"Учителя" и "ученики" в школе жизни. Материал к уроку: рассказ Ю.М. Нагибина "Зимний дуб"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. развитие темы "школа жизни";
  2. учить детей понимать внутренний мир человека, природу, и самое главное, что человек - часть природы.
  3. формирование понятия "олицетворение".
  4. воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • учебник В.А.Лазаревой "Литературное чтение" 4 класс;
  • плакат с изображением "Зимнего дуба" и его обитателей;
  • иллюстрация к содержанию текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Работа над рассказом Ю. Нагибина "Зимний дуб".

1. Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор по теме "Учителя"

"ученики" в школе жизни. Материалом будет прочитанный нами рассказ Юрия Михайловича Нагибина "Зимний дуб". - О чём читали рассказ?

- Какова тема этого рассказа?

(Человек и природа - единое целое, слитое воедино).

Кто человек?

Кто учит? (Анна Васильевна, Савушкин)

А ещё? (Дуб)

А где слиты?

Кто кому какой даёт урок?

Что еще узнали про учительницу?

2. Выборочное чтение.

- Найдем и прочитаем описание уроков учительницы (по ролям).

Дальше урок продолжается в лесу.

А кто здесь даёт урок?

Кто здесь главное действующее лицо?

Найдите уроки Савушкина в тексте.

Какой можно сделать вывод? (Мальчик о лесе знает больше учителя)

Физкультминутка.

А кто в лесу главный учитель? (Природа)

Где же проходит главный урок природа?

Найдите описание дуба, прочитайте.

С кем сравнивает его автор?

(С могучим и сильным человеком, перед которым почтительно расступились другие деревья, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе). - Вдумайтесь, что же делает автор с деревом? (олицетворяет дерево, делает его похожим на человека). - Что такое олицетворение? Прочитаем и хорошо запомним. Стр. 55.

Итак, урок продолжается? (Да). Читаем дальше.

Кого можно считать главным героем рассказа? Почему

Юрий Михайлович назвал свой рассказ "Зимний дуб". Как вы думаете, почему?

(Автору было важно, чтобы поняли главное в этом образе: дуб спасает от холода маленьких, беспомощных насекомых и зверушек. Он - как добрый человек, который защищает слабых и беззащитных. Поэтому и восхищаются им и Коля, и Анна Васильевна. Значит, и они добрые люди).

(Учитель открывает сугробики вокруг дуба, кусочек коры на стволе и показывает обитателей дуба).

- А как ещё можно назвать рассказ?

(Уроки Савушкина) - Какими чертами характера обладал мальчик? (Добротой и благородством).

Докажите, найдите эти места в тексте.

Что можно сказать об учительнице?

Подумайте, почему она пошла с Колей. С какими мыслями вернулась? (Оглянулась, поняла, какая она плохая учительница. Человек в стоптанных валенках - так понимает мир природы, а она по имени даже не зовет. Савушкин. Из уверенной, знающей себе цену, строгой, она "прикусив язык", стала робкой ученицей, способной учиться, да еще у своего ученика. Она доказала право называться учителем.

Самое главное событие в жизни Анны Васильевны - это, конечно, встреча с зимним дубом.

И вот наконец - он.

Конечно, это - имя существительное, от слова "сущность, суть".

Да, такие - в три обхвата дубы еще остались в России со времен Петра I или Пушкина, и их надо нам, русским людям, хранить как народное достояние, как живую историю.

Итог урока.

- Спасибо, дети, за урок. Вы очень хорошо отвечали и помогали мне вести урок.

Выставление оценок.

Дома:

1. Выучить наизусть понравившийся отрывок из рассказа.

2. Можно дописать рассказ Ю.М. Нагибина.