Пояснительная записка.
Становление в России гражданского общества и правового государства неразрывно связано с решением задачи повышения правовой культуры общества. В современной российской школе правоведение признано базовой отраслью знаний, создающей условия для формирования правовой культуры личности. В школе для детей с нарушениями интеллекта обществоведческим курсам должно быть уделено особое внимание, поскольку именно этим детям наиболее сложно освоиться в обществе развивающейся демократии и плюрализма, в мире прав и обязанностей, в потоке разнообразной информации.
Учитывая основную концептуальную задачу школы, а именно “Формирование социально-адаптированной личности умственно отсталого школьника в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида”, предполагается основную цель курса акцентировать на повышении внимания учащихся к проблемам демократизации страны и общества в целом, раскрытии идеи самоценности человека как субъекта права. Речь идет не только об увеличении суммы знаний о правах и обязанностях, но и об умении использовать и применять полученные знания в жизни.
Разработка настоящей программы обусловлена несколькими важными обстоятельствами:
Во-первых, в информационном письме Министерства образования РФ “О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации” № 391/11 от 19 марта 1996 г. (см. : Вестник образования. 1996. № 4) подчеркивается актуальность, большая значимость и необходимость развития гражданско-правовой вертикали в содержании школьного образования. Новое направление российского обществознания, таким образом, получило официальное признание. Возникла необходимость в повышении уровня программирования и учебно-методического обеспечения курса.
Во-вторых, учебный курс “Обществоведение” для учащихся коррекционных школ VIII вида, изучающийся согласно Базисного плана в 8-9 классах 1 раз в неделю, на наш взгляд, не достаточно полно решает задачи гражданско-правового образования учащихся. В современных условиях для развития и коррекции личности умственно отсталого школьника помимо трудового обучения требуются создание дополнительных возможностей для реализации личностного потенциала учащихся с ограниченным интеллектом.
Основная цель курса состоит в формировании устойчивого позитивного отношения учеников к основному закону Российской Федерации и другим законам страны, в овладении правовыми ценностями, в приобретении способности соблюдать законы страны, права и обязанности граждан.
Главные задачи курса:
1. Повышение правовой культуры и грамотности учащихся для их безболезненной интеграции в современное общество.
2. Развивать и корректировать умение анализировать и оценивать факты, явления и события, иметь собственное суждение о действиях и роли граждан, государства, оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекать их из текста Конституции РФ и, в последующем, из других источников права, использовать их для иллюстрации фактов, для доказательств.
3. Приобщить к правовому опыту, гражданственно-нравственным ценностям современного российского общества, к правовой культуре и правым идеалам, способствовать формированию уважения к законам Отечества, активной гражданской позиции, обогащения собственного внутреннего мира.
Необходимым условием реализации этих задач является использование в ходе проведения занятий новых, активных форм работы наряду с традиционными.
Принципы преподавания курса:
- принцип единства правового обучения и воспитания является принципом воспитывающего обучения, в соответствии с которым правовое обучение организуется преимущественно во имя решения задач воспитания. Материал должен соответствовать гуманистическим идеалам отношения к человеку и личности, воспитывать учащихся в духе общечеловеческих ценностей;
- отбираемый материал должен быть актуальным по отношению к субъективному опыту учащихся, способствовать созданию на уроке благоприятного психологического климата для делового общения;
- материал должен быть интересным и доступным для изучения учащимися, стимулировать их к познавательной деятельности;
- материал должен быть достаточно сложным, чтобы в ходе его изучения происходила коррекция высших психических функций (памяти, мышления, речи и т. п. ), т. е. он должен способствовать развитию и коррекции личности учащегося;
- принцип связи с жизнью, личным опытом учащихся. Данный принцип предполагает расширение, углубление и обогащение правовых знаний учащихся.
Курс имеет интегративный характер. В центре курса — гражданин, личность человека как участника сложнейших общественно-политических процессов. Это позволяет наполнять занятия эмоционально насыщенным материалом. Поэтому последовательность тем в программе построена логически четко, с учетом психолого-педагогических особенностей учащихся 9 классов коррекционной школы VIII вида.
Данный курс дает учащимся сведения практического характера, знакомит их с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Поэтому в содержании курса рассматриваются некоторые житейские проблемы, касающиеся широких слоев населения и, в частности, самих учащихся. Рассмотрение этих проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Формы организации учебной деятельности: практикумы, сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии.
Программа создана из расчета одного учебного часа в неделю и рассчитана на 34 учебных часов в 9 классе. Изучение учебного материала будет осуществляться за счет часов школьного компонента.
Базовые учебные пособия для учителя:
- Конституция РФ. Государственные символы России.
- Соколов Я. В. , Прутченков А. С. Граждановедение. 8 кл. м. ,2006.
- Мушинский В. О. Азбука гражданина. 8- 9 кл. М. ,2005.
- Мушинский В. О. Основы правоведения. 8-9 кл. М. ,2004.
- Никитин А. Ф. Право и политика. 8 кл. М. , 2006.
- Василенкова О. А. и др. Основы правовых знаний. 7 кл. М. ,2005.
- Володина С. И. и др. Основы правовых знаний. 8 кл. М. ,2004.
- Володина С. И. и др. Основы правовых знаний. 9 кл. М. ,2004.
- Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Основы государства и права. 9 кл. М. , 2006.
Предполагаемые результаты изучения курса:
1. В результате изучения курса “Я - гражданин России” ученик должен знать и понимать:
- государственную символику Российской Федерации;
- признаки суверенитета, устройство государственной власти в РФ, функции и порядок формирования органов законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ, полномочия Президента РФ, сущность и необходимость демократических выборов;
- основные права и обязанности граждан РФ;
- права человека в мировом сообществе.
2. Уметь:
- Работать с нормативными документами, источниками права, литературой, словарем, периодическими изданиями и т. п, производить поиск необходимой информации;
- Сравнивать данные документов, делать выводы и заключения;
- Объяснять свою позицию по тому или иному вопросу, высказывать и по возможности аргументировать свою точку зрения;
- Использовать полученные знания и умения в практической деятельности, прогнозировать события, их последствия, строить общение с окружающим миром на основе понимания самоценности личности, на основе правовых ценностей.
3. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
- получения и оценки политической информации;
- участия в политической жизни страны, общественных организациях;
- в случае обращения в суд;
- оценки собственной деятельности в качестве гражданина РФ.
Содержание курса.
1. Страна, в которой я живу. Понятие “страна” и “государство”. Возникновение государства. Единство и национальную независимость России. Гражданство и гражданин. Конституция - основной закон Российской Федерации. Верховенство закона. Идеологическое и политическое многообразие, светское государство. Демократическая государственная власть. Закрепление в Конституции России республиканской формы государственной власти.
2. Символы моей страны. Герб, гимн и флаг Российской Федерации. Отношение к символам страны.
3. Суверенитет и федерация. Что такое суверенитет. Признаки суверенности. Кто обеспечивает суверенитет государства. Суверенитет Российской Федерации. Уровень суверенитета нации, государства. Стремление наций к суверенитету. Закрепление суверенитета в Конституции.
Формы государственного устройства. Федеративное устройство Российской Федерации. Проблемы федеративных государств. Национализм и сепаратизм, их опасность. Причины межнациональных конфликтов в нашей стране, пути их устранения.
4. Власть в моей стране. Разделение властей. Виды власти: законодательная, исполнительная, судебная. Как принимаются законы. Федеральное собрание и Правительство России: функции и порядок формирования. Правовое государство. Понятие правового государства. Признаки правового государства. Преимущества правового государства. Гарантия равноправия граждан. Надзор за соблюдением закона.
5. Президент моей страны. Президент- глава государства, главные задачи Президента России, законодательные функции Президента, референдум — форма выборов Президента, сроки президентства, отстранение Президента от должности, присяга Президента России. Личность Президента.
6. Все на выборы! Участие граждан в управлении страной. Свободные выборы и формирование органов власти. Зависимость избранных от избирателей. Подчиненность власти в демократическом обществе народу. Периодичность выборов. Представительность выборов. Окончательность выборов. Состязательность претендентов на власть. Важность участия граждан в выборах.
7. Мои права и свободы. Права и свободы человека и гражданина, равенство перед законом, право на жизнь, личное достоинство, на свободу и неприкосновенность, на информацию, неприкосновенность жилища, на национальную принадлежность, на свободу передвижения и выбора места жительства, и т. п Политические права и свободы. Право принимать участие в управлении своей страной. Право человека на свободу мысли. Свобода совести и религии. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Политическая партия. Экономические права и свободы. Право на собственность. Культурные права. Право на участие в культурной жизни. Обеспечение государством равных прав граждан на пользование достижениями культуры.
8. Я - ученик. Право на образование. Государственная политика в области образования; основные принципы: гуманистический характер образования, общедоступность образования, светский характер образования. Виды и формы получения образования. Виды образовательных учреждений. Закон “Об образовании”.
9. Я и моя семья. Защита детей обществом и государством. Основные права ребенка. Взаимные обязанности родителей и детей друг перед другом. Опека и попечительство. Роль мужчины и женщины в семье. Гражданский и церковный браки. Семейный Кодекс РФ.
10. Право на труд – мое право. Право на труд. Проблема безработицы. Работник и работодатель. Проблема трудоустройства. Трудовое законодательство
11. Мой дом – моя крепость. Жилищные права граждан. Виды сделок с жильем. Ипотечное кредитование. Несовершеннолетние как собственники жилья. Защита прав несовершеннолетних при совершении сделок с жильем. Жилищный Кодекс РФ.
12. Права потребителя. Основные источники информации для потребителя. Информация производителя. Реклама как источник информации. Влияние рекламы на потребности. Можно ли доверять рекламе? Закон РФ “О защите прав потребителя”. Право на качественный товар или услугу – основное право потребителя. Право на безопасность товаров и услуг. Порядок обмена товара. Право на компенсацию морального вреда. Судебная защита прав потребителя.
13. Молодежь и правонарушения. Преступление и подросток. Вовлечение детей в преступную деятельность. Возраст уголовной ответственности. Правонарушения несовершеннолетних. Виды юридической ответственности. Уголовный кодекс РФ.
14. Мои обязанности. Обязанности гражданина. Причины определения обязанностей гражданина. Обязанность гражданина — соблюдать закон. Другие обязанности граждан: уплата налогов и сборов, охрана природы, защита Отечества.
15. Права человека в мировом сообществе. Общепризнанные принципы и нормы современного международного права. ООН на защите прав человека. Права ребенка – международная Конвенция о правах ребенка.
16. Обобщение по курсу. Итоговое тестирование, беседа.
Учебно-тематический план
№ п. п | Тема занятия | Количество часов | Формы и методы обучения | Обеспечение |
1 | Страна, в которой я живу. | 2 | Беседа, работа с раздаточным материалом, работа с преамбулой Конституции РФ, мини-сочинение по опорным терминам. | Тест, игровое задание, |
2 | Символы моей страны. | 1 | Занятие в форме устного журнала: предварительно подготовленные сообщения учащихся, работа с текстом Конституции РФ, работа с иллюстративным материалом, чтение и прослушивание текста Гимна. | Конституция РФ, запись Гимна, изображения Герба и Флага РФ |
3 | Суверенитет и федерация. | 3 | Эвристическая беседа, составление схемы и таблицы. | Текст Конституции РФ, карточки с заданиями. |
4 | Власть в моей стране. | 3 | Моделирование игровых ситуаций, беседа, работа с текстом Конституции РФ, составление схемы. | Конституция РФ, игровые задания, |
5 | Президент моей страны. | 2 | Беседа, работа с текстом Конституции, составление плана рассказа. | Конституция РФ, портрет Президента, текст с ошибками. |
6 | Все на выборы! | 2 | Беседа, ролевая игре, мини-сочинение. | Тест, текст Конституции РФ |
7 | Мои права и свободы. | 3 | Эвристическая беседа, работа с текстом Конституции РФ, практическая работа. | Карточки с правовыми ситуациями |
8 | Я – ученик. | 2 | Эвристическая беседа, работа с ЗОО, Уставом школы и др. документами, мини-сочинение. | Конституция РФ, закон РФ “Об образовании”, Устав школы, |
9 | Я и моя семья. | 2 | Сюжетно-ролевая игра, работа с документами, моделирование и решение проблемных ситуаций. | Конституция РФ, карточки с заданиями, |
10 | Право на труд – мое право. | 2 | Беседа, работа с документами, практические задания, тест, экскурсия. | Конституция РФ, карточки с заданиями, трудовой договор, трудовые книжки. |
11 | Мой дом – моя крепость. | 2 | Работа с документами, беседа, практическая работа | Конституция РФ, карточки с заданиями. |
12 | Права потребителя | 2 | Беседа, экскурсия в магазин или на рынок, деловая игра. | Закон РФ “О защите прав потребителя”, материалы для игры. |
13 | Молодежь и правонарушения | 3 | Беседа, работа с документами. | УК РФ, раздаточный материал, |
14 | Мои обязанности | 2 | Работа с документами, тест. | Конституция РФ, задания на смекалку. |
15 | Права человека в мировом сообществе. | 1 | Изучение документов о правах ребенка и др. , беседа. | Декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, раздаточный материал. |
16 | Обобщение по курсу. | 2 | Практическая работа с материалами периодики, тестирование. | Тексты тестов, газетные и журнальные статьи |