Цели урока:
- закрепить знания операций редактирования и форматирования;
- показать способ создания рисунка с использованием автофигур и отработать его на практике;
- развивать познавательный интерес учащихся, навыки и умения работы с графическими примитивами;
- воспитывать информационную культуру учащихся, внимательность, творчество, дисциплинированность, умение работать в коллективе и самостоятельно, использовать полученные знания в жизни.
Оборудование:
- обложки двух книг,
- 7 страниц книг, напечатанная тема урока,
- 2 рисунка (векторный, растровый),
- панель инструментов Рисования для каждого ученика, надпись WordArt и ClipArt,
- конверты с лото,
- папки с заданием для практической работы,
- карточки рефлексии,
- карточки с домашним заданием.
Ход урока
1. Оргмомент
Приветствие, проверка присутствующих.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Какую тему мы проходим на протяжении нескольких уроков?
Ученики: Текстовый процессор Microsoft Word.
Учитель: Что вы научились выполнять в текстовом процессоре?
Ученики: В текстовом процессоре мы научились создавать, редактировать и форматировать текстовые документы.
Учитель: Взяв две книги в руки одну по редактированию, а другую по форматированию у меня из них разлетелись странички. Вернем книгам их странички (отворачивается доска, на которой находится обложки двух книг). Но сначала вспомним, что такое редактирование текстового документа?
Ученики: Редактирование текстового документа – это процесс внесения изменений в документ.
Учитель: Что такое форматирование текстового документа?
Ученики: Форматирование – это процесс представления внешнего вида документа или отдельных его объектов в требуемой форме.
Учитель: На странице (учитель держит страницу книги в руках, приложение 1.) предлагается в режимах Вставки и Замены исправить слово “кот” на “крот” и “кит”. Какой клавишей осуществляется переход?
Ученики: Переход между режимами Вставки и Замены осуществляется клавишей Insert.
Учитель: К какой книге относится эта страничка?
Ученики: К книге по редактированию.
Учитель: (прикрепляет страницу под обложку книги и берет следующую) На следующей странице (приложение 2) предлагается набрать текст по образцу. Что вы видите в этом тексте?
Ученики: На этой странице строки повторяются.
Учитель: Какую операцию вы выполните, чтобы набрать текст из повторяющихся строк?
Ученики: Чтобы набрать текст из повторяющихся строк, нужно воспользоваться операцией копирования.
Учитель: К какой книге относится эта страница?
Ученики: К книге по редактированию.
Учитель: (прикрепляет страницу под обложку книги и берет следующую) Как текст расположен на этой странице (приложение 3)?
Ученики: Текст расположен в виде колонок.
Учитель: К какой книге относится эта страничка?
Ученики: К книге по форматированию.
Учитель: (прикрепляет страницу под обложку книги и берет следующую) Посмотрите на шрифт этой странички (приложение 4), что вы можете сказать?
Ученики: На этой страничке размер шрифта на каждой строчке разный.
Учитель: К какой книге относится эта страница?
Ученики: К книге по форматированию.
Учитель: (прикрепляет страницу под обложку книги и берет следующую) На следующей страничке (приложение 5) предлагается произвести замену слов “плох” на “хорош”. Какой командой это выполняется?
Ученики: Замена слов в тексте выполняется командой Правка – Заменить.
Учитель: К какой книге относится эта страничка?
Ученики: К книге по редактированию.
Учитель: (прикрепляет страницу под обложку книги и берет следующую) На следующей странице (приложение 6) напечатан рецепт. Как расположены в нем абзацы?
Ученики: 1-ый абзац выровнен по левому краю, 2-ой по правому, 3-ий – по центру, а 4-ый по ширине.
Учитель: К какой книге относится эта страничка?
Ученики: К книге по форматированию.
Учитель: Что вы видите на этой страничке (приложение 7)?
Ученики: На странице находится рисунок?
Учитель: К какой книге относится эта страничка?
Ученики: ответы учеников.
Учитель: прикрепляет страницу по середине двух обложек.
3. Сообщение темы и целей урока
Учитель: На сегодняшнем уроке нам и предстоит узнать, к какой книге относится эта страничка. При помощи, какой панели и как можно создать рисунок.
Запишем тему урока в тетради: Включение в документ графических объектов (рисунков) (тема урока прикреплена на доске, приложение 8).
А как вы думаете, зачем вам надо научиться создавать рисунки?
Ученики: Рисунок можно вставить в поздравительную открытку, приглашение, …
4. Объяснение нового материала
Учитель: (показывает рисунки при помощи проектора) Посмотрите на рисунки. Что вы можете сказать о первом рисунке (Рисунок 1)? Из чего он состоит?
Ученики: Рисунок состоит из маленьких квадратиков (точек) – пикселей.
Учитель: Те рисунки, которые состоят из пикселей, относятся к растровой графике. Пиксель – это наименьший элемент растрового графического изображения.
Из чего состоит 2-ой рисунок (Приложение 9)?
Ученики: Рисунок состоит из отрезков, прямоугольников, кругов …
Учитель: Все что вы перечислили, называется графическими примитивами или объектами. Из них состоят векторные рисунки.
На какие виды делится графика?
Ученики: Графика бывает векторной и растровой.
Учитель: Какие вы будете учиться рисунки создавать?
Ученики: Мы будем создавать на уроке векторные рисунки.
Учитель: Создавать рисунки и редактировать уже созданные можно при помощи панели инструментов Рисование (записывают в тетрадь), которая располагается в нижней части окна приложения (при помощи проектора учитель демонстрирует и объясняет новый материал).
Рассмотрим и запишем основные кнопки этой панели. У вас на столах у каждого лежит напечатанная панель инструментов Рисование (Приложение 10), возьмите ее и приложите к листу тетради, а дома вы ее приклеите.
Ставим стрелочку от первой кнопки вниз и подписываем: Действия – позволяет выполнять преобразования векторных объектов.
Кнопка Указатель – служит для выбора объектов.
Кнопка Свободное вращение позволяет вращать фигуру в пространстве.
Кнопка Автофигуры – содержит набор готовых фигур.
Линия – рисование прямой линии.
Стрелка – рисование стрелки.
Прямоугольник – рисование прямоугольников.
Эллипс – рисование кругов, овалов.
Учитель: Скажите, в какой программе мы уже встречались с кнопками Линия, Стрелка, Прямоугольник, Эллипс?
Ученики: Эти кнопки соответствуют кнопкам панели инструментов программы Paint.
Учитель: Надпись – позволяет создавать надписи.
Объект WordArt - вставляет объект WordArt (фигурные тексты).
Картинки ClipArt - вставка картинок.
Учитель: Просмотрите видео ролик и ответьте на вопросы: Как вызвать диалоговое окно Формат автофигуры? Что при помощи него можно изменять?
Ученики: (смотрят видео ролик, продолжительность 3:35, приложение 11) Диалоговое окно Формат автофигуры вызывается двойным щелчком мыши по объекту. При помощи этого окна можно изменить цвет заливки, цвет, тип, толщину линии объекта.
Учитель: Кнопки Цвет заливки, Цвет линии, Цвет шрифта, Тип линии, Тип штриха, Вид стрелки позволяют задавать соответствующие параметры в выделенных объектах – линиях, стрелках, прямоугольниках и надписях (шрифт). Фактически они повторяют установку параметров, задаваемых в окне свойств объекта, вызываемого двойным щелчком.
И последние две кнопки Настройка тени и Настройка объема.
5. Усвоение материала
Учитель: У вас на столах лежат конверты, поработайте в парах, ответьте на вопросы лото (Приложение 12), и скажите, какая фраза у вас получилась.
Ученики: Получилась фраза: А теперь выполните практическую работу!
Учитель: Что кроме фразы вы еще видите?
Ученики: Рядом с фразой находится рисунок.
Учитель: Его вам и предстоит выполнить в практической работе. Посмотрим, из каких объектов состоит рисунок?
Ученики: Рисунок состоит из линий, прямоугольников, треугольников, автофигур Солнце, Трапеция …
Учитель: Какие параметры объектов вам необходимо будет установить?
Ученики: У объектов необходимо будет установить цвет заливки, цвет линий, тип линий, тип штриха.
Учитель: Садитесь за компьютеры, открывайте папки с практической работой и приступайте к выполнению задания.
6. Практическая работа
Ученики: Выполняют практическую работу самостоятельно (Приложение 13).
Учитель: Отвечает на вопросы учеников, возникшие по ходу выполнения работы, помогает ученикам.
7. Подведение итога урока
Учитель: Посмотрим, к какой же книге относится страничка с рисунком. Из чего состоит рисунок?
Ученики: Рисунок состоит из объектов.
Учитель: Какие параметры объекта вы научились изменять?
Ученики: Создавая свои рисунки, мы изменяли цвет заливки, цвет, тип, толщину линии объекта.
Учитель: Исходя из сказанного, к какой книге отнесем страничку?
Ученики: К книге по форматированию.
Учитель: Вы все работали на уроке, поставьте себе оценки самостоятельно, для этого возьмите маленькие конверты, выложите перед собой фигуры, которые в них лежат. Возьмите красную фигуру, если вы считаете, что у вас все получалось, вы работали на “5”. Возьмите зеленую фигуру, если у вас что-то получалось, но медленнее чем у других. Возьмите синюю фигуру, если вам было трудно и неинтересно на уроке.
8. Домашнее задание
Учитель: В домашнем задании вам будет необходимо проанализировать два рисунка: исходный и измененный. Выделить объекты, из которых состоят рисунки и измененные параметры (Приложение 14).