Учебные задачи играют большую роль при изучении любого предмета. Подбор системы задач влияет на понимание учащимися изучаемого материала, а порядок их предъявления способствует выстраиванию системы знаний в данной предметной области.
Если проанализировать тенденции развития и использования средств вычислительной техники, то можно сделать выводы:
- Происходит бурная эволюция идеологии и принципов построения интерфейса “человек-компьютер”;
- Следует ожидать уменьшения спроса на “чистых программистов”;
- Появляются новые требования к квалификации работников, для которых становится главным:
А) осмысление принципов использования ЭВМ в своей деятельности;
Б) понимания способов построения диалога с ЭВМ;
В) осмысление границ применения ЭВМ.
Рассматривая с этих позиций преподавание информатики, можно чётко сказать, что одним из возможных вариантов решения задачи подготовки школьников с учётом требований XXI века является внимательный подбор задач и практических заданий. Задачи и упражнения должны служить не только и не столько средством закрепления определённых навыков и знаний, полученных на теоретических занятиях, но выполнять собственную роль как средства развития мышления ученика.
Эти соображения заставили меня переосмыслить значение лабораторных работ по информационным технологиям, в частности, по технологии обработки текстовой информации. Как проводить подобные занятия? Можно пойти традиционным путём и для технологии текстового редактора в качестве задания на лабораторную работу дать задание набрать, отредактировать и отформатировать какой-нибудь текст. Но кто из современных учеников не умеет на компьютере набрать простой текст? Поэтому я решила объединить преподавание технологии текстового редактора для классов с углублённым изучением гуманитарных наук с языком делового общения, так как каждый ученик, с моей точки зрения, должен уметь правильно и грамотно создать любой документ языка делового общения, потому что ему предстоит жить в информационном обществе.
На уроках, посвящённых теоретическим основам обработки текстов, я знакомлю ребят с ГОСТами на создание текстовых документов [1]. Это является обязательной составляющей успеха выполнения лабораторных работ. В качестве задания на лабораторную работу ученики получают карточки, где описан какой-либо конкретный документ, например:
Задание. Написать заявление о приёме на работу в школу №5 на должность лаборанта в кабинет химии.
Задание. Написать объявление о приёме на подготовительные курсы.
Задание. Написать справку от имени директора школы о том, что Вы учились в данной школе с 1 по 11 класс.
Затем я раздаю инструкции на создание документов языка делового общения, где представлены правила, по которым создаётся документ [2], и образец самого документа. Ученики должны создать документ, согласно заданию, набрать его на компьютере, учитывая ГОСТы и правила языка делового общения, и показать работу учителю. После этого ребята оформляют лабораторную работу в тетради, где, кроме текста документа, составляют таблицу анализа документа по форме:
№ абзаца | Наличие красной строки | Выравнивание | Стиль начертания |
Для заполнения этой таблицы учащиеся должны знать, что такое абзац в технологии текстового редактора, какие выравнивания можно использовать, что такое красная строка и как она устанавливается, понятие стиля начертания символов. Думаю, что после такой лабораторной работы наши ученики будут составлять документы в своей взрослой жизни правильно.
Список литературы
- М.И. Басаков. Приказ и деловое письмо. Требования к оформлению и образцы документов согласно ГОСТ Р6.30-2003. Ростов-на-Дону, “Феникс”, 2005.
- Введенская и др. Культура речи.