Словообразование и словоизменение. Урок русского языка

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Учить детей умению разграничивать понятия “словообразование” и “словоизменение”.
  2. Помочь овладеть практическими навыками определения новообразованных слов и форм одного и того же слова.
  3. Проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, окончание, умение разбирать слова по составу.
  4. Развивать умение образовывать новые слова.
  5. Развивать орфографическую зоркость.
  6. Учить детей логически грамотно выражать свои мысли.
  7. Развивать познавательные и творческие способности учащихся, способность к анализу, синтезу, обобщению, сравнению.
  8. Воспитывать аккуратность при письме, ценностное отношение к богатству русского языка, интерес к занятиям по языку, используя игру, занимательные задания, слова и предложения из знакомых детям сказок.

Оборудование: Таблицы “Состав слова”, “Морфемы”, плакаты, карточки с тестами для каждого ученика, карточки со словами, схемы, книга “Сказки А. С. Пушкина”.

Ход урока

I. Вступление. Беседа.

У. Как вы думаете, сколько слов в русском языке? …

Д. Очень много. Миллионы. Несчётное количество.

У. На этот вопрос не может ответить ни один специалист, ни одна статистика – такое их огромное количество. О том, что их не счесть говорит один восточный афоризм: “Если море было бы чернилами, то скорее иссякло бы море, чем слова”.

Русский язык живой, как жизнь, постоянно появляются новые слова, одни слова рождают другие.

Как же “делаются” слова? Кто их создатель, творец?

Д. Люди.

У. Главный мастеровой слова – народ. И вы тоже.

Сегодня, дети, вы попробуете объяснять появление новых слов, сами творить новые слова.

II. Постановка задачи.

У. Сегодня у нас урок-конкурс. Мы совершим путешествие по океану Знаний в страну Морфемию. Она интересна тем, что состоит из островов. Слова, которые нам встретятся на уроке, мы доставим на тот остров, где они живут. А помогут нам в этом три команды: “Приставки”, “Суффиксы”, “Окончания”. (У детей каждой команды нагрудные знаки, обозначающие приставку, суффикс, окончание. За верные ответы ученики получают жетоны).

У. Прочитайте тему урока.

У. О чём будем говорить?

Д. О словообразовании и словоизменении. О том, что слова могут изменяться и образовываться новые.

У. Как образовались эти слова?

Д. Из двух слов: слово и образовывать; слово и изменять.

У. Из каких частей?

Д. Из корней этих слов. Это сложные слова.

У. Назовите первые буквы слов?

Д. “С”.

III. Чистописание.

Напишите строчную и прописную букву: С с

IV. Конкурс “Найди друзей”.

У: Распределите слова на две группы. Определите по какому признаку их можно объединить?

Сказка, сказочка, сказки, рассказать, сказочник, сказкой, присказка, сказку.

Д. В одной группе изменилось только окончание, а во второй появился суффикс и приставка.

У. Что объединяет слова 1-й группы?

Д. У них одинаковая основа.

У. Что изменилось?

Д. У них разные окончания.

У. Что произошло?

Д. Словоизменение.

У. Чем слова 2-ой группы отличаются от слов 1-й группы?

Д. У слов первой группы основа осталась неизменной, это разные формы одного и того же слова. У слов второй группы изменилась основа, произошло словообразование, появились однокоренные слова.

У. А здесь образовались новые слова?

Д. Да.

У. Какой понадобился строительный материал?

Д. Морфемы: суффикс и приставка.

У. Что произошло?

Д. Словообразование.

Запись слов в тетради.

(Отправить слова на свой остров).

(Проверка задания – сверить с таблицей на доске. )

V. Конкурс “Составь предложение”.

В, небо, синий, блещут, звёзды.

Ветер, гулять, море, по, и, подгонять, кораблик.

У. Это предложения? Почему?

Д. Нет. Слова не связаны по смыслу.

У. Какая морфема нужна, чтобы связать слова в предложении?

Д. Окончание.

У. У каких слов изменилось окончание?

Д. Небо – небе, синий – синем, море – морю, гулять – гуляет, подгонять – подгоняет.

У. Чем занимались?

Д. Словоизменением.

У. Кто узнал, из какой сказки эти предложения?

Д. Из сказки А. С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

У. Из какого острова слова?

Д. Словоизменение.

У. Записать составленные предложения в тетради и выделить окончания. .

В синем небе звёзды блещут.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

VI. Физкультминутка.

Каждый день по утрам
Делаем зарядку (ходьба на месте).
Очень нравиться нам
Делать по порядку:
Весело шагать (ходьба),
Руки поднимать (руки вверх),
Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),
Прыгать и скакать (4-6 раз).

VII. Конкурс “Третий лишний”.

Задание для каждой команды по одной строке:

Лес, лестница, лесоруб ( лесной, перелесок )

Смешать, смех, смешить ( смешной, насмешить )

Вода, водитель, водяной ( водичка, подводник )

У. Исключить лишнее слово, записать два оставшихся и подобрать к ним по два однокоренных слова. Образовать новые слова при помощи приставки, суффикса, окончания. Выделить корень.

(Какие морфемы помогли образовать слова?)

Д. Приставки и суффиксы.

У. Чем занимались? (Из какого острова слова?)

Д. Словообразованием.

Каждая команда записывает слова своей строчки в тетрадь.

VIII. Конкурс “Составь слово”.

ковёр-сам

дрова

скоро

сам

ходить

летать

сечь

варить

У. Используя слова первого и второго столбиков, составить (образовать) новые слова.

Д. Ковёр-самолёт, дровосек, скороход, самовар.

У. Как образовались новые слова?

Д. При помощи соединительных гласных, из двух основ.

У. Чем они особенные?

Д. Это сложные слова.

У. Чем занимались?

Д. Словообразованием.

IX. Конкурс “Самоэкзамен”. (Работа в малых группах).

Каждый ученик получает карточку с набором слов.

. Распределить слова на две группы. Слова одной группы подчеркнуть.

(1 – словоизменение, 2 – словообразование)

  • цари
  • царевич
  • царь
  • царица
  • царя
  • царевна
  • рыбка
  • рыбки
  • рыба
  • рыбак
  • рыбалка
  • рыбе
  • белка
  • белки
  • белочка
  • беличий
  • белкин
  • лебедь
  • лебедя
  • лебёдушка
  • лебединая
  • лебеди

Дети записывают в тетрадь и работают в группах, проводят взаимопроверку.

X. Тест.

У. Выбери верное утверждение. (обведи номер ответа)

Корень слова – это

а) неизменяемая часть слова

б) изменяемая часть слова

При словоизменении

а) изменяется основа слова

б) изменяется только окончание

Основа слова может состоять из

а) корня, суффикса, окончания

б) корня, суффикса

При словообразовании

а) создаются новые слова

б) образуются разные формы слова

В образовании новых слов принимают участие

а) приставки, суффиксы

б) окончания.

После завершения работы учитель открывает ответы на доске. Дети сверяют и проводят самоанализ.

XI. Итог урока.

У. Чем занимались?

У. Что такое “Словоизменение”?

У. Что такое “словообразование”?

Д. Образовывали новые слова (однокоренные и сложные), изменяли форму слова, анализировали, чем отличается словообразование от словоизменения.

XII. Подведение итогов конкурса. (по жетонам).

XIII. Домашнее задание.

У. Будут ли однокоренными слова: “медведь” и “ведьма”?

Презентация.