Цели курса:
- обучение детей умению правильно и систематически выполнять различные виды упражнений (физкультминутки, офтальмотренаж, дыхательную гимнастику),
- применение знаний и умений в согласии с законами природы, законами бытия,
- формирование чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.
Задачи курса:
- формирование у детей мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасности жизни, физического воспитании;
- обеспечение физического и психического саморазвития.
Тема урока: Предосторожности при обращении с животными.
Что мы знаем о кошках и собаках?
Цели урока:
- учить детей самостоятельно заботиться о своём здоровье,
- уметь правильно обращаться с животными,
- познакомить с правилами обращения с кошками и собаками, а также с интересными сведениями об этих животных,
- прививать любовь ко всему живому.
Ход занятия
I. Эмоциональный настрой
В нашем классе все танцуют,
А ещё поют, рисуют,
Лепят, строят, изучают:
Ничего не упускают!
Но здоровье выше всех –
Нам оно даёт успех!
- Здоровье нам даёт не только успех, но и хорошее настроение, бодрость и силу, эмоциональный настрой.
Вот и сегодня мы с вами ещё раз докажем, что здоровье – это самое дорогое, что есть у человека и это богатство нужно каждому из вас уметь беречь.
II. Сообщение темы
С давних пор живёт с человеком собака, охраняет дом, защищает, помогает охотиться на зверя.
Собаки друзья человека, однако,
Об этом не каждая знает собака.
И прежде, чем дружески лапу пожать
Узнайте – не будет ли друг возражать.
- Сегодня мы поговорим о предосторожностях при обращении с собаками и кошками, ведь и кошка и собака древние и верные друзья человека и живут с нами уже более 20 веков.
- Для работы вы поделились на две группы: “Любители кошек” и “Любители собак”, подготовили интересные сведения о своих питомцах.
- А что бы вы хотели узнать об этих животных? (высказывания детей)
(Какие опасности поджидают человека при общении с ними? Что нужно делать, чтобы собака не укусила? Какие болезни, опасные для человека могут переносить собаки и кошки? и т.д.)
- Все вместе мы и попытаемся сегодня ответить на эти и другие вопросы.
III. Немного истории
Наши домашние кошки потомки древней нубийской кошки, водившейся в Африке. Её приручили древние египтяне. В её честь строили храмы, её изображению приносили жертвы. Смерть кошки в египетском доме отмечалась трауром, а убийство кошки считалось тягчайшим преступлением.
Пра-пра-прадедом современной собаки считается волк. От волка у собаки охотничий инстинкт. В тяжёлые времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака – уму и силе человека. С этого всё и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним.
Так кошка и собака стали жить рядом с человеком. Сколько их и какие они разные!
IV. Сообщения детей об интересных кошках и собаках
“Любители собак”
- Собаки бывают разные. Есть большие собаки, а есть наоборот, крошечные. Это собаки породы Чихуахуа. Самая маленькая из взрослых собак этой породы жила в Америке. Она весила всего 283 грамма, как три стаканчика мороженого. (показ)
- Ещё есть чудо-собака. Это такса. У неё лапки коротенькие, туловище длинное – будто червяк на лапках. Зато в лисью нору она свободно влезет и лису выгонит. (показ)
“Любители кошек”
- Кошки бывают очень пушистыми (особенно персидские) и совсем без шерсти – такие, канадские и донские сфинксы. Они очень похожи на инопланетные существа. Сфинкс – это немного котёнок, немного щенок, немного обезьянка и немного ребёнок в одном горячем тельце. (показ)
- У сфинксов толстая кожа, образующая множество складок. Это единственная кошка, которая может загорать и потеть. Когда кошку этой породы гладишь, то кажется, что в руках у тебя большой живой персик, потому что её кожа похожа на замшу.
Вывод:
- Кошки и собаки очень разные. Но они похожи в одном: это гордые и независимые звери с загадочной душой, которые оказались среди нас, чтобы подарить любовь и научить нас жить в мире, а, живя в нём – не разучиться удивляться.
V. Решение проблемных ситуаций
- При всём многообразии и красоте этих питомцев не стоит забывать, что неправильное обращение с ними таит опасность.
Песня “Не дразните собак”
- А почему же не стоит дразнить собак, пугать кошек? К чему это может привести? (ответы детей)
- У вас есть карточки с ситуациями, которые могут случиться и с вами. Внимательно прочитайте, обсудите их все вместе и решите, как же нужно поступить в данных ситуациях. (дети обсуждают в группах)
1. Миша захотел поиграть со своей собакой, но она грызла косточку…
(рассуждения детей, вывод правила)
Правило:
Не трогайте собаку или кошку во время еды.
2. К Сереже зашёл друг Коля и попросил показать щенков. Они спали в коробке, а рядом с ними была их мама. Коле щенки очень понравились, и он решил взять одного на руки…
(рассуждения детей, вывод правила)
Правило:
Не отнимайте у животных детёнышей.
3. Ирина увидела во дворе бездомную собаку. Ира очень любит животных, и ей захотелось погладить эту собачку…
(рассуждения детей, вывод правила)
Правило:
Не гладьте незнакомых животных.
4. Однажды на Свету залаяла собака. Девочка очень испугалась и побежала от неё…
(рассуждения детей, вывод правила)
Правило:
Не бегите от лающей собаки и не замахивайтесь на неё.
5. Алёша зашёл к другу Олегу, у которого жил пёс Трезор. Мальчики стали баловаться. Алеша в шутку бил Олега по плечу, пытаясь разозлить Трезора. Собака зарычала…
(рассуждения детей, вывод правила)
Правило:
Не шутите с хозяином собаки, пытаясь его обидеть.
6. Оле стало скучно и она решила разбудить кошку, для того, чтобы поиграть с ней. Кошка недовольно зашипела и завиляла хвостом…
(рассуждения детей, вывод правила)
Правило:
Не пытайтесь играть с собакой или кошкой, если они этого не хотят.
(рычат или шипят)
- Движение хвоста у животных очень многозначительно! Если кошка виляет хвостом – это знак недовольства, а вот у собаки – наоборот – знак расположения.
Чего не скажешь о бультерьере. (показ собаки) Это исключение из собачьих правил. Если он дружелюбно виляет хвостом – значит, готовится к нападению!
Вот какой язык жестов у собак и кошек!
VI. Физкультминутка
Люди с самого рождения
Жить не могут без движения! (дети встают из-за парт)
Чтоб зимой не мёрзли
У котёнка лапки,
Я ему связала
Шерстяные тапки.
Но домой с прогулки
Он босой вернулся
Я его спросила:
- Ты зачем разулся?
Отвечал котёнок,
Шевеля ушами:
- Коготки точить мне
Тапки помешали!
VII. Пресс-конференция
- А теперь, ребята, давайте узнаем у специалиста, чем же может быть опасно общение с собаками и кошками.
- У нас присутствует врач-педиатр - Елена Евгеньевна Терещенко.
- О чём бы хотели узнать?
(дети задают вопросы)
- Что надо делать, если всё-таки укусила собака? (ответ врача)
(Учитель:
- Запомните: Не зря собака тех кусает,
Кто камень зря в неё бросает,
Но если кто с собакой дружит,
Тому собака верно служит!)
- Какие болезни, опасные для человека могут переносить кошки и собаки?
- Если кот царапает мои руки, что надо делать с царапинами?
- У нас во дворе живёт кошка. Я хочу забрать её домой, а мама говорит, что это опасно. Что надо сделать, чтобы было безопасно?
- Почему после того, как я играю с кошкой надо мыть руки, ведь кошки – это самые чистоплотные животные?
И другие, интересующие детей вопросы.
Правило:
Мойте руки после игры с животными.
- Вот и ещё одно правило появилось на нашей доске.
- Спасибо Вам за полезные советы, я думаю, что вы, ребята, запомните их, и будете соблюдать.
VIII. Книга рекордов Гиннеса
- среди собак и кошек, также как и среди людей, есть знаменитости. Самые интересные или выдающиеся собаки и кошки даже занесены в книгу рекордов Гиннеса.
“Любители собак”
- Самую старую в мире собаку звали Чилла. Она прожила 32 года, а если пересчитать на человеческую жизнь – 224 года. Вот какая долгожительница!
- У собак очень много профессий. Она и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и альпинист, и сапёр и даже космонавт.
- Собака из нашей страны в книге рекордов Гиннеса упоминается всего 1 раз. Это собака, поднявшаяся выше всех, - Лайка, пассажир искусственного спутника, взлетевшая 3 ноября 1957 года на высоту 1690 км.
“Любители кошек”
- Обычно у кошек рождается 3-4 котёнка, но бывает и гораздо больше. Кошка персидской породы по имени Колокольчик из Южной Америки родила 14 котят. При этом вся семейка была здорова и прекрасно росла.
IX. Работа с выставкой книг
- Интересные факты из жизни этих замечательных животных можно перечислять очень долго. Но каждый из вас может сам прочитать о них в “Весёлом журнале о животных” - “Тошка”, который выписывают некоторые дети нашего класса. Здесь вы можете узнать о кудрявых кошках, какие собаки называются императорскими, а также о том, как лечить домашних питомцев и как за ними ухаживать.
Много интересного можно найти и в книгах, которые представлены на выставке.
X. Многозначность слов.
- Кошка, собака – такие привычные для нас слова. Но, оказывается, у этих слов есть и другие значения.
- Кошка – домашнее животное семейства кошачьих;
- Кошка – якорёк с 3-5 лапками;
- Кошка – плётка с несколькими хвостами;
- Кошка – отмель на море.
- Собака – домашнее животное;
- Собачка – бегунок на замке-молнии;
- Собака – обозначение адреса в Интернете.
(показ рисунков)
XI. Пословицы и поговорки
- А сколько пословиц и поговорок сложено в честь этих замечательных животных. Вот только некоторые из них:
- Кошки грызутся – мышам раздолье.
- Собака лает, а караван идёт.
- Знай кошка своё лукошко.
- Не дразни собаку – она и не укусит.
- Кошкино котя – тоже дитя.
- Видит собака молоко, да в кувшине глубоко.
- Лакома кошка до рыбки, а в воду лезть не хочет.
- Маленькая собачка до старости щенок.
- А как вы понимаете эту пословицу?
XII. Инсценирование стихотворения
А.Дмитриев “Бездомная кошка”
Однажды я встретил бездомную кошку:
- Как ваши дела?
- Ничего, понемножку…
- Я слышал, что Вы тяжело заболели…
- Болела…
- Так значит, лежали в постели?
- Лежала на улице много недель –
Бездомной мне некуда ставить постель.
Подумал я: “Странно, что в мире огромном
Нет места собакам и кошкам бездомным”.
- Вы слышите, кошка? Пойдёмте со мной –
Темнеет, а значит, пора нам домой!
Мы шли с ней по улице гордо и смело –
Я молча, а кошка тихонечко пела.
О чём она пела? Возможно о том,
Что каждому нужен свой собственный дом.
- Дом, ребята, действительно нужен каждому, будь то человек или животное. Но у каждого животного свой дом. У диких животных дом – это лес. А у домашних животных дом рядом с человеком. И если вы приручили котёнка или щенка, взяли его к себе в дом, то нельзя его потом выставить за дверь.
“Мы в ответе за тех, кого приручили”. (А. де С. Экзюпери)
Песня “Собака бывает кусачей”
XIII. Итог
- Вот и подошло к концу наше занятие.
- Кто же услышал сегодня ответ на свой вопрос?
- О каких полезных советах вы сможете рассказать дома?
Использованная литература.
- Л.А.Обухова, Н.А. Лемяскина “Школа докторов природы или 135 уроков здоровья”.
- Журнал “Мурзилка”.