Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизировать словарь по теме “дикие животные” и “птицы”, расширять и конкретизировать представления о чайной посуде, продуктах, которые подаются к чаю.
- Закреплять в речи существительное с обобщающим значением “чайная посуда”.
- Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать названия детенышей животных и птиц, согласовывать существительные с прилагательными в роде, образовывать сложное слово “сухофрукты”).
Коррекционно-развивающие задачи: развивать фонематический слух, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза слов, развивать логическое мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, слуховое внимание, память.
Коррекционно-воспитательные задачи: формировать навыки работы в коллективе, чувство единства, положительную установку на участие в занятии, желание помочь ближнему.
Оборудование: игрушечный медведь, мяч, резиновые игрушки “Заяц”, “Лиса”, “Сова”, “Ёж”, “Кот”; фишки, обозначающие звуки и звуковые домики; натуральное печенье, шоколад, мед; сухофрукты, набор чайной посуды (чашка, блюдце, сахарница, чайник, чайная ложка, заварочный чайник).
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети проходят к своим стульчикам. Рассаживаются.
Логопед: ребята, послушайте загадку и отгадайте, кто к нам сегодня придет в гости?
Любит малину, любит мёд,
Зимою - лапу лишь сосёт.
К весне он хочет похудеть.
В своей берлоге спит ...
Дети: МЕДВЕДЬ!
Логопед достает из потайного места игрушечного плюшевого медведя.
2. Сообщение темы занятия. Психогимнастика.
Логопед предлагает детям поздороваться с гостем, при этом медведь как бы протягивает лапу детям, дети берут лапу медведя и повторяют за логопедом слоговые цепочки.
Логопед: Медведь Миша проснулся после зимней спячки. Ребята, давайте с ним поздороваемся. Он сказал: (дети повторяют слоговые цепочки):
Дети:
ма-мо-му ка-ку-ко па-пэ-пы ва-вы-ву та-то-ты на-ны-но
Логопед: Миша проснулся голодным и захотел выпить чай. Дай, думает, устрою чаепитие и приглашу всех своих любимых друзей и… (перечисление имен детей).
Логопед: Кто у Миши друзья?
Дети: животные и птицы.
Логопед: А какие животные?
Дети: дикие животные.
Логопед: Почему эти животные - дикие?
Дети: Потому что живут в лесу.
3. Проблемный момент.
Логопед: Да случилось несчастье!
В лес пришел волшебник злой.
Он ужасный и большой.
Он руками замахал
И всех зверей заколдовал.
Логопед: Ребята, поможем Мише расколдовать своих друзей?
Дети: Да.
Отгадывание загадок детьми с перекидыванием мяча.
4. Первый гость:
Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши больше головы.
Дети: Заяц.
Логопед: давайте проверим. Точно ли Мишин гость заяц: назовите первый звук в слове “заяц”
Дети: первый звук [З].
Логопед: правильно. Это заяц.
Выставляется резиновая игрушка, изображающая зайца.
5. Второй гость:
У нее хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу она живет,
В деревне кур крадет.
Дети: лиса.
Логопед: убедимся, так ли это.
Логопед: назовите последний звук в слове “лиса”.
Дети: последний звук [А].
Логопед: правильно, еще одна Мишина подруга – лиса.
Выставляется резиновая игрушка, изображающая лису.
6. Третий гость:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток – ни одной.
Дети: ёжик.
Логопед: точно ли это так? Не ошиблись ли вы?
Логопед: назовите последний звук в слове “ёжик”?
Дети: последний звук [К].
Логопед: правильно. Это ёжик.
Выставляется резиновая игрушка, изображающая ежа.
7. Четвертый гость:
Днем спит,
Ночью летает
И всех в лесу пугает.
Дети: сова.
Логопед: проверим, давайте назовем все звуки в слове “сова” по порядку.
Дети: [с], [о], [в], [а].
Логопед: правильно. Это сова.
Выставляется резиновая игрушка, изображающая сову.
8. Пятый гость:
Логопед: ребята, послушайте, кто еще пришел к Мише? Я произнесу: к, о, т – кто это?
Дети: кот.
Логопед: давайте определим, сколько всего звуков в этом слове?
Дети: в слове “кот” три звука.
Логопед: выложим звуковую схему слова “кот”. Возьмите фишки, обозначающее звуки. Возьмите звуковые домики.
Дети выполняют звуковой анализ слова “кот”.
Дети: первый звук [К] – согласный (синяя фишка), второй звук [О] – гласный (красная фишка), третий звук [Т] – согласный (синяя фишка).
Логопед: какие вы молодцы. Всех зверей нашли. Теперь можно всем вместе отправиться к Мише в гости, чтобы выпить чай. Мишины гости оставили дома своих малышей. Давайте назовем их:
- Припоминание названий детенышей животных:
у зайца – зайчата; давайте, разделим слова на слоги
у лисы – лисята;
у ежа – ежата,
у совы – совята,
у кота – котята.
Логопед: устали добираться к Мише домой? Давайте отдохнем.
8. Физкультминутка.
Сделаем зарядку и “зарядимся” новыми силами. Выполнение движений по ходу стихотворения.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы крутимся потом,
Мы топаем ногами:
- Топ-топ-топ.
Мы руки понимаем:
- Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
9. Согласование существительных с прилагательными в роде.
Логопед приглашает детей занять места у отдельно стоящего стола. Дети становятся вокруг. На столе лежат прикрытые салфеткой натуральные печенье, шоколад, мед.
Логопед: вот мы и добрались. Все мы шли на чаепитие и принесли гостинцы. Логопед открывает предметы:
Логопед: зайчик принес печенье – какое печенье?
Ответы детей: вкусное, сладкое, круглое.
Логопед: лиса принесла шоколад – какой шоколад?
Ответы детей: сладкий, горький, коричневый, прямоугольный.
Логопед: ёж принес мед - какой мед?
Ответы детей: сладкий, тягучий, прозрачный.
10. Образование сложного слова.
Логопед: вот какое угощенье! Пальчики оближешь! Правда, ребята?
Ответы детей.
Логопед: Миша тоже приготовил для вас угощенье.
Выставляются сухофрукты.
Логопед: ребята, что это?
Дети рассматривают предмет.
Ответы детей: сушеные фрукты.
Логопед: правильно, это сушеные или, можно сказать, сухие фрукты.
При этом логопед предлагает детям тактильную опору – как бы захват в одной руке одной части “сухие” и в другой руке – второй части “фрукты”. Сведение двух рук (двух частей слова) дает нам новое слово. Как сказать одним словом?
Дети: сухофрукты.
11. Припоминание слов по теме “Посуда”.
Логопед: как же нам накрыть стол к чаю?
Логопед: что для этого нужно?
Дети: посуда.
Логопед: какая нужна посуда?
Дети: чайная посуда.
Дети перечисляют предметы чайной посуды: чашка, блюдце, сахарница, чайник, чайная ложка, заварочный чайник.
Логопед достает из потайного места названный ребенком предмет.
Получается накрытый стол для чаепития.
12. Подведение итога занятия.
Логопед: какой красивый стол получился. Ребята, давайте вспомним, каких животных мы нашли?
Ответы детей.
Логопед: каких детенышей вы вспомнили?
Ответы детей.
Какое угощенье на столе?
Ответы детей.
Какая посуда нужна для того, чтобы выпить чай?
Ответы детей.
13. Оценка деятельности детей.
Логопед: Ребята, вы сегодня очень старались, помогали Мише. Сейчас мы пойдем в группу, вымоем руки, а потом будем пить вместе чай!