Цели:
- Формировать экологические знания учащихся;
- Привить любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе;
- Систематизировать и расширять знания детей о лекарственных растениях.
Задачи: развивать воображение, коммуникативную сторону речи на основе совместной игровой деятельности; воспитывать любовь к природе и родному краю.
Оборудование к занятию: аудиозапись песни “Уголок России”; аудиозапись с голосами птиц; таблица; рисунки учащихся, карточки с иллюстрациями животных, растений, картина “Лес”. Плакаты: “Война – экологическое бедствие”; “Эко – мир моей семьи”; “Красота спасает мир”; “Возьмемся за руки друзья!”; “Вода – источник всего во Вселенной”; “Лес – наше богатство, береги его”.
Форма проведения занятия: игра-путешествие.
Место проведения: спортивный зал.
Ход мероприятия
Звучит аудиозапись песни “Уголок России”
Воспитатель: Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
Ребята! Сегодня мы с Вами побеседуем о самом важном для каждого человека в отдельности и для всего человечества в целом.
Мы говорим о красоте и чистоте природы и о том, какую роль играет экология для жизни нашей планеты Земля. А так как мы живем с Вами в г.Омске, то я Вам предлагаю сегодня совершить путешествие по экологической тропе нашего края.
Красив наш город Омск. Совсем недавно его называли городом – садом, но сегодня он почетное название утратил. А почему? У нас в городе много заводов, фабрик и также много парков и скверов. Но сейчас не все люди относятся бережно к природе: засоряют реки, ломают деревья, не используют очистительные сооружения и наша планета превращается в черный шар.
Ученик:
Моя планета – человечий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – Океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Воспитатель держит глобус.
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи. Сейчас учеными – экологами проводится “врачебный” осмотр нашей планеты. Каков же диагноз? Излечима ли болезнь, или наша планета медленно погибнет?
Многие серьезные специалисты указывают на гигантские “гнойники” на теле Земли – свалки. Они вызывают боль и отвращение. “Шрамы” на теле Земли – асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать земли. В опасности и “легкие” планеты – леса. “Полысение” планеты сегодня отчетливо видно из космоса.
Символом чистоты и красоты нашей страны является русская березка. О ней много сложено песен и стихов.
Ученик:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
Люблю её, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся – но не ломится! (А. Прокофьев)
Воспитатель: - Но часто березовый сок добывают варварским способом. Воткнут топор в белую кору и хлещет живительная влага, как кровь из раны. Сколько деревьев загублено таким образом?! А нужно зачистить наружную кору и на этом месте коловоротом провернуть углубление на три – четыре сантиметра. Это не повредит дереву. Сок потечет бойкой струйкой.
Не нужно думать, что наши леса неиссякаемы. Уничтожить дерево можно за несколько минут, а новое вырастает только через десятки лет.
Надо не только посадить дерево, но его вырастить и сберечь.
Малая родина – это наш островок жизни. И куда бы в будущем нас ни завела судьба, будем помнить.
Прослушивание аудиозаписи песни (слова и музыка Б. Ярцева)
Над бульваром задумались клены,
Бродит в небе луна, не спеша,
Я люблю этот город зеленый,
У могучей реки Иртыша.
Я люблю его верной любовью,
Той, что первому чувству сродни.
Хороши, говорят, вечера в Подмосковье,
Только в Омске не хуже они.
Физминутка
- А сейчас я хочу, чтобы каждый из вас стал цветочком, который прорастает из-под земли и тянется к солнцу, радуется жизни. (Проходит под “Вальс цветов”. П.И. Чайковского).
Воспитатель: А сейчас ребята, отправимся в путь на поляну лекарственных трав. Чтобы побывать на поляне лекарственных растений, нужно преодолеть препятствие и отгадать загадки.
- Погулять выводят летом ребятишек поутру. Не нужны коляски детям, если мама… (кенгуру)
- В цирке можно посмотреть, как танцует вальс… (медведь)
- В лунке плавает без звука, стережет добычу… (щука)
- По двору пройти боюсь – там живет драчливый… (гусь)
- Вот живая голова – из дупла глядит… (сова)
- Чернокрылый друг пернатый прочь летит от нашей хаты. Не печалься и не плачь – к нам весной вернется… (грач).
Полоса препятствий:
И.п.: стоя в одну колонну. Вся дистанция 20 м.
Инвентарь: гимнастическая скамейка, “козел” высотой 80 см., мат, 5 барьеров высотой 50 см., мат, гимнастическая скамейка, гимнастическая стенка.
Задача: по команде “Марш!” бег до гимнастической скамейки, дальний конец которой поднят на подушку “козла”, лечь на скамейку животом – подняться вверх по скамейке, подтягиваясь руками, соскок на мат, кувырок вперед, под барьерами проползти по-пластунски, забраться по гимнастической стенке до конца, сесть верхом на гимнастическую скамейку, установленную одним концом в последнюю перекладину гимнастической стенки, съехать вниз на мат, бег с барьерами, кувырок назад, бег – финиш.
Полоса препятствий – это зона повышенной опасности. Главное – научить детей преодолевать все препятствия.
Закончив полосу препятствий, мы попадем на поляну лекарственных растений. Богата и разнообразна флора Омской области, на ее территории произрастают 952 вида растений. Давайте поближе познакомимся с травами.
Коррекционно – развивающее упражнение на классификацию. На столе карточки: береза, ромашка, ель, белка, мать-и-мачеха, курица, поросенок, ворона, смородина.
Распределить на 2 группы, объясни, почему ты так разделил? Назови каждую группу одним словом (растения и животные).
Как приятно в теплый солнечный день прогуляться по лесной поляне, подышать ароматом полевых цветов. Летают шмели, бабочки, прыгают кузнечики. Там и тут пестреют ромашки, васильки, колокольчики. Да разве все перечислишь!
На фоне слов звучит песня Ю.Антонова “Не рвите цветы, не рвите…”
Ученик:
На ромашку как на балерину
Издали любуется лесок.
У нее на лепестки накинут
Паутинки легкий волосок.
Ветер листья гонит по дорожке,
Вянут травы – осень настает,
Лишь ромашка на упругой ножке
Кружится, танцует и цветет! (Т.Белозеров)
Воспитатель: В Омской области встречаются ромашка обыкновенная, или аптечная. Настой из этих цветов служит противовоспалительным средством от многих болезней.
Познакомимся поближе с многолетними растениями, которые называются мать-и-мачеха. Цветок растет весной, до появления листьев, цветки золотисто-желтые, собранны в небольшую корзину, когда растения отцветает, появляются плотные округло-сердцевидные листья на длинном сочном черенке. Сверху листья зеленые, жесткие и холодные (мачеха). Снизу листья – беловойлочные от обилия длинных перепутанных волосков, снизу лист мягкий, теплый (мать). С давних пор применяется в народной медицине как противовоспалительное средство для лечения органов дыхания. В сочетании с другими лекарственными травами используется при лечении язв, нарывов, фурункулов…
Ученик: Фиалка душистая. Встречается в лесах, парках. Цветет в апреле – мае. Цветки сине-фиолетовые, иногда белые, имеют пять лепестков, из которых два направлены вверх, два в бок, один вниз. В сырую погоду цветоножка сгибается и цветок оказывается под листом. Цветки пахучие, из них добывают эфирное масло.
На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперед.
Но кто-то ей поклониться
И бережно возьмет
Е. Серова.
Ученик: Липа, недаром в народе получила название медового дерева. В конце июня в липовом лесу или даже в близи одиноко стоящего дерева витает медовый аромат, который привлекает пчел. Слетаются пчелы на цветущие липы не зря. Это дерево относится к числу самых обильных медоносов. А липовый мед считается лучшим, среди множества сортов меда. К тому же липа – лекарственное растение. Настои из соцветий липы оказывают потогонное, мягчительное, противовоспалительное и противомикробное действие. Они применяются внутрь, например при бронхите, наружно в виде полоскания при ангине.
Ученик: Рябина – дитя солнца. Она растет в основном в незаметных местах. В России произрастает 34 вида рябины. Наиболее распространенный вид в нашей зоне – рябина обыкновенная.
Плоды рябины содержат яблочную кислоту, дубильные вещества, много сахара, значительное количество витаминов С,Р, каротина (провитамина А). Как раз именно витаминов А, С, Р часто не хватает в нашем рационе, особенно в зимне-весенним период.
Органические кислоты в плодах способствуют улучшению пищеварения, повышают пищеварительную способность желудочного сока.
В народной медицине рябина используется как мочегонное, кровоостанавливающее и противодизентерийное средство.
Воспитатель: Травник (польза лекарственных растений) - Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника). Какое болотное растение можно использовать вместо йода? (торфяной мох). Какая ягода заменит лимон? (клюква). Листья от какого растения заменяют лимон? (черная смородина). Какими лечебными свойствами обладают ромашка, мать-и-мачеха, фиалка?
Полезная травка (зарисовка по представлению).
Итог: выставка рисунков.
- Как можно назвать нашу выставку? (Лесная аптека). Мы с Вами побывали в путешествии, узнали о лекарственных травах, определили главный вопрос: что же такое экология и от чего она зависит. К природе надо относиться бережно, Природу надо охранять и не загрязнять окружающую среду. Надо любить природу родного края.