Интегрированный урок литературного чтения и природоведения в 4-м классе "Путешествие в Илгышевский сад"

Разделы: Начальная школа


В начальных классах происходит первоначальное знакомство с природой и жизнью людей родного края и от того, как учитель организует эту работу, зависит разовьется ли у учащихся интерес к изучению родного края в будущем. Я долго думала, какой объект природы выбрать для наблюдений и опытно-экспериментальной работы. И я считаю, нашла самое оптимальное решение – Илгышевский сад. Он расположен недалеко от нашего села, поэтому совершать экскурсии и проводить опытно-экспериментальную работу нетрудно.

Перед началом работы над проектом, который я назвала “Илгышевский сад”, был разработан перспективный план по изучению уголка природы.

План мероприятий по изучению Илгышевского сада

Работа ведется уже несколько лет, но останавливаться на достигнутом я не хочу. Думаю, то, что мои ученики продолжат начатое дело и в старших классах.

Предлагаю вашему вниманию урок по теме “Экскурсия в Илгышевский сад”.

Цели урока:

  • познакомить с Илгышевским садом, его создателем;
  • расширить представления детей о разнообразии природы сада;
  • формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к своему краю.

Оборудование: медиапрезентация “Илгышевский сад”, пословицы о саде, стенгазета “Наши сады”, отрывки из сказок, детские сочинения “Сад моей мечты”.

Ход урока

У: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Илгышевскому саду. Все мы его любим и знаем. Но вы, я думаю, согласитесь со мной, это такое место, куда хочется возвращаться снова и снова. Итак, начинаем наше путешествие.

Но, чтобы попасть в сад, нам надо преодолеть на своем пути 8 станций.

Первая станция “Береги сад”.

У: Вы должны вспомнить правила поведения на природе и нарисовать знак-символ к вашему правилу.

Учащиеся работают в парах над созданием знака-символа. Звучит аудиозапись музыкального произведения”.

По завершении работы группа выходит к доске и объясняет свой знак - символ.

  1. Не ломай ветви деревьев и кустарников.
  2. Не рви цветы в саду.
  3. Не разводи костер без необходимости.
  4. Не разоряй муравейники.
  5. Не рви несозревшие плоды.

Вторая станция “Литературная”.

У: Многие писатели в своих произведениях описывали красоту садов. Сейчас мы с вами прочитаем отрывки из сказок и вспомним название произведения и его автора.

Угадай, из каких произведений эти строки:

1. “Случилось раз - девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал расспрашивать у девушек: “Девушки-красавицы, говорит он, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт”.

2. “После сна стала она веселёшенька и пошла опять гулять по садам зелёным, потому что не успела наглядеться на все диковинки. Все деревья, цветы и кусты перед ней преклонялися, а спелые плоды-груши, персики и наливные яблоки-сами в рот лезли”.

3.

“Играй, играй, блюдечко,
Катись, катись, яблочко,
Показывай поля и моря,
И широкие луга,
И стрельбу, и пальбу,
И гор красоту,
И небес высоту”.

4. “…Да ещё был у него прекрасный сад, и чудная росла в саду том яблоня: все золотые родились яблоки на ней. Но вдруг в тех яблоках царёвых оказался великий недочёт, и царь Демьян Данилович был так тем печален, что похудел, лишился аппетита”.

Ответы:

1.Русская народная сказка “Хаврошечка”.

2. Аксаков С. “Аленький цветочек”.

3. Русская народная сказка “ Наливное яблочко, золотое блюдечко”.

4. Русская народная сказка “ Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке”.

Третья станция “Сочинительская”.

У: Мы с вами тоже писали сочинения на тему сада: “Сад моего дедушки”. Давайте послушаем сочинения ребят.

Ребята выходят к доске и зачитывают свои сочинения.

Четвертая станция “Отгадай-ка”

Кроссворд о деревьях и кустарниках сада

1. Платье потерялось – пуговки остались.

2.

Синий мундир
Желтая подкладка
В середине сладко.

3.

Сижу на дереве:
Красная, как кровь,
Круглая, как шар,
Вкусная, как мед.

4.

Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Круглая, а не голова.

5. Цветет белым, а ягода черная.

6. Красненькая матрешка, беленькое сердечко.

7.

Тронешь пальцем – гладко,
А откусишь – сладко.

Пятая станция “Музыкальная”.

У: А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и послушаем частушки.

По садочку мы пройдем,
Мусор вместе уберем.
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари.

Сады рубить я прекращаю,
Деревья новые сажаю.
Пусть плодоносят и цветут.
На радость людям пусть растут.

Я прекрасный видел сон,
Не забудется мне он.
Вот он глобус-шар земной,
Такой чистый и родной.

Чтобы ели не болели,
Пили воду, не боясь,
Нужно, чтоб нигде не смели
Портить землю отродясь!

Шестая станция “Юный эрудит”.

  1. Как разделить между пятью ребятами пять яблок, чтобы одно осталось в корзине?
  2. Какие овощи и фрукты сравнивают с яблоком?
  3. Какие фрукты похищал Геракл из сада Гесперид?
  4. Вспомните названия рассказа, в котором звучит не только название фрукта, но и его сорт?
  5. Откуда пошло выражение “яблоко раздора”?

Ответы:

1. Одно яблоко нужно отдать вместе с корзиной.

2. Апельсин в переводе с голландского – “китайское яблоко”; картофель называют земляным яблоком.

3. Золотое яблоко.

4. И. Бунин “Антоновские яблоки”.

5. Яблоко было предметом спора трех греческих богинь – Геры, Афродиты и Афины.

Седьмая станция “Народные изречения о саде”.

У: - А теперь, ребята, давайте попробуем объяснить смысл народных высказываний о саде.

Учащиеся работают в группах по двое.

Пословицы и поговорки.

  • Яблоку негде упасть.
  • Яблоко от яблони недалеко падает.
  • Красному яблоку червоточина – не укор.
  • Не срывай яблоко, пока зелено: созреет - само упадёт.
  • Каков сад, таковы и яблоки.
  • С одной ягоды сыт не будешь.
  • Хорош садовник – крупен крыжовник.
  • Всякую ягоду в руки берут, да не всякую в кузов кладут.

Восьмая станция “Илгышевский сад”.

У: - Итак, мы дошли до последней станции и на ней я хочу вас познакомить с презентацией об Илгышевском саде.

1. Учащиеся просматривают медиапрезентацию с объяснением учителя.

После просмотра проводится компьютерное тестирование.

Тестовые вопросы:

- Кто является создателем сада?

а) администрация Аликовского района
б) сельские жители
в) Лукишов А. Л.

- Какое растение занимает большую площадь в саду?

а) малина
б) яблоня
в) черноплодная рябина

- Сколько прудов в саду?

а) один
б) два
в) три

- Как называется мыс?

а) любви
б) дружбы
в) радости

- Какова площадь сада?

а) 4 га
б) 2 га
в) 1 га

- В каком состоянии находится сад сегодня?

а) возрождается
б) заброшен
в) постепенно умирает

2. Встреча с создателем Илгышевского сада Лукишовым А. Л.

В класс входит садовод с огромной корзиной яблок. Лукишов А. В. рассказывает о создании сада и его сегодняшних проблемах.

3. Учащиеся высказывают пожелания садоводу и свои мнения по улучшению структуры сада.

4. Лукишов А. Л. угощает всех ребят яблоками из своего сада.

Подведение итогов урока.

У: - Сегодня мы с вами совершили путешествие в сказочное место – Илгышевский сад.

Мы будем оказывать посильную помощь Алексею Лукичу в его прекрасном и благородном деле.