ЦЕЛИ:
- сравнить с другими согласными чтение буквы [Ж] перед гласной [И],
- учить читать и писать слова с сочетанием ЖИ,
- развивать фонематический слух, логическое мышление, прививать интерес к чтению.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- книги со сказками, карточки с буквами, грамзапись сказки “Соломинка, пузырь и лапоть”;
- кукольный театр: яйцо, куклы деда, бабки, курочки, мышки.
ПЛАН
I. Организационный момент.
II. Учитель: Угадайте, о чем загадка?
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Ученик: Это осень!
Учитель: У нас тоже листопад в классе, разлетелись разные листочки, нужно найти задание с таким же листиком.
(К доске вызываются 5 учеников, им раздаются листочки деревьев.)
III. Индивидуальная работа у доски.
К каждому заданию прикрепляется листочек дерева.
а) Дописать слоги, чтобы получились слова:
Ж И …
Ж И …
Ж И …
б) Исправить ошибки:
РОМА
ДИМА
(написать с большой буквы).
в) Разделить на слоги, поставить ударение, выделить гласные:
ОГОРОД
УРОЖАЙ
г) СОБРАЛИ - поставить ударение, подчеркнуть твердые согласные.
д) Какое слово рассыпалось? Напечатать его. (Грибы).
ГБЫРИ
е) Собрать слово. (Лимоны)
ЛОМИНЫ
IV. Вспомним, что знаем о звуке [Ж]?
Ученики: Этот звук всегда твердый, он звонкий, пара ему [Ш].
Есть правило: ЖИ пиши с буквой И. Это орфограмма.
Учитель: Прочитайте, какие слова вы напечатали дома с этой орфограммой.
(Ученики читают слова).
На доске запись: Ф Н Ж А И Ы У
Учитель: Что можно составить из этих букв?
Ученики: Слоги и слова.
Учитель: Составьте устно и прочитайте все слоги, которые вы составили.
(Дети устно составляют слоги и читают их).
Ученик: А слога ЖЫ не бывает, ЖИ пишется с буквой И.
(На доске записаны 2 столбика слов и рисунки этих животных).
УЖИ | СПЯТ |
СТРИЖИ | УЛЕТАЮТ |
МОРЖИ | ПЛАВАЮТ |
Учитель: Посмотрите на эти слова, как они сгруппированы?
Ученики: В 1—м столбце названия животных, во всех орфограмма ЖИ пиши с И, а во 2-м – слова, которые обозначают действия этих животных.
Учитель: А как эти животные и птицы готовятся к зиме? Соедините попарно слова.
(Ученик выходит к доске и соединяет стрелками слова: УЖИ —> СПЯТ,
СТРИЖИ —> УЛЕТАЮТ, МОРЖИ —> ПЛАВАЮТ).
Учитель: А кого еще называют моржом?
Ученик: Моржом называют человека, который плавает зимой в ледяной воде. Он закалён.
Учитель: Посмотрите на 1-ый столбик, поставим ударение в этих словах.
Какая гласная вызывает сомнение?
Ученик: Гласная И - в слове СТРИЖИ, гласная О – в слове МОРЖИ.
Ученик: Нужно подобрать слово, чтобы она стала ударной: СТРИЖ,
МОРЖ.
Учитель: Запишем в тетрадях:
Учитель: Проверим, как справились ребята с заданиями у доски.
I –ый ряд проверяет задания а) и б), II – ой ряд – в) и г), III-ий ряд – д) и е).
Что можно составить, используя слова из этих заданий?
Ученик: Предложения.
Дима и Рома собрали урожай в огороде.
Дима и Рома собрали грибы. И т.д.
Учитель: Молодцы. Вы сказали, что осенью дикие животные готовятся к зиме. А какие еще бывают животные?
Ученик: Домашние, они живут у человека дома. Это собака, кот, корова и т.д.
Учитель: Об одном таком животном у нас запись на доске. Прочитайте.
На доске запись:
кот Жоры у жил Рыжик
Ученик: Это предложение рассыпалось.
Учитель: Молодец. Составьте предложение. Запишите его в тетради, подчеркните орфограммы.
Проверка.
Учитель: Орфограмма ЖИ часто встречается в сказках, которые начинаются со слов “ЖИЛИ-БЫЛИ”. Какие сказки вы подготовили с таким началом?
(Дети читают отрывки из сказок).
Учитель: Молодцы, много сказок подготовили. А сейчас ребята покажут вам сказку “Курочка ряба”, которая тоже начинается со слов “ЖИЛИ-
БЫЛИ”.
(Учащиеся, используя кукол из классного кукольного театра, показывают сказку).
Учитель: Молодцы наши артисты. А теперь предлагаю послушать русскую народную сказку с таким же началом в исполнении Народной артистки СССР Татьяны Пельтцер “Пузырь, соломинка и лапоть”.
(Звучит грамзапись сказки).
Учитель: Много мы сегодня с вами узнали нового, а что нужно запомнить?
Ученик: Нужно знать, что ЖИ пишется с буквой И. Ж – всегда твердый звук.
Учитель: Сегодня все работали хорошо. Молодцы.