Цели:
- закреплять умение выделять звук из звучащей речи, создать условия для самостоятельного сопоставления звука [Ы] с буквой “Ы”, закреплять умение выполнять звуковой и частично звукобуквенный разбор слова;
- развивать внимание, фонематический слух, умение доказывать, опираясь на примеры, умение строить логическую цепочку ответа;
- воспитывать уважение друг к другу, умение слушать и слышать другого человека.
I. Орг. момент. Встали красиво у своих парт. Проверили, все вещи лежат на своих местах? Тихо сели, а я слушаю, какой ряд сел тише всех. Прислушались. Не спугнули ли мы тишину?
II. Актуализация знаний.
Сегодня к нам опять придёт помощник. Кто он? Помните, чтобы он пришёл, надо постараться и ответить на мои вопросы.
Какую речь я только что использовала? На какие группы можно разделить все звуки устной речи?
У магнитной доски 4 человека – 2 девочки и 2 мальчика: распределите эти буквы по группам: обозначающие гласные звуки находят девочки, а согласные звуки – мальчики.
А пока они работают, мы с вами прочитаем гласные. Сколько их в русском языке? Где они на нашем корабле (ленте букв)? Читаем, как солдаты маршируют – отрывисто. А теперь как пары на балу танцуют – плавно. Почему звуки этих букв назвали гласными? А где согласные? Читаем радостно, а теперь задумчиво. Молодцы!
Ну что ж пора проверить, справились ли наши ребята у доски? Проверяем работу каждого с комментариями.
На экране (используем компьютер и проектор) появляется карандаш.
Посмотрите, кто пришёл! Наш знакомый Карандаш. А он что-то принёс (На экране высвечиваются картинки: дым, рыба, сыр, мыло). Назовите, что вы видите на картинках? Произнесём ещё раз эти слова. Чем они похожи? У меня на доске есть схема слова. К какому из этих слов она относится? Докажите.
(На доске схема к словам “рыба” и “мыло”).
А теперь сами составьте из своих квадратиков схему к слову “сыр”. Вы все на партах, а два ученика у доски: один рисует цветными маркерами, второй составляет из магнитных карточек.
(Индивидуальная помощь учителя тем, кто затрудняется)
Ну что, будем проверять. Ученик рассказывает: в слове сыр три звука, первый звук [с] – он согласный, второй звук [ы] – он гласный, третий звук [р] – он согласный. У всех такая схема получилась? Молодцы! А что же наш Карандаш, справился ли он?
(На экране высвечивается правильная схема слова).
Физ. минутка.
Для глаз (поставить указательный палец на кончик носа и, выполняя задания учителя следить за пальцем только глазами, не вращая головой).
Смотрим вдаль (пальчиком на вытянутой руке указываем вдаль).
Смотрим влево, вправо, вверх, вниз, на нос и т. д.
А теперь глазки зажмурили, открыли и быстро-быстро поморгали.
Возвращаемся к работе.
А какое ещё слово подходит к этой схеме? К этой схеме подходит слово “дым”, потому что в нём тоже три звука согласный, гласный и согласный.
Выделение звука.
Чем ещё похожи эти слова? У них есть звук [Ы].
Расскажите о звуке [Ы].
Слушание звука.
Посмотрим, как вы умеете слушать. Я называю слова, а вы должны сказать, где в слове есть звук [Ы]: в начале, в середине или в конце слова.
Мышка, цветы, рыцарь, камыши, коровы, трава.
Послушайте сказку и постарайтесь запомнить слова со звуком [Ы].
“Крыса Дылда и Пых-Пых” см. “Учимся, играя” В. Волина с. 232.
Итак, какие слова со звуком [Ы] вы услышали в сказке?
Работа с буквой.
Звуки-то мы слышим, а если написать захотим, то, что тогда делать? Какой буквой обозначим звук [Ы]? Смотрите, и Карандаш нам её показывает (на экране появляется буква “Ы”). На доске открывается плакат “Буква “Ы” и прикрепляется магнитная буква. Ребята, что-то не так, как с другими буквами получилось. Может, подскажите?
(На доске плакаты с уже изученными буквами, где показаны строчная и прописная буквы).
Постановка проблемы и поиск её решения.
А почему у буквы “Ы” нет заглавной буквы?
III. Физ. минутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Смотрит вверх, смотрит вниз.
Чуть присела на карниз
И с него свалилась вниз.
IV. Применение знаний.
На что похожа буква “ы”? Выслушиваются ответы детей, а затем открывается плакат “На что похожа буква”. Стихотворения с этого плаката читают умеющие читать ученики.
У вас на партах лежит листочек с буквой (карточка с буквой для штриховки). Возьмите в руки красную ручку, подготовим наши руки к письменной работе.
Упражнение “Птичка”
(Рука стоит на локте на парте, в ней ручка. Подняли руку вверх и машем из стороны в сторону, сгибая и разгибая кисть – птичка летает, увидела на земле зёрнышки и приземлилась – исходное положение. Теперь работает только кисть – посмотрела налево, направо, вверх, вниз, проверила, нет ли где кошки или лисы, не кружит ли поблизости коршун. Поклевала, опять оглянулась. Вдруг видит, кошка крадётся, вспорхнула птичка и улетела).
Ну а теперь за работу. Заштрихуйте букву “ы” красной ручкой прямыми наклонными штрихами сверху вниз, справа налево, первые два штриха у вас уже есть. В это время один ученик штрихует букву, написанную на доске.
Наш Карандаш тоже штриховал, посмотрите, что у него получилось (на экране заштрихованная буква). А у вас так же аккуратно получилось?
Работа по учебнику.
Возьмите зеркальце и произнесите звук [ы]. Как работает наш рот при произношении этого звука?
На странице 20 “Азбуки” найдите, кто из ребят произносит звук [ы]? Докажите.
Найдите на этой странице слова, в которых есть звук [ы] или буква “ы”.
V. Рефлексия.
Молодцы! Кто же мне подскажет, какую тему мы сегодня с вами изучали? Кто понял эту тему? Расскажите о букве “ы”.
Возьмите свои полоски оценивания и оцените свою работу, как вы сегодня работали на уроке? Посмотрите, как вас хвалит карандашик! (На экране слайд с рисующим карандашом и слово “молодцы”) А теперь я оценю сама себя. Спасибо за урок, отдыхайте.