Праздник "Знай и люби природу" для 3-го класса

Разделы: Внеклассная работа


Учебно-воспитательные задачи:

  • воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле,
  • сознательного отношения к своему здоровью, любви к природе,
  • формирование у них навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе.

Актуальность:

  • Знания и умения являются самоцелью, а средства развития интеллектуальной и эмоциональной сфер учащихся, их творческих способностей.
  • Наблюдая, сравнивая, классифицируя объекты и явления окружающего мира, выясняя их закономерности, выполняя различные задания, делая самостоятельные выводы, воображая и фантазируя, учащиеся усваивают основы естественно-научного знания в процессе активной познавательной деятельности.
  • Развитие эмоций и раскрытие творческого потенциала учащихся осуществляются через активацию восприятия окружающего мира, использование литературных и художественных образов объектов и явлений природы, через глубокое проникновение в проблемы жизни растений и животных в окружающей среде и осознание ее зависимости от деятельности человека.

Оформление:

  • музыкальные отрывки из классических произведений;
  • костюмированные герои;
  • рисунки с различными растениями;
  • игры с использованием природного материала.

Ход мероприятия

Звучит музыка (П.И. Чайковский “Осенняя песня”), в зал входит Лесовушка, а с ней зверята: лисичка, белочка, заяц и другие.

Лесовушка.

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали?

Лесовушка, Лесовушка -
Кто я, сразу не поймешь,
На неведомых дорожках
Ты в лесу меня найдешь!
Домик мой в глуши лесной,
Лес я слушаю весной.
На деревья и цветы
Льется солнце с высоты.
Охраняю лес густой,
И друзья мои со мной:
Белки, ежики, кроты,
Будь же другом мне и ты!

Белка.

Когда ты входишь в лес,
Где все нам с детства мило,
Где чистым воздухом приятно так дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайну разгадать.

Лисичка.

Давай пройдемся медленно по лугу
И, скажем “Здравствуй!” каждому цветку!
Ты должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать их или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо их показать!

Лесовушка. А сейчас для вас, ребята, загадки. И все они о цветах наших лесных, так что можете отвечать хором.

Нам каждому весенняя природа дорога,
Ручьями распускаются холодные снега,
От снега очищается и хвоя, и валежник,
И первым появляется в проталине…(подснежник).

В траве густой, зеленой он выглядит нарядно,
Но с пашен, как сорняк, он изгнан беспощадно,
Головка голубая и длинный стебелек,
Но кто ж его не знает? Это…(василек).

Знакома с детства каждому их белая рубашка,
С середкой, ярко-желтой. Что за цветок ..(ромашка).

Вышли темно-голубые в поле на бугорчики.
Это цветики степные. Это …(колокольчики).
Приятно в саду прогуляться, искать освежающей тени,
Вдыхать аромат, наслаждаться, присев под кустами … (сирени).

Тот, кто на поле бывал, тот, наверное, замечал,
Как вьется розовый цветок. Он называется…(вьюнок)

Игра “Пройди бесшумно”, звучит русская народная песня “Как у наших у ворот”.

Дети стоят парами, взявшись за руки с завязанными глазами. Остальные участники игры пытаются бесшумно пройти под руками пар. Если пара услышала проходящих, она быстро опускает руки вниз. Попавшийся игрок выбывает из игры.

Лисичка. Молодцы, ребятки! Вы, оказывается, и про деревья все-все знаете! А вот я хочу проверить, знаете ли вы лекарственные растения.

Лес, как сказочное царство,
Там кругом, растут лекарства,
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки.
Ну а чем и как лечить
Я могу вас научить.
Все целебные растения
Знаю я без исключения.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться
Находить в лесу растения,
Что пригодны для лечения!

Дети рассказывают о лекарственных растениях, подготовленных самостоятельно.

Белка. И еще одна игра для вас - игра на ловкость. Мы, белки, зверьки очень ловкие, любим прыгать с ветки на ветку. И поэтому игра сейчас такая: “Пронеси - не урони”. Кто самый ловкий, выходи!

Ставятся 3-4 стула. Играющий с мешочком на голове должен подняться на дерево, затем на корточках пройти возле дерева и т.д. Задача - не потерять мешочек.

Игра проводится под музыку русской народной песни “Урожайная”.

Лисичка. Молодцы, ребята, очень вы ловкие! Белка орешки любит, а я птичек просто обожаю (облизывается). Поэтому я хочу проверить, знаете ли вы птиц. Я хочу вам про птичек загадки загадать! Но задание это не такое уж простое, как вы думаете. Сейчас я раздам вам карточки с буквами, а вы должны будете не просто сказать. А буквами написать. Каждая команда получает 15 карточек со следующими буквами:

АВГЕИКЛНОПРСЦЧЯ.

Лисичка говорит загадку, а ребята, отгадав ее, стараются быстро встать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово - отгадку.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперед по пашне вскачь,
А зовется птица... (грач).

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад-
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла цапля…
Узнаете? Это …(цапля).

Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес …(павлин).

Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать - дворец,
Прилетай скорей…(скворец).

Ночь, как смоль, черным-черна,
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет - станет жутко,
Вздрогнет спящая трава,
Это ухает…(сова).

Лесовушка. А еще я хочу поиграть с вами в игру “Птицы”. Но я буду не только птиц, и если вы услышите, что появились не только птицы, а что-то другое, дайте мне знать: вы можете и хлопать, и топать. Итак, слушайте внимательно!

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы-сплюшки,
Лебеди и утки -
И спасибо шутке!

Проводится игра “Собери шишки в корзину с завязанными глазами”.

Звучит музыка Герчик “Осенние листья”.

Белка. Я хочу, ребята, проверить, знаете ли вы грибы? Видите, здесь лукошко нарисовано.

Я сейчас дам кому - нибудь из вас грибочки, а вы в лукошко только съедобные положите. Ну, кто из вас любит в лес за грибами ходить, выходи сюда!

  1. Этот гриб можно встретить не только под березой. Но чаще всего он растет именно под этим деревом. (Подберезовик или обабок).
  2. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда, с одного дерева можно собрать целое лукошко. (Опята)
  3. Эти грибы узнаешь по цвету. И еще по тому, что на срезанной ножке гриба выступает капелька оранжевого сока, приятно пахнущего смолой. (Рыжик).
  4. Мякоть этого гриба никогда не темнеет, за что он и получил свое название. Это царь-гриб. (Белый).
  5. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны, а в сырую погоду блестят, будто смазанные маслом. ( Масленок.)
  6. Шляпки этих грибов похожи на опавшие листья дерева, под которым они чаще всего встречаются. (Подосиновик-расноголовик.)

Лесовушка. Ну вот, ребята, мы и проверили, как вы знаете наш край лесной. Наступает лето. А вы в лес за грибами да за ягодами ходить любите? Не забывайте, что в лесу нужно соблюдать чистоту, чтобы не оставались после вас на полянах “консервные банки да из-под пепси склянки”!

Исполняется ученицей 3 класса песня композитора Гладкова, поэта Энтина “Родина”.

Лисичка.

Лес зеленый охраняй,
Никого не обижай,
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!

Ученик.

Если Я сорву цветок
Если Ты сорвешь цветок,
Если все: и Я, и Ты
Если мы сорвем Цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты…
И не будет доброты,
Если только Я и Ты
Если мы сорвем цветы.

Белка.

Ты, дружок,
Смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птахи, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса,
Простор полей -
Все, что зовете Родиной своей!

Класс поет песню “Сторона моя” И.Космачева.

Учитель: Каждый из вас рождается человеком. Быть человеком - быть заботящимся обо всем живом.

Среди заповедей, которыми живет человек, есть одна, мы должны ее знать. Расшифруем ее в этой головоломке.

На табличке с одной стороны “Никому не вреди”. Это основная заповедь - основной закон, по которому люди должны жить