Цели:
- развивать навыки правильного и осознанного чтения, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязь происходящих событий с картинами природы;
- развивать умение формировать свои эмоционально-оценочные суждения;
- обогащать внутренний мир детей;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- портрет И. С. Тургенева;
- рисунок с изображением перепёлки;
- учебник “Литературное чтение” 3 класс, 1 часть;
- записи на классной доске, тетради.
Ход урока
I. Центральная проблема произведения.
-Какую проблему раскрывает автор в данном произведении?
(проблему жестокого, неосторожного отношения к природе, проблему внутреннего мира человека)
На этапе ведётся работа над осмыслением уклада жизни, быта людей. Осмысливается моральное состояние большинства, а не одного человека.
- В каком веке жил и занимался творчеством И. С. Тургенев?
- Что вы можете рассказать о жизни и творчестве писателя?
- В какое время живут персонажи?
- Что вы знаете об укладе жизни того далёкого времени?
II. - Что заставило автора говорить об этой проблеме?
(существование жестокости)
Дети ищут и зачитывают цитаты-доказательства.
“Раненая птица билась и хлопала крыльями то на траве, то в зубах Трезора – с неё текла кровь, а мне всё-таки было весело, и никакой жалости я не ощущал. Чего бы я не дал, чтобы самому стрелять из ружья и убивать куропаток и перепелов!”
“За что же я умирать должна? За что? Ведь я свой долг исполняла; маленьких своих старалась спасти, отвести собаку подальше – и вот попалась! Бедняжка! Бедняжка! Несправедливо это! Несправедливо!”
(К уроку дети должны были найти дополнительный материал о перепёлке)
- Кто эта бедняжка?
- Что вы можете ещё сказать об этой птице?
(Перепела - самые маленькие представители куриного племени. Весят от пятидесяти до ста тридцати граммов. Оперение буроватое с тёмными и светлыми пестринами, брюшко светлое. У самцов горло бурое, у самки - беловатое, на груди пестрины. Перепёлка гнездо строит на земле. В кладке 7-15 грушевидных с крупными бурыми пятнами яиц. Окраска хорошо маскирует птицу, а вспугнутая перепёлка старается скрыться в каких-нибудь зарослях. При этом перепёлка бежит так быстро, что её трудно разглядеть. Взлетает она лишь, в крайнем случае, причём делает это очень шумно, летит довольно быстро, держась всегда низко над землёй. Летят они на зимовки за тысячи километров. Живут на лугах и в степях (но обязательно с густой растительностью), вблизи лесов, на опушках. Часто селятся на хлебных полях, сенокосных лугах-местах для перепелов опасных.
Огромное количество перепелов гибнет под ножами сенокосилок.
Основная пища перепелов - семена сорных трав. А во время выкармливания птенцов они уничтожают во множестве насекомых и их личинок. Этим перепёлки приносят большую пользу. А ведь кроме машин, губят их и браконьеры, и яды, которые применяют против вредных насекомых. И сейчас перепелов становится всё меньше и меньше).
III. - Так какие стороны жизни волнуют автора? (учитель записывает на доске)
Бездушие и Сострадание
Ненависть и Любовь
- По мнению автора, какими душевными качествами должен обладать человек?
(любить, сострадать, переживать и жалеть)
- Какие ещё писатели говорили об этом?
(Д.Н.Мамин-Сибиряк “Приёмыш”, К.Г.Паустовский “Заячьи лапы”, А.П.Чехов “Белолобый”, “Каштанка”, М.М. Пришвин “Ребята и утята”).
- Для чего создано произведение?
(чтобы обогатить внутренний мир читателя)
IV. Художественный мир автора. (Дети открывают тетрадь, в которой работали на предыдущих уроках, они выписывали слова последовательно от начала к концу рассказа).
Звуки | Цвет | Запах |
разговор охотника | зелёная трава | сырости |
и мальчика | голубые ручейки | |
шум ручейков | прозрачная вода | |
пение жаворонков | ||
лай собаки | ||
хлопки крыльев | ||
шаги охотников | пороха | |
бег собаки | пота | |
выстрелы | ||
падение птицы | ||
радостные крики |
Мелкие дубовые кустики Ржаное поле Солнечный день Зелёный горошек |
||
Голубые колокольчики | аромат цветов | |
Незабудки | ||
яркие гвоздики | ||
Плач мальчика | чёрная грязь | крови |
Дыхание и писк птенцов | бледное лицо | свежей земли |
- О чём нам говорят звуки?
(Лай собаки настораживает. Звуки выстрелов, удар птицы о землю, смех мальчика говорят о жестокости. Плач мальчика, дыхание птенцов показывают, что появляется сострадание.)
Звуки работают на идею рассказа
- Что отражает цвет?
(Отражает весёлое настроение. Красивые цветы не привлекают мальчика, это настораживает, предупреждает, что что-то должно произойти.)
- Как запах связан с происходящим в рассказе?
(Запах и происходящее в рассказе тесно связаны. Не привлекает мальчика и аромат разнотравья. Запах пороха и крови предупреждают о приближающейся беде. Всё завершает запах свежей земли и крови, запах могилы.)
V. Творческая работа.
- Зачитайте отрывок, где Тургенев пишет о мелких дубовых кустиках.
- Как вы считаете, автор достаточно полно описал этот уголок? (нет)
- Почему? (потому что мальчика не привлекала красота природы, он был занят мыслями об охоте)
- Закройте глаза и представьте, что вы оказались в этом леске. На что бы вы обратили внимание, что почувствовали?
Каждый ученик говорит одно, два предложения.
(Например: Ласково греет солнышко. Пахнет земляникой и цветами. Жужжат трудолюбивые пчелы. Дует теплый ветерок. Заливисто поют птицы. И т.п.)
- Как вы думаете, смог бы мальчик думать об охоте, если бы обратил внимание на окружающую его красоту?(не смог бы).
- Правильно, красота обогащает внутренний мир человека, он становится добрее и разумнее.
VI. Персонажи. (записи в тетрадях, либо слова подчёркнуты в учебниках карандашом).
Мальчик |
||
Портрет | Глаголы | Чувства |
Десять лет | надевал | было весело |
В больших сапогах | не отставал | жалости не ощущал |
С фляжкой через плечо | подпрыгивал | |
Весь в поту | кричал | |
Прицеливался | ||
указывал | ||
посмотрел | ||
хотел погладить | ||
заплакал | ||
выпросил | ||
положил бережно | ||
подышал | ||
приподнял | ||
закричал | ||
остался | ||
не захотел завтракать | ||
вынул платок | ||
положил | жаль её стало | |
захотел похоронить | ||
поцеловал | ||
засыпал | ||
срезал две ветки | ||
сложил | ||
перевязал | ||
воткнул |
- Расскажите о мальчике.
(Рассказ начинать с портрета, далее использовать только ключевые глаголы и заканчивать рассказ тем, какими чувствами обладает персонаж.)
- Меняется ли он?
(Происходит нравственное пробуждение персонажа.)
- Докажите.(дети анализируют действия мальчика)
- Что послужило толчком для нравственного пробуждения?
(Случай с перепёлкой)
- Что почувствовали вы?
2) отец (в тетради) |
||
Портрет | Глаголы | Чувства |
Страстный охотник | брал ружьё | сожалел о случившемся |
С ружьём через плечо | надевал ягдташ | молча переживал |
высокий | звал Трезора | |
крепкий | пренебрегал зайцами | |
взводил курок | ||
пригрозился | ||
скомандовал | ||
не хотел стрелять | ||
достал и подал нож | ||
стрелять не стал |
- Расскажите об отце.
- Сегодня мы поработаем над портретом перепёлки.
(учитель записывает на доске, дети ищут слова в тексте)
3) перепёлка |
||
Портрет | глаголы | чувства |
маленькая(50-130г) | выскочила | |
оперение бурое | полетела | |
с тёмными и | кувыркалась | любовь |
светлыми | вертелась | |
пестринами | падала | |
брюшко светлое | точно раненая | |
горло беловатое | притворилась | |
не разочла | ||
долг исполняла | ||
маленьких своих | ||
старалась спасти | ||
попалась | ||
закрыла глаза | ||
умерла |
- Б е д н я ж к а.
- Что вы почувствовали?
- Что можете сказать о перепёлке? (ещё раз обращается внимание детей на глаголы)
- Какое чувство двигало перепёлкой? (любовь к детям)
- “Любовь сильнее смерти и страха смерти” - так писал И.С. Тургенев в рассказе “Воробей”.
- Так кто же виноват в смерти перепёлки?
(Трезор-охотничья собака, она делала своё дело. Отец был невнимателен, поэтому случилась беда)
-Какой всё-таки отец? (добрый, он переживал о случившемся)
- Докажите. (дети зачитывают отрывки из текста)
- Как вы думаете, для чего мальчик через некоторое время снова приходил с отцом к месту гибели перепёлки? (чтобы убедиться, живы ли её птенцы)
VII. Композиция.
- Найдите в тексте и зачитайте предисловие.
Предисловие: “ Мне было лет десять, когда со мной случилось то, что вам сейчас расскажу”.
-Зачитайте завязку.
Завязка: “Отец мой был страстным охотником; и как только не был занят по хозяйству- и погода стояла хорошая, - он брал ружьё, надевал ягдташ, звал своего старого Трезора и отправлялся стрелять куропаток и перепелов”.
“Он часто брал меня с собою…большое это было для меня удовольствие”.
Кульминация:
“Папаша - сказал я, - да, может быть, она не умрёт…” - и хотел погладить перепёлочку по головке. Но отец сказал мне: “Нет! Вот посмотри: у неё сейчас лапки вытянутся, она вся затрепещется, и закроются её глаза”.Так оно точно и случилось. Как только у неё закрылись глаза- я заплакал”.
Развязка: “…с того дня пропала моя страсть к охоте”.
- Этот рассказ автобиографичный. Иван Сергеевич Тургенев пишет о своём детстве. Действительно с того самого дня он ходил в лес не ради охоты, он наблюдал, любовался природой, запоминал забавные случаи, а затем писал свои рассказы.
VIII. Итог урока.
- Что хотел сказать автор своим произведением?
(Он говорит читателю, что нужно относится к природе с любовью.
Хотел вызвать в душах читателей жалость к окружающим нас животным. Человек- могущественный хозяин на Земле. Он может всё. Природа беззащитна перед ним. Сотни, тысячи лет он берёт у природы всё, что захочет. Вымирают редкие животные, исчезают растения, мелеют реки… Иван Сергеевич Тургенев призывает читателя быть бдительным. Читатель не остаётся равнодушным к погибшей перепёлке. Он вместе с персонажем мучается, переживает…Т.о.автор с помощью своего творчества вносит вклад в дело защиты природы, духовно обогащает душу человеческую. Воспитывает человека добрым, мудрым, внимательным).
IX.Д/з Написать сочинение о перепелке.