Заключительный урок математики в 5-м классе по теме "Натуральные числа"

Разделы: Математика


(Примерно за неделю до проведения урока прошу детей нарисовать на ватманах 2 корабля и осьминога. Перед уроком выданы задания на 6 вариантов)

Цели урока: создать условия для:

  • повторения и обобщения изученного материала по теме;
  • ликвидировать возможно возникшие пробелы;
  • привести собственные (для детей) результаты в систему;

Задачи урока:

  • определить уровень усвоения понятий;
  • способствовать проявлению результатов учебного труда по теме на личностном уровне проявления способностей;

“СОКРОВИЩА ЗАТОНУВШИХ КОРАБЛЕЙ”

Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Но куда – это должны определить вы.

Задание 1. Перед вами примеры. Решите их устно. Поменяйте местами карточки, на которых записаны примеры с одинаковыми ответами.

1 ряд 2 ряд 3 ряд
Щ 51:17 Н 7+26 Л 42:3
В 12*4 Ш 60-18 Е 34-26
И 14-8 У 33 Й 52
О 42 В 5*12 Б 6+24
Р 24 З 3*11 А 2*15
О 36+12 Т 54:2 К 34-20
К 22-16 О 42+18 О 23
С 45:15 А 84:2 Р 50:2
А 1*0 И 0:1
Х 5:5

Итак, мы отправляемся за сокровищами затонувших кораблей.

Задание 2. А на чем мы поплывем?

На корабле.

Но в море нас могут поджидать пираты, которые тоже ищут сокровища.

(Класс делится на две команды (чтобы не тратить время, класс просто делим пополам) 1 команда (1, 2, 3 варианты) - пираты, 2 команда (4, 5, 6 варианты) – искатели.)

Чтобы отплыть, нам надо поднять паруса на кораблях. На доске рисунок корабля, на каждом парусе закреплен пример. Каждый верно решенный пример поднимает 1 парус.

1 команда 2 команда
4*102 42*3
2*162 24*6
54:33 103:5
250:53 375:53

Паруса подняты. Вперед!

Задание 3

Задание искателям Задание пиратам
От пристани одновременно с вашим парусником вышел корабль пиратов. Их скорость 73 мили в час, а ваша 88 миль в час. Какое расстояние будет между вами через 6 часов? От пристани одновременно вышли ваш парусник и корабль пиратов. Ваша скорость 55 миль в час, пиратов – 40 миль в час. Через сколько часов расстояние между вами будет 90 миль.

(1 человек от команды решает за доской, остальные в тетрадях. Решения проверяем и обсуждаем)

Задание 4. Но огромный осьминог поджидает нас на пути. Не отпустит он свои щупальца, пока верно не решишь пример. (На доске в столбик записаны примеры; на изображении осьминога на щупальцах прикреплены карточки, на каждой из которых написаны буквы с вариантом ответа)

43-5

63:3

104+105

(13-4)2

(4+3)2

У 59
Д 72
А 110000
Ч 81
И 49

Даже осьминог пожелал нам удачи. Осталось дело за малым - найти сокровища! Но это задание будет самым трудным, самым сложным.

Задание 5. Определить показатель степени и записать вместо *. Каждому примеру соответствует буква. Расположите примеры по возрастанию показателя степени.

Н 3*=27
У 12*=144
Д 2*=16
У 10*=100000
С 7*=7
К 2*=64

Где находятся сокровища?

В сундуке.

В классе находим сундук.

Задание 6. Оценка результатов урока.

Но кроме конфет в сундуке оказались еще “4” и “5”. Скажите, кому их можно отдать.

(Дети вместе с учителем обсуждают, кому за урок можно поставить какую оценку.)

Но эти оценки можете получить и вы. Для этого надо решить задачи 2 и 3.

Выводы по уроку.

ВАРИАНТ 1

Щ 51:17  
В 12*4  
И 14-8  
О 42  
Р 24  
О 36+12  
К 22-16  
С 45:15  
А 1*0  

Задача 1

От пристани одновременно с вашим парусником вышел корабль пиратов. Их скорость 73 мили в час, а ваша 88 миль в час. Какое расстояние будет между вами через 6 часов?

Задача 2

Из двух деревень одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Их скорости равны 9 км/ч и 12 км/ч. Через два часа они встретились. Каково расстояние между деревнями?

Задача 3

По течению реки теплоход прошел 81 км за 3 часа, а против течения 57 км за 3 часа. Найти скорость течения реки.

ВАРИАНТ 2

Н 7+26  
Ш 60-18  
У 33  
В 5*12  
З 3*11  
Т 54:2  
О 42+18  
А 84:2  
И 0:1  
Х 5:5  

Задача 1

От пристани одновременно с вашим парусником вышел корабль пиратов. Их скорость 73 мили в час, а ваша 88 миль в час. Какое расстояние будет между вами через 6 часов?

Задача 2

Собственная скорость теплохода равна 30 км/ч. Скорость течения реки 5 км/ч. Какое расстояние проходит теплоход по течению реки за 3 часа?

Задача 3

Расстояние между городами А и В 360 км. Из А в В выехал автобус со скоростью 50 км/ч. Через 3 часа навстречу ему из В в А выехал мотоциклист со скоростью 55 км/ч. Через сколько часов после выхода автобуса они встретиться?

ВАРИАНТ 3

Л 42:3  
Е 34-26  
Й 52  
Б 6+24  
А 2*15  
К 34-20  
О 23  
Р 50:2  

Задача 1

От пристани одновременно с вашим парусником вышел корабль пиратов. Их скорость 73 мили в час, а ваша 88 миль в час. Какое расстояние будет между вами через 6 часов?

Задача 2

Собственная скорость моторной лодки равна 23 км/ч. Скорость течения реки равна 4 км/ч. Какое расстояние проходит моторная лодка против течения реки за 3 часа?

Задача 3

Из города А в город В выехал автобус со скоростью 55 км/ч. Через 3 часа навстречу ему из В в А выехал мотоциклист со скоростью 40 км/ч. Еще через 2 часа они встретились. Чему равно расстояние между городами А и В?

ВАРИАНТ 4

Щ 51:17  
В 12*4  
И 14-8  
О 42  
Р 24  
О 36+12  
К 22-16  
С 45:15  
А 1*0  

Задача 1

От пристани одновременно вышли ваш парусник и корабль пиратов. Ваша скорость 55 миль в час, пиратов – 40 миль в час. Через сколько часов расстояние между вами будет 90 миль.

Задача 2

Из двух деревень одновременно навстречу друг другу выехали два велосипедиста. Их скорости равны 9 км/ч и 12 км/ч. Через два часа они встретились. Каково расстояние между деревнями?

Задача 3

По течению реки теплоход прошел 81 км за 3 часа, а против течения 57 км за 3 часа. Найти скорость течения реки.

ВАРИАНТ 5

Н 7+26  
Ш 60-18  
У 33  
В 5*12  
З 3*11  
Т 54:2  
О 42+18  
А 84:2  
И 0:1  
Х 5:5  

Задача 1

От пристани одновременно вышли ваш парусник и корабль пиратов. Ваша скорость 55 миль в час, пиратов – 40 миль в час. Через сколько часов расстояние между вами будет 90 миль.

Задача 2

Собственная скорость теплохода равна 30 км/ч. Скорость течения реки 5 км/ч. Какое расстояние проходит теплоход по течению реки за 3 часа?

Задача 3

Расстояние между городами А и В 360 км. Из А в В выехал автобус со скоростью 50 км/ч. Через 3 часа навстречу ему из В в А выехал мотоциклист со скоростью 55 км/ч. Через сколько часов после выхода автобуса они встретиться?

ВАРИАНТ 6

Л 42:3  
Е 34-26  
Й 52  
Б 6+24  
А 2*15  
К 34-20  
О 23  
Р 50:2  

Задача 1

От пристани одновременно вышли ваш парусник и корабль пиратов. Ваша скорость 55 миль в час, пиратов – 40 миль в час. Через сколько часов расстояние между вами будет 90 миль.

Задача 2

Собственная скорость моторной лодки равна 23 км/ч. Скорость течения реки равна 4 км/ч. Какое расстояние проходит моторная лодка против течения реки за 3 часа?

Задача 3

Из города А в город В выехал автобус со скоростью 55 км/ч. Через 3 часа навстречу ему из В в А выехал мотоциклист со скоростью 40 км/ч. Еще через 2 часа они встретились. Чему равно расстояние между городами А и В?

Литература

  1. Бобровская А.В., Чикунова О.И. Учимся, играя. Учебно-методическое пособие для учащихся 5-6 классов. – Шадринск: Издательство ПО “Исеть”, 2001.
  2. Дорофеев Учебник Математика 5 класс.