Цели:
- познакомить детей с правилами пожарной безопасности;
- научить соблюдать их;
- довести до сознания детей невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнём;
- отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
I. Оргмомент
Всем-всем добрый день, прочь с дороги нашей, лень!
Не мешай трудиться, не мешай учиться.
II. Введение материала по цели занятия
– Сегодня вы вспомните очень важную для всех нас тему. А вот какую, попробуйте определить сами. Я вам задаю вопрос, а вы по ходу отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.
Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,
Бережёт родную школу от огня?
Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?
А сгорел гараж знакомых и строительный забор.
Кто соседской детворе объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром завершается пожаром?
Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.
– Так о чём мы будем говорить? О безопасном обращении с огнём.
III. Тема занятия
– Сформулируйте тему (выберите правильный союз и правильный знак)
На доске открывается запись:
– Вы правы, тема урока “Огонь–друг или враг человека?” (лишнее убирается)
IV. Вступительная беседа учителя
– Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Он уносит миллионы человеческих жизней, стирает с лица Земли и большие города, и маленькие деревни. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и больницы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное–десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети. Вы все помните, как совсем недавно погибли в огне дети – школьники, они не сумели выбраться из огненной западни.
– А сейчас прослушайте заметки из нашей городской газеты “Наш город” …(сообщения детей).
– Эти заметки говорят о том, что и в нашем городе случаются пожары.
V. Работа по теме
На доске:
- Отчего возникает пожар?
- Как не допустить возникновения пожара?
- Если случился пожар, как надо себя вести?
1) Работа над вопросом 1
а) Беседа
– Попробуем ответить на каждый вопрос. Прочитайте первый и попытайтесь ответить на него. (Варианты ответов детей: это могут быть спички, электроприборы, печь, бенгальские огни, хлопушки, свеча, папироса, газ)
– Всем известно, что от крохотного пламени может сгореть целый дом, а то и улица, посё-лок или даже город. Москва, например, полностью или частично выгорала около 60 раз.– – Почему это происходило? (Много было деревянных построек)
– Теперь дома каменные, но выгорают они также стремительно. Отчего? (Появились легковоспламеняющиеся предметы)
– Какие легковоспламеняющиеся предметы знаете?
– Какие причины возникновения пожара вам известны?
б) Анализ ситуаций
- Мальчик бросил спичку в стоящую во дворе бочку с какой-то жидкостью. Раздался взрыв. Многие получили ожоги. Почему?
- Дети играли у стаек с огнём. Внезапно сено, лежащее рядом, загорелось. В огне погибли животные. В чём причина возникновения пожара?
– Эти детские поступки — шалость или хулиганство? За такие поступки теперь придётся платить родителям. Они должны будут возместить ущерб потерпевшим.
2) Работа над вопросом 2
а) Работа с правилами
– Прочитайте второй вопрос. Попытайтесь на него ответить? (Варианты ответов детей).
Это полезно помнить (правила)
– Прочитаем правила, которые следует не только знать, но и выполнять. У каждого ребёнка на парте лежит гармошка с правилами. Разворачиваем ребро “гармошки” и зачитываем правило по цепочке.
Не играй со спичками |
Выключай электроприборы |
и другие |
б) Конкурс “Помоги сказочному герою”
– А теперь, используя правила, помогите сказочным героям не допустить беды в собственном доме.
VI. Физминутка
Мы шагаем, мы шагаем, год за годом вырастаем.
Правила запоминаем и всегда их выполняем.
VII. Работа над вопросом 3
– Прочитайте третий вопрос. Попробуйте на него ответить (Варианты ответов детей)
а) Сюжетно-ролевая игра.
– Дима сидит у печки, зажигает дрова.
— Не горят…Сырые, наверное. Сейчас я их бензинчиком. Ой! Взорвалось! Пожар! (мечется по классу, прячется под стол).
Вы внимательно смотрели, а теперь постарайтесь определить все ошибки, которые герой допустил. Перечислите их. Итак, ошибки Димы…(использовал бензин, спрятался под стол, не позвонил 01)
б) Конкурс “Позвони пожарнику”
– По какому номеру надо звонить и как объяснить, что произошло? Позвоните вместо Димы. (Варианты ответов детей). (Образец правильного варианта: “Набрать номер 01.Это пожарная часть? У нас в доме пожар. Адрес: Ул.Юбилейная,дом1,квартира17.” )
– Почему не поздоровался? (нет времени). Что ещё можно было сказать? (что именно горит)
в) – Допустим, в доме пожар только начался, какие будут ваши действия.
- попытаться потушить
- позвонить 01
- позвать на помощь взрослых
- если огонь усилится, то необходимо немедленно покинуть помещение
г) – Послушайте рассказ Б.Жидкова “Дым”.
Ответьте на вопросы: Что страшнее огня? Как нужно действовать, если в подъезде, в соседней комнате дым и выбраться нельзя? Что можно посоветовать Петьке?
- Заткнуть щели мокрой тряпкой
- Дышать через мокрую ткань внизу около пола и т.д.
VIII. Итог
– Подведём итог нашему занятию. Обратимся к вопросам на доске. (Ответы детей на поставленные вопросы)
IX. Практическое занятие “Эвакуация из здания школы”
– А если пожар случился в школе? Как мы будем действовать?
– В каждой школе есть план эвакуации, с которым мы уже познакомились. Для чего он необходим? Вспомните путь, которым эвакуируется из школы наш класс. Повторите ваши действия при сигнале “Пожар”? (Эвакуация из здания школы).