Урок литературного чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы;
  • развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • обогащать внутренний мир детей;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • портрет И. С. Тургенева;
  • рисунок с изображением перепёлки;
  • учебник “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть;
  • записи на классной доске, тетради.

Ход урока

I. Центральная проблема произведения.

-Какую проблему раскрывает автор в данном произведении?

(проблему жестокого, неосторожного отношения к природе, проблему внутреннего мира человека)

На этапе ведётся работа над осмыслением уклада жизни, быта людей. Осмысливается моральное состояние большинства, а не одного человека.

- В каком веке жил и занимался творчеством И. С. Тургенев?

- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве писателя?

- В какое время живут персонажи?

- Что вы знаете об укладе жизни того далёкого времени?

II. - Что заставило автора говорить об этой проблеме?

(существование жестокости)

Дети ищут и зачитывают цитаты-доказательства.

“Раненая птица билась и хлопала крыльями то на траве, то в зубах Трезора – с неё текла кровь, а мне всё-таки было весело, и никакой жалости я не ощущал. Чего бы я не дал, чтобы самому стрелять из ружья и убивать куропаток и перепелов!”

“За что же я умирать должна? За что? Ведь я свой долг исполняла; маленьких своих старалась спасти, отвести собаку подальше – и вот попалась! Бедняжка! Бедняжка! Несправедливо это! Несправедливо!”

(К уроку дети должны были найти дополнительный материал о перепёлке)

- Кто эта бедняжка?

- Что вы можете ещё сказать об этой птице?

(Перепела - самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти до ста тридцати граммов. Оперение буроватое с тёмными и светлыми пестринами, брюшко светлое. У самцов горло бурое, у самки - беловатое, на груди пестрины. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Часто селятся на хлебных полях, сенокосных лугах-местах для перепелов опасных.

Огромное количество перепелов гибнет под ножами сенокосилок.

Основная пища перепелов - семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу. А ведь кроме машин, губят их и браконьеры, и яды, которые применяют против вредных насекомых. И сейчас перепелов становится всё меньше и меньше).

III. - Так какие стороны жизни волнуют автора? (учитель записывает на доске)

Бездушие и Сострадание

Ненависть и Любовь

- По мнению автора, какими душевными качествами должен обладать человек?

(любить, сострадать, переживать и жалеть)

- Какие ещё писатели говорили об этом?

(Д.Н.Мамин-Сибиряк “Приёмыш”, К.Г.Паустовский “Заячьи лапы”, А.П.Чехов “Белолобый”, “Каштанка”, М.М. Пришвин “Ребята и утята”).

- Для чего создано произведение?

(чтобы обогатить внутренний мир читателя)

IV. Художественный мир автора. (Дети открывают тетрадь, в которой работали на предыдущих уроках, они выписывали слова последовательно от начала к концу рассказа).

Звуки Цвет Запах
разговор охотника зелёная трава сырости
и мальчика голубые ручейки
шум ручейков прозрачная вода
пение жаворонков
лай собаки
хлопки крыльев
шаги охотников пороха
бег собаки пота
выстрелы
падение птицы
радостные крики

 

Мелкие дубовые кустики

Ржаное поле

Солнечный день

Зелёный горошек

Голубые колокольчики аромат цветов
Незабудки
яркие гвоздики
Плач мальчика чёрная грязь крови
Дыхание и писк птенцов бледное лицо свежей земли

- О чём нам говорят звуки?

(Лай собаки настораживает. Звуки выстрелов, удар птицы о землю, смех мальчика говорят о жестокости. Плач мальчика, дыхание птенцов показывают, что появляется сострадание.)

Звуки работают на идею рассказа

- Что отражает цвет?

(Отражает весёлое настроение. Красивые цветы не привлекают мальчика, это настораживает, предупреждает, что что-то должно произойти.)

- Как запах связан с происходящим в рассказе?

(Запах и происходящее в рассказе тесно связаны. Не привлекает мальчика и аромат разнотравья. Запах пороха и крови предупреждают о приближающейся беде. Всё завершает запах свежей земли и крови, запах могилы.)

V. Творческая работа.

- Зачитайте отрывок, где Тургенев пишет о мелких дубовых кустиках.

- Как вы считаете, автор достаточно полно описал этот уголок? (нет)

- Почему? (потому что мальчика не привлекала красота природы, он был занят мыслями об охоте)

- Закройте глаза и представьте, что вы оказались в этом леске. На что бы вы обратили внимание, что почувствовали?

Каждый ученик говорит одно, два предложения.

(Например: Ласково греет солнышко. Пахнет земляникой и цветами. Жужжат трудолюбивые пчелы. Дует теплый ветерок. Заливисто поют птицы. И т.п.)

- Как вы думаете, смог бы мальчик думать об охоте, если бы обратил внимание на окружающую его красоту?(не смог бы).

- Правильно, красота обогащает внутренний мир человека, он становится добрее и разумнее.

VI. Персонажи. (записи в тетрадях, либо слова подчёркнуты в учебниках карандашом).

Мальчик

Портрет Глаголы Чувства
Десять лет надевал было весело
В больших сапогах не отставал жалости не ощущал
С фляжкой через плечо подпрыгивал
Весь в поту кричал
Прицеливался
указывал
посмотрел
хотел погладить
заплакал
выпросил
положил бережно
подышал
приподнял
закричал
остался
не захотел завтракать
вынул платок
положил жаль её стало
захотел похоронить
поцеловал
засыпал
срезал две ветки
сложил
перевязал
воткнул

- Расскажите о мальчике.

(Рассказ начинать с портрета, далее использовать только ключевые глаголы и заканчивать рассказ тем, какими чувствами обладает персонаж.)

- Меняется ли он?

(Происходит нравственное пробуждение персонажа.)

- Докажите.(дети анализируют действия мальчика)

- Что послужило толчком для нравственного пробуждения?

(Случай с перепёлкой)

- Что почувствовали вы?

2) отец (в тетради)

Портрет Глаголы Чувства
Страстный охотник брал ружьё сожалел о случившемся
С ружьём через плечо надевал ягдташ молча переживал
высокий звал Трезора
крепкий пренебрегал зайцами
взводил курок
пригрозился
скомандовал
не хотел стрелять
достал и подал нож
стрелять не стал

- Расскажите об отце.

- Сегодня мы поработаем над портретом перепёлки.

(учитель записывает на доске, дети ищут слова в тексте)

3) перепёлка

Портрет глаголы чувства
маленькая(50-130г) выскочила
оперение бурое полетела
с тёмными и кувыркалась любовь
светлыми вертелась
пестринами падала
брюшко светлое точно раненая
горло беловатое притворилась
не разочла
долг исполняла
маленьких своих
старалась спасти
попалась
закрыла глаза
умерла
- Б е д н я ж к а.

- Что вы почувствовали?

- Что можете сказать о перепёлке? (ещё раз обращается внимание детей на глаголы)

- Какое чувство двигало перепёлкой? (любовь к детям)

- “Любовь сильнее смерти и страха смерти” - так писал И.С. Тургенев в рассказе “Воробей”.

- Так кто же виноват в смерти перепёлки?

(Трезор-охотничья собака, она делала своё дело. Отец был невнимателен, поэтому случилась беда)

-Какой всё-таки отец? (добрый, он переживал о случившемся)

- Докажите. (дети зачитывают отрывки из текста)

- Как вы думаете, для чего мальчик через некоторое время снова приходил с отцом к месту гибели перепёлки? (чтобы убедиться, живы ли её птенцы)

VII. Композиция.

- Найдите в тексте и зачитайте предисловие.

Предисловие: “ Мне было лет десять, когда со мной случилось то, что вам сейчас расскажу”.

-Зачитайте завязку.

Завязка: “Отец мой был страстным охотником; и как только не был занят по хозяйству- и погода стояла хорошая, - он брал ружьё, надевал ягдташ, звал своего старого Трезора и отправлялся стрелять куропаток и перепелов”.

“Он часто брал меня с собою…большое это было для меня удовольствие”.

Кульминация:

“Папаша - сказал я, - да, может быть, она не умрёт…” - и хотел погладить перепёлочку по головке. Но отец сказал мне: “Нет! Вот посмотри: у неё сейчас лапки вытянутся, она вся затрепещется, и закроются её глаза”.Так оно точно и случилось. Как только у неё закрылись глаза- я заплакал”.

Развязка: “…с того дня пропала моя страсть к охоте”.

- Этот рассказ автобиографичный. Иван Сергеевич Тургенев пишет о своём детстве. Действительно с того самого дня он ходил в лес не ради охоты, он наблюдал, любовался природой, запоминал забавные случаи, а затем писал свои рассказы.

VIII. Итог урока.

- Что хотел сказать автор своим произведением?

(Он говорит читателю, что нужно относится к природе с любовью.

Хотел вызвать в душах читателей жалость к окружающим нас животным. Человек- могущественный хозяин на Земле. Он может всё. Природа беззащитна перед ним. Сотни, тысячи лет он берёт у природы всё, что захочет. Вымирают редкие животные, исчезают растения, мелеют реки… Иван Сергеевич Тургенев призывает читателя быть бдительным. Читатель не остаётся равнодушным к погибшей перепёлке. Он вместе с персонажем мучается, переживает…Т.о.автор с помощью своего творчества вносит вклад в дело защиты природы, духовно обогащает душу человеческую. Воспитывает человека добрым, мудрым, внимательным).

IX.Д/з Написать сочинение о перепелке.