)
Деятельность учителя: смена слайда, краткие пояснения, распределение заданий внутри группы по выбору учащегося. Поэтапное осуждение результатов работы со схемой и сравнение записей учащихся с эталоном.
- тип и класс веществ;
- тип химической связи и схема ее образования;
- тип кристаллической решётки;
- физические свойства;
Демонстрация №1 “ Образцы щелочных металлов
- химические свойства.
Деятельность учащихся: (5-6 мин.) чтение учебника и конспектирование материала в схему “Щелочные металлы - простые вещества”; работа в группах.
Проверь себя (3-4 мин.) (слайд №9).
Первое, третье задание выполняется учащимися самостоятельно в тетрадях.
Второе задание выполняется устно. Это задание на повторение.
Четвертое задание выполняется учащимися в группе.
1. Составьте уравнения реакций с кислородом:
а) лития ________________ ;
б) натрия _______________
Расставьте степени окисления элементов, покажите стрелкой переход электронов. Назовите продукты реакций.
4 Li0 + O20 = 2 Li2 +1O-2 оксид лития |
2 Na0 + O20 = Na2 +1O2-1пероксид натрия |
Li0 - 1 —> Li+1 |
Na0 - 1 —> Na +1 |
O20 -4 —> 2O-2 |
O20 - 2 —> 2O-1 |
2. Дайте характеристику реакции лития с кислородом:
1) по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции _____________(соединения)
2) по изменению степеней окисления атомов - _______________ (ОВР)
3) по направлению - _______________________(необратимая)
4) по тепловому эффекту -____________________(экзотермическая)
5) по агрегатному состоянию веществ- ________________(гетерогенная)
(4-5 мин.) (слайд №10).
3. Дополните схемы взаимодействия щелочных металлов с неметаллами общими формулами и названиями продуктов реакции. Запишите конкретные уравнения реакций, расставив коэффициенты в них методом электронного баланса.
а) М + Н2 = | в) М + С12 = |
б) М + S = | г) М + N2 = |
4. Допишите уравнения реакций. Как изменяется скорость реакций,
расположенных в указанной стрелкой последовательности?
Объясните, от какого фактора зависит скорость реакции взаимодействия
щелочных металлов с водой ………………………..
Назовите продукты реакций. Опишите, как доказать их образование.
………………………............................................
Демонстрация №2 “Взаимодействие лития и натрия с водой”.
8. Соединения щелочных металлов (слайд №11).
Деятельность учителя: смена слайда, постановка исследовательской задачи;
- дать общую характеристику оксидам щелочных металлов.
Деятельность учащихся: (3-4 мин.) чтение учебника и конспектирование материала в схему “Оксиды щелочных металлов”; работа в группах.
9. (слайд №12).
Деятельность учителя: смена слайда, постановка исследовательской задачи;
- дать общую характеристику гидроксидам щелочных металлов.
Деятельность учащихся: (3-4 мин.) чтение учебника и конспектирование материала в схему “гидроксиды щелочных металлов”; работа в группах.
10. Проверь себя (слайд №13).
Деятельность учителя: смена слайда, постановка задачи на развитие логического мышления;
- Составьте генетический ряд, отразив взаимопревращение разных форм одного химического элемента на примере щелочного металла.
Деятельность учащихся: (3-4 мин) работа в группах .Каждая группа составляет генетический ряд щелочного металла, который и представляет классу. Учащиеся записывают все представленные генетические ряды в тетрадь.
11. Природные соединения и применение щелочных металлов и их соединений.
(слайд №14).
Деятельность учителя: смена слайда. Сообщает дополнительную информацию:
-соли щелочных металлов хорошо растворимы в воде (за исключением некоторых солей лития);
-ионы щелочных металлов легко распознаются по окраске пламени : -ярко-малиновый; натрий –желтый; калий –сине-фиолетовый.
Далее ставит задачи на развитие навыков работы с учебником; (слайд №14).
При выполнении данного задания можно
ввести соревновательный элемент- какая группа быстрее выполнит задание.
- Отметьте в таблице области применения указанных в ней соединений. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите название одной из областей применения поваренной соли.
Деятельность учащихся: (3-4 мин) чтение учебника и работа в группах .
12. Домашнее задание. (слайд №15).
Деятельность учителя: смена слайда. Сообщает и комментирует домашнее задание.
§ 11. упр. №5 (задача).
Написать уравнения реакций с помощью которых можно осуществить два любых превращения из составленных учащимися на уроке.
13. Подведение итогов урока
- выставление и комментирование оценок.
Необходимые ресурсы
Программы для запуска проекта на компьютере:
- MS Office PowerPoint
- Windows Media Player
- Обозреватель Интернета Internet Explorer
Устройства:
- Компьютеры
- Мультимедийный проектор
Источники информации
Химия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С.Габриелян. – 12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2007.
Настольная книга учителя. Химия, 9 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов. – М.: Дрофа, 2002.
Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/ Авт.-сост. С.В. Дендебер, О.В. Ключникова, - М.: 5 за знания, 2007.
Химия. 9 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна “Химия. 9 класс” / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2006.
Учебное электронное издание. Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория. 2004, МарГТУ , Лаборатория система мультимедиа.