В начальных классах происходит первоначальное знакомство с природой и жизнью людей родного края и от того, как учитель организует эту работу, зависит разовьется ли у учащихся интерес к изучению родного края в будущем. Я долго думала, какой объект природы выбрать для наблюдений и опытно-экспериментальной работы. И я считаю, нашла самое оптимальное решение – Илгышевский сад. Он расположен недалеко от нашего села, поэтому совершать экскурсии и проводить опытно-экспериментальную работу нетрудно.
Перед началом работы над проектом, который я назвала “Илгышевский сад”, был разработан перспективный план по изучению уголка природы.
План мероприятий по изучению Илгышевского сада
Работа ведется уже несколько лет, но останавливаться на достигнутом я не хочу. Думаю, то, что мои ученики продолжат начатое дело и в старших классах.
Предлагаю вашему вниманию урок по теме “Экскурсия в Илгышевский сад”.
Цели урока:
- познакомить с Илгышевским садом, его создателем;
- расширить представления детей о разнообразии природы сада;
- формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к своему краю.
Оборудование: медиапрезентация “Илгышевский сад”, пословицы о саде, стенгазета “Наши сады”, отрывки из сказок, детские сочинения “Сад моей мечты”.
Ход урока
У: Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие по Илгышевскому саду. Все мы его любим и знаем. Но вы, я думаю, согласитесь со мной, это такое место, куда хочется возвращаться снова и снова. Итак, начинаем наше путешествие.
Но, чтобы попасть в сад, нам надо преодолеть на своем пути 8 станций.
Первая станция “Береги сад”.
У: Вы должны вспомнить правила поведения на природе и нарисовать знак-символ к вашему правилу.
Учащиеся работают в парах над созданием знака-символа. Звучит аудиозапись музыкального произведения”.
По завершении работы группа выходит к доске и объясняет свой знак - символ.
- Не ломай ветви деревьев и кустарников.
- Не рви цветы в саду.
- Не разводи костер без необходимости.
- Не разоряй муравейники.
- Не рви несозревшие плоды.
Вторая станция “Литературная”.
У: Многие писатели в своих произведениях описывали красоту садов. Сейчас мы с вами прочитаем отрывки из сказок и вспомним название произведения и его автора.
Угадай, из каких произведений эти строки:
1. “Случилось раз - девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, стал расспрашивать у девушек: “Девушки-красавицы, говорит он, которая из вас мне яблочко поднесёт, та за меня замуж пойдёт”.
2. “После сна стала она веселёшенька и пошла опять гулять по садам зелёным, потому что не успела наглядеться на все диковинки. Все деревья, цветы и кусты перед ней преклонялися, а спелые плоды-груши, персики и наливные яблоки-сами в рот лезли”.
3.
“Играй, играй, блюдечко,
Катись, катись, яблочко,
Показывай поля и моря,
И широкие луга,
И стрельбу, и пальбу,
И гор красоту,
И небес высоту”.
4. “…Да ещё был у него прекрасный сад, и чудная росла в саду том яблоня: все золотые родились яблоки на ней. Но вдруг в тех яблоках царёвых оказался великий недочёт, и царь Демьян Данилович был так тем печален, что похудел, лишился аппетита”.
Ответы:
1.Русская народная сказка “Хаврошечка”.
2. Аксаков С. “Аленький цветочек”.
3. Русская народная сказка “ Наливное яблочко, золотое блюдечко”.
4. Русская народная сказка “ Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке”.
Третья станция “Сочинительская”.
У: Мы с вами тоже писали сочинения на тему сада: “Сад моего дедушки”. Давайте послушаем сочинения ребят.
Ребята выходят к доске и зачитывают свои сочинения.
Четвертая станция “Отгадай-ка”
Кроссворд о деревьях и кустарниках сада
1. Платье потерялось – пуговки остались. 2.
3.
4.
5. Цветет белым, а ягода черная. 6. Красненькая матрешка, беленькое сердечко. 7.
|
Пятая станция “Музыкальная”.
У: А теперь, ребята, давайте немного отдохнем и послушаем частушки.
По садочку мы пройдем,
Мусор вместе уберем.
Пусть щебечут соловьи
От зари и до зари.Сады рубить я прекращаю,
Деревья новые сажаю.
Пусть плодоносят и цветут.
На радость людям пусть растут.Я прекрасный видел сон,
Не забудется мне он.
Вот он глобус-шар земной,
Такой чистый и родной.Чтобы ели не болели,
Пили воду, не боясь,
Нужно, чтоб нигде не смели
Портить землю отродясь!
Шестая станция “Юный эрудит”.
- Как разделить между пятью ребятами пять яблок, чтобы одно осталось в корзине?
- Какие овощи и фрукты сравнивают с яблоком?
- Какие фрукты похищал Геракл из сада Гесперид?
- Вспомните названия рассказа, в котором звучит не только название фрукта, но и его сорт?
- Откуда пошло выражение “яблоко раздора”?
Ответы:
1. Одно яблоко нужно отдать вместе с корзиной.
2. Апельсин в переводе с голландского – “китайское яблоко”; картофель называют земляным яблоком.
3. Золотое яблоко.
4. И. Бунин “Антоновские яблоки”.
5. Яблоко было предметом спора трех греческих богинь – Геры, Афродиты и Афины.
Седьмая станция “Народные изречения о саде”.
У: - А теперь, ребята, давайте попробуем объяснить смысл народных высказываний о саде.
Учащиеся работают в группах по двое.
Пословицы и поговорки.
- Яблоку негде упасть.
- Яблоко от яблони недалеко падает.
- Красному яблоку червоточина – не укор.
- Не срывай яблоко, пока зелено: созреет - само упадёт.
- Каков сад, таковы и яблоки.
- С одной ягоды сыт не будешь.
- Хорош садовник – крупен крыжовник.
- Всякую ягоду в руки берут, да не всякую в кузов кладут.
Восьмая станция “Илгышевский сад”.
У: - Итак, мы дошли до последней станции и на ней я хочу вас познакомить с презентацией об Илгышевском саде.
1. Учащиеся просматривают медиапрезентацию с объяснением учителя.
После просмотра проводится компьютерное тестирование.
Тестовые вопросы:
- Кто является создателем сада?
а) администрация Аликовского района
б) сельские жители
в) Лукишов А. Л.
- Какое растение занимает большую площадь в саду?
а) малина
б) яблоня
в) черноплодная рябина
- Сколько прудов в саду?
а) один
б) два
в) три
- Как называется мыс?
а) любви
б) дружбы
в) радости
- Какова площадь сада?
а) 4 га
б) 2 га
в) 1 га
- В каком состоянии находится сад сегодня?
а) возрождается
б) заброшен
в) постепенно умирает
2. Встреча с создателем Илгышевского сада Лукишовым А. Л.
В класс входит садовод с огромной корзиной яблок. Лукишов А. В. рассказывает о создании сада и его сегодняшних проблемах.
3. Учащиеся высказывают пожелания садоводу и свои мнения по улучшению структуры сада.
4. Лукишов А. Л. угощает всех ребят яблоками из своего сада.
Подведение итогов урока.
У: - Сегодня мы с вами совершили путешествие в сказочное место – Илгышевский сад.
Мы будем оказывать посильную помощь Алексею Лукичу в его прекрасном и благородном деле.