Фронтальное занятие в старшей группе "Чаепитие у Миши"

Разделы: Работа с дошкольниками


Коррекционно-образовательные задачи:

  • Активизировать словарь по теме “дикие животные” и “птицы”, расширять и конкретизировать представления о чайной посуде, продуктах, которые подаются к чаю.
  • Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “чайная посуда”.
  • Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать названия детенышей животных и птиц, согласовывать существительные с прилагательными в роде, образовывать сложное слово “сухофрукты”).

Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов, развивать логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, слуховое внимание, память.

Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помочь ближнему.

Оборудование: игрушечный медведь, мяч, резиновые игрушки “Заяц”, “Лиса”, “Сова”, “Ёж”, “Кот”; фишки, обозначающие звуки и звуковые домики; натуральное печенье, шоколад, мед; сухофрукты, набор чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница, чайник, чайная ложка, заварочный чайник).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети проходят к своим стульчикам. Рассаживаются.

Логопед: ребята, послушайте загадку и отгадайте, кто к нам сегодня придет в гости?

Любит малину, любит мёд,
Зимою - лапу лишь сосёт.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...

Дети: МЕДВЕДЬ!

Логопед достает из потайного места игрушечного плюшевого медведя.

2. Сообщение темы занятия. Психогимнастика.

Логопед предлагает детям поздороваться с гостем, при этом медведь как бы протягивает лапу детям, дети берут лапу медведя и повторяют за логопедом слоговые цепочки.

Логопед: Медведь Миша проснулся после зимней спячки. Ребята, давайте с ним поздороваемся. Он сказал: (дети повторяют слоговые цепочки):

Дети:

ма-мо-му ка-ку-ко па-пэ-пы
ва-вы-ву та-то-ты на-ны-но

Логопед: Миша проснулся голодным и захотел выпить чай. Дай, думает, устрою чаепитие и приглашу всех своих любимых друзей и… (перечисление имен детей).

Логопед: Кто у Миши друзья?

Дети: животные и птицы.

Логопед: А какие животные?

Дети: дикие животные.

Логопед: Почему эти животные - дикие?

Дети: Потому что живут в лесу.

3. Проблемный момент.

Логопед: Да случилось несчастье!

В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И всех зверей заколдовал.

Логопед: Ребята, поможем Мише расколдовать своих друзей?

Дети: Да.

Отгадывание загадок детьми с перекидыванием мяча.

4. Первый гость:

Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.

Дети: Заяц.

Логопед: давайте проверим. Точно ли Мишин гость заяц: назовите первый звук в слове “заяц”

Дети: первый звук [З].

Логопед: правильно. Это заяц.

Выставляется резиновая игрушка, изображающая зайца.

5. Второй гость:

У нее хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу она живет,
В деревне кур крадет.

Дети: лиса.

Логопед: убедимся, так ли это.

Логопед: назовите последний звук в слове “лиса”.

Дети: последний звук [А].

Логопед: правильно, еще одна Мишина подруга – лиса.

Выставляется резиновая игрушка, изображающая лису.

6. Третий гость:

Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.

Дети: ёжик.

Логопед: точно ли это так? Не ошиблись ли вы?

Логопед: назовите последний звук в слове “ёжик”?

Дети: последний звук [К].

Логопед: правильно. Это ёжик.

Выставляется резиновая игрушка, изображающая ежа.

7. Четвертый гость:

Днем спит,
Ночью летает
И всех в лесу пугает.

Дети: сова.

Логопед: проверим, давайте назовем все звуки в слове “сова” по порядку.

Дети: [с], [о], [в], [а].

Логопед: правильно. Это сова.

Выставляется резиновая игрушка, изображающая сову.

8. Пятый гость:

Логопед: ребята, послушайте, кто еще пришел к Мише? Я произнесу: к, о, т – кто это?

Дети: кот.

Логопед: давайте определим, сколько всего звуков в этом слове?

Дети: в слове “кот” три звука.

Логопед: выложим звуковую схему слова “кот”. Возьмите фишки, обозначающее звуки. Возьмите звуковые домики.

Дети выполняют звуковой анализ слова “кот”.

Дети: первый звук [К] – согласный (синяя фишка), второй звук [О] – гласный (красная фишка), третий звук [Т] – согласный (синяя фишка).

Логопед: какие вы молодцы. Всех зверей нашли. Теперь можно всем вместе отправиться к Мише в гости, чтобы выпить чай. Мишины гости оставили дома своих малышей. Давайте назовем их:

  • Припоминание названий детенышей животных:

у зайца – зайчата; давайте, разделим слова на слоги

у лисы – лисята;

у ежа – ежата,

у совы – совята,

у кота – котята.

Логопед: устали добираться к Мише домой? Давайте отдохнем.

8. Физкультминутка.

Сделаем зарядку и “зарядимся” новыми силами. Выполнение движений по ходу стихотворения.

Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы крутимся потом,
Мы топаем ногами:
- Топ-топ-топ.
Мы руки понимаем:
- Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

9. Согласование существительных с прилагательными в роде.

Логопед приглашает детей занять места у отдельно стоящего стола. Дети становятся вокруг. На столе лежат прикрытые салфеткой натуральные печенье, шоколад, мед.

Логопед: вот мы и добрались. Все мы шли на чаепитие и принесли гостинцы. Логопед открывает предметы:

Логопед: зайчик принес печенье – какое печенье?

Ответы детей: вкусное, сладкое, круглое.

Логопед: лиса принесла шоколад – какой шоколад?

Ответы детей: сладкий, горький, коричневый, прямоугольный.

Логопед: ёж принес мед - какой мед?

Ответы детей: сладкий, тягучий, прозрачный.

10. Образование сложного слова.

Логопед: вот какое угощенье! Пальчики оближешь! Правда, ребята?

Ответы детей.

Логопед: Миша тоже приготовил для вас угощенье.

Выставляются сухофрукты.

Логопед: ребята, что это?

Дети рассматривают предмет.

Ответы детей: сушеные фрукты.

Логопед: правильно, это сушеные или, можно сказать, сухие фрукты.

При этом логопед предлагает детям тактильную опору – как бы захват в одной руке одной части “сухие” и в другой руке – второй части “фрукты”. Сведение двух рук (двух частей слова) дает нам новое слово. Как сказать одним словом?

Дети: сухофрукты.

11. Припоминание слов по теме “Посуда”.

Логопед: как же нам накрыть стол к чаю?

Логопед: что для этого нужно?

Дети: посуда.

Логопед: какая нужна посуда?

Дети: чайная посуда.

Дети перечисляют предметы чайной посуды: чашка, блюдце, сахарница, чайник, чайная ложка, заварочный чайник.

Логопед достает из потайного места названный ребенком предмет.

Получается накрытый стол для чаепития.

12. Подведение итога занятия.

Логопед: какой красивый стол получился. Ребята, давайте вспомним, каких животных мы нашли?

Ответы детей.

Логопед: каких детенышей вы вспомнили?

Ответы детей.

Какое угощенье на столе?

Ответы детей.

Какая посуда нужна для того, чтобы выпить чай?

Ответы детей.

13. Оценка деятельности детей.

Логопед: Ребята, вы сегодня очень старались, помогали Мише. Сейчас мы пойдем в группу, вымоем руки, а потом будем пить вместе чай!