Предмет: окружающий мир.
Класс: 2.
Тема урока: “Вода, определение свойств воды”.
Тип урока: практическая работа.
Цели: продолжать работу по углублению представлений учащихся о свойствах воды; выявить основные свойства воды, в процессе опытов установить их; учить наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать мышление, любознательность; формировать знания, умения, навыки об экологической целостности природы; учить бережно относиться к воде и экономить её.
Оборудование:
- Полоски цветной бумаги: голубая, синяя, белая, зелёная.
- Глобус.
- Лоток с лабораторной посудой, бумажный фильтр.
- Толчёный мел, песок, кристаллы марганцовки.
- Тесты.
- Конверт с карточками – “Ключ” к практической работе.
“Расскажи и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.(Китайская пословица. )
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
У всех детей на парте тесты, учитель читает задания , а дети про себя, обводят правильный ответ.
3. Сообщение темы и задач урока.
Вещество, которое мы будем изучать сегодня на уроке, вы узнаете из загадки.
Тема нашего урока - вода, определение свойств воды в процессе опытов.
4. Что такое вода? – Лекция №1.
5. Практическая работа.
Опыт 1.
Какова прозрачность воды?
Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?
Какой можно поставить опыт?
В стакан с водой опустите ложку. Видна ли она? О каком свойстве воды это говорит?
Вывод: она прозрачна.
Опыт 2.
Какого цвета вода?
На столе у вас лежат цветные полоски бумаги. С их помощью мы определим цвет воды. Приложи и сравни цвет воды и цвет каждой полоски.
- Можно ли сказать, что вода синяя, зеленая, красная, желтая, белая?
- (Нет, цвет воды не совпадает ни с одной из полосок. )
- Как вы видите, вода не окрашена ни в один из этих цветов.
- Каков же цвет воды?
Вывод: вода бесцветна.
Опыт 3.
Каков запах воды?
Когда мама печёт пироги, аппетитный запах ты почувствуешь за дверями квартиры. Тонкий аромат издают духи, цветы.
А чем пахнет чистая вода? Понюхай её и сделай вывод.
Вывод: вода не емеет запаха.
Опыт 4.
Насыпь в один стакан с водой сахара. Помешай воду.
Что можно заметить?
О чем говорит этот опыт?
(Вода растворила сахар. )
Вывод: вода – растворитель.
Вода – универсальный растворитель. Растворяет почти все, даже металлы, например, даже серебро. С давних пор известно народное средство, которым залечивали наружные раны и лечили желудочно – кишечные заболевания. Эту воду можно получить в домашних условиях: опустить в стакан с водой серебряную ложку. Через некоторое время мельчайшие частицы серебра растворятся – этого глазом увидеть нельзя.
Подумайте, где в быту, в жизни, человек использует это свойство воды?
Учитель готовит два стакана: первый – марганцовка, второй – порошок.
Вода растворила марганцовку и порошок. Марганцовку для дезинфекции ран, порошок для лечения больных.
Опыт 5.
Что произойдет с водой, если её вылить из посуды? (Она растекается в разные стороны. )
Что будет происходить с этой водой, если наклонить эту поверхность? (Вода стекает под уклон. )
Можно ли воду из одного стакана перелить в другой?
Во всех этих случаях появляется одно и тоже свойство воды.
Какое?
Вывод: вода течёт (свойство – текучесть. )
Именно этим свойством мы пользуемся, когда умываемся, пьем чай.
Опыт 6.
Насыпаем в стакан с водой мел.
Что произошло?
В воде не растворился мел, есть вещества, которые в воде не растворяются.
Приготовьте фильтр. Приложение №1.
Вывод: не растворившиеся вещества остаются на фильтре, а вода проходит через него.
Опыт 7.
Что происходит с водой при нагревании и охлаждении?
Вывод: вода при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается.
В старших классах на уроках физики будете ставить опыты и узнаете еще об одном свойстве воды.
6. Физкультминутка.
7. Бережное отношение к воде. – Лекция №2.
8. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Перечислите свойства воды.
Зачем бережно относиться к воде?
9. Домашнее задание. Оценивание.