Цели и задачи:
- расширить представление детей о жанре натюрморта, ознакомить с работами художников в этой области;
- учить анализированию выразительных изобразительных средств (композиция, рисунок, цвет, линия, свет, мазок), которые используют художники при создании картины, форму сложных предметов, разложив ее до простейших составных форм, конструкции предметов;
- закрепить умение в использовании закономерностей линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения;
- рисовать с натуры доступными графическими средствами;
- уметь сравнить свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки;
- соблюдать последовательность графического и живописного изображения;
- использовать возможности цвета, цветового контраста, теплого и холодного колорита;
- развивать зрительную память в передаче впечатлений;
- пробудить фантазию, умение комбинировать детали.
Оборудование: акварель, гуашь, палитры, кисти, бумага (А4 - А3), банки для воды.
Зрительный ряд: таблицы и пособия “Этапы рисования с натуры натюрморта”, работы учащихся, репродукции, слайды картин: Ван Гог “12 подсолнухов”, К. Коровин “ и фиалки”.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Учитель. Послушайте рассказ. Определите по описанию картин их жанр. Правильное выполнение этого задания подскажет вам тему нашего урока.
СОСТЯЗАНИЕ
Древнегреческий художник Зевксис жил в середине первого тысячелетия до нашей эры. За свои картины он получал так много денег, что вскоре перестал продавать их. Он дарил свои полотна городам и правителям, а когда речь заходила об оплате, говорил, что они бесценны и заплатить за них все равно ни у кого не хватит денег.
Считалось, что другой художник — Паррасий — не уступал Зевксису в мастерстве. Говорили, что в своей картине “Афинский народ” он сумел выразить все характерные черты афинян.
Зевксис вызвал Паррасия на состязание. Художники должны были выставить свои работы на афинской площади — пусть горожане решат, кому присудить победу. Зевксис изобразил кисть винограда. Ягоды до такой степени казались настоящими, что птицы слетались клевать их.
Паррасий не спешил выставлять свою картину. Когда наступил последний день отведенного срока, Зевксис не утерпел и явился в мастерскую Паррасия.
— Где же твоя картина? — спросил он.
— Вон там, за ширмой, — ответил Паррасий.
Зевксис хотел отдернуть ширму — его рука скользнула по полотну: ширма была нарисована!
Зевксис признал своё поражение, ведь ему удалось ввести в заблуждение неразумных птиц, а Паррасий обманул своим искусством человека, да к тому же – художника.
(слайд №1)
Ученики: Натюрморт.
Учитель: Совершенно верно, урок будет посвящён расширению знаний о натюрморте. (демонстрация видео-ролика “Натюрморт).
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему урока.
Учитель: Что такое живопись?
Ученики: Вид изобразительного искусства, произведения которого жизнеподобно отражают действительность.
Учитель: Вспомните, какие основные компоненты составляют живописное полотно
Ученики. Композиция, рисунок, колорит. (слайд №2)
Учитель. Действительно, первый слог живописной азбуки - расположение фигур на картине - художники называют композицией. Композиция - это основа живописи. Она выражает главную мысль художника, идею картины.
Вторым слогом живописной азбуки является рисунок - это главный рассказчик. Он подробно рассказывает о каждом герое, об его прошлом и настоящем, рассказывает обо всех событиях картины. С рисунка, как вы знаете, начинается дальнейшая творческая работа над картиной.
Третий слог живописи - это все разнообразие красок, оттенков тонов, пятен света и тени, которыми говорит с нами картина, или, как называют художники, колорит живописи.
Овладение рисунком лучше начинать не с живой модели, а с “мертвой”, неподвижной - с натюрморта (от французского natura morte - мертвая природа, натура). Как вы думаете, почему? (Ответы учащихся. )
Натюрморт можно рисовать как угодно долго, внимательно изучая его с разных точек, не опасаясь, что он устанет стоять и уйдет или изменит положение.
Вот почему сегодня на уроке, рисуя натюрморт, мы будем учиться строить форму предметов, передавать цветом настроение.
III. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня на уроке вы выполните изображение натюрморта. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.
Компоновка предметов должна быть тщательно продумана. Далее делается рисунок, в котором не только отражается форма рисуемых предметов, но и показывается направление светотени, темные и светлые места, и только после этого рисующий работает с красками.
Прочитайте, что записано на ваших карточках. Определите границы предложений. Запишите текст, расставляя знаки препинания и заменяя, где нужно, строчные буквы прописными. Если возможно двоякое решение, выберите лучший, с вашей точки зрения, вариант. Объясните свой выбор. Что же главное в картинах? Что дает нам в жизни искусство?
На доске: (слайд № 3)
Разложи на столе карандаш, спицу, пенал, кубик и щепку. Не так. Попробуем еще раз. Так, получается красиво. Чувствуете, как красиво! Оказывается от самых простых вещей можно получать разные впечатления. Радоваться, если все толково разложено, или злиться, что получается неприятный кавардак. . . Может быть и неприятный кавардак, и грустный, и уютный, и неприветливый. Над самыми простыми свойствами вещей, предметов и красок задумывайся! Художник Казимир Малевич на своих картинах, он старался так расставить предметы и покрасить их разными красками, чтобы создать главное: радость для глаза. И оказались эти фигуры цвета и порядок их расположения на картине - полными тайн. (По Л. Яковлеву. )
(слайд №4) Проверим, что получилось.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
1. Работа сегодня - натюрморт в цвете с натуры (“Лимон, гранат, груша”) - этот подход сложнее, так как подразумевает не только светотеневую и тональную разработку, но и цветовую.
2. Последовательность выполнения работы.
Учитель напоминает, что работа над рисунком натюрморта представляет собой последовательную работу по этапам: (слайд № 5, № 6, № 7, № 8)
1) Композиция, то есть грамотное размещение предметов на листе; построение сквозного рисунка каждого предмета, передача его конструкции, пропорций предметов, соотношений по высоте, ширине, соразмерности предметов, расположения их к зрителю (ближе - дальше), перспективных сокращений. Строить форму в рисунке надо так, будто вы видите ее насквозь, как будто она прозрачна. Надо постоянно ощущать весь объем в целом и стремиться передать это ощущение.
Этот этап - графическое решение, линейный рисунок.
2) Первоначальная передача светотеней, цвета.
Тонкими линиями намечаются границы света, полутени, тени, рефлексы, блики, падающие тени. Можно применять художественную линию (разный нажим) для передачи объема предмета и расположения его в пространстве (ближние, передние части предметов изображаются утолщенной линией с постепенным ослаблением к краям в соответствии с линейной перспективной). Рисование в карандаше только за кончик держим, чтобы линии были видны только вашему глазу. Помним правило: центр работы 1/3 листа. (показать рамку)
Запрещается рисовать фигуру по контуру (силуэтом).
3) Начальная проработка цветом.
Использовать ослабление и усиление цвета, совмещение способов работы “по сухому”, “по сырому”, “лессировки”, работа с палитрой. Натюрморт можете выполнить в холодной гамме или в тёплой- по желанию. Вспомним, холодные цвета и тёплые? Выполните рисунок-натюрморт в каком-либо из эмоциональных состояний (грусть, таинственность, праздничность и т. д. ); (работа красками).
Не забываем, что с разных сторон мы видим разный ракурс и положение предмета.
(слайд № 9, 10)
4) Завершение работы. Прорисовка деталей.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения приемов работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполненной работы.
V. Итог урока.
1. Выставка работ.
2 . Заключительное слово.