Реализация технологического подхода в процессе обучения химии с использованием компьютерной техники

Разделы: Химия, Информатика


Компьютер является универсальным средством обучения, именно поэтому он позволяет педагогу не только формировать у учащихся знания, умения и навыки, но и решать гораздо более важную задачу, стоящую перед обучением, - развивать личность учащегося, удовлетворять ее познавательные интересы.

Применение информационных технологий в обучении определило важный принцип обучения - принцип индивидуализации. Компьютерное обучение, являясь по своей форме самостоятельным, индивидуальным, осуществляется по общей методике, которая реализуется в обучающей компьютерной программе.

С нашей точки зрения большинство программ, имеющихся на данном этапе на рынке, являются фактически информационно-справочными системами и лишь в незначительной мере могут быть использованы учителем непосредственно на уроке.

Программное обеспечение для занятий по химии создано в тесном союзе единомышленников учителей химии и информатики, и учащихся на базе кабинетов химии и информатики.

За годы творческого сотрудничества с учителями информатики создан достаточный банк программ (20 программ). Подбор материала, составление сценариев программ, корректировка выполняется учителем химии. Компьютерная реализация обучающих программ осуществлена учащимися под руководством учителя информатики.

Какие задачи ставим перед собой в процессе проектирования и создания обучающих программ:

  1. Формирование познавательных интересов учащихся;
  2. Создание условий для активного вовлечения учащихся в учебный процесс;
  3. Развитие логического мышления;
  4. Адаптация каждого учащегося в процессе обучения через создание условий для его посильного участия в диалоге с компьютером;
  5. Повышение уровня продуктивности взаимодействия учителя и учащегося;
  6. Повышение уровня самостоятельности учащихся в процессе работы, добывания знаний, саморегуляции своей деятельности;
  7. Улучшения эмоциональной атмосферы учебного процесса, обеспечение комфортности его участников;

Каких критериев придерживаемся при создании обучающих программ:

1. Обучающая программа должна быть простой в работе и дружественной по отношению к учащемуся;

2. У учащегося должна быть возможность самостоятельно принимать решения в процессе обучения;

3. Тщательная подготовка и отбор изучаемого материала. В одной программе изучаемый материал дается смысловым блоком, выполнение которого потребует от ученика знания и понимания предшествующего материала (формирование познавательного интереса).

Учебный материал целесообразно:

- разделять на небольшие порции таким образом, чтобы каждая порция смогла уложиться на экране монитора, а ученик не пассивно читал данные тексты, но и имел возможность чаще отвечать на поставленные вопросы после достаточного времени для обдумывания;

- создание условий для неявного включения учащихся в процесс обучения через предъявление проблемных текстов и проблемных ситуаций.

4. В обучающих программах используются элемент контроля, в контрольных тестах – элемент обучения. Для этой цели после каждого вопроса теста предусмотрены три ответа, три выхода: когда ответ верен; когда он ошибочен; когда ученик не знает, что делать и не дает никакого ответа. Учащиеся, работающие с обучающими программами, имеют возможность проверить, насколько они усвоили материал, выполнив предлагаемые в программе разного типа задания для самоконтроля.

Учащемуся должна быть предоставлена возможность саморегулировать свою деятельность, доработать отдельные неосвоенные вопросы темы, путем возврата программы.

Изложение теоретического материала в обучающих программах смысловым блоком, разделенным на учебные элементы, дает экономию учебного времени, которое может быть использовано на решение качественных и расчетных задач, рассмотрению учебного материала в новых связях, проведения самостоятельных работ, а также на индивидуальную работу с учащимися.

При работе с обучающими программами проводится урок одновременно в кабинетах химии и информатики. При этом класс делится на две подгруппы. В кабинете химии работает группа учащихся, требующих дополнительной помощи от учителя. В связи с загруженностью кабинета информатики на уроке с обучающей программой работает группа учащихся (5 человек). Это может быть группа более сильных или выразивших желание самостоятельно работать учащихся. Учащимся сообщаются цели и задачи. Учащиеся работают в удобном для них ритме, им предоставляется возможность проверить усвоение материала с помощью заданий для самоконтроля, дополнительно поработать с программой. На следующем уроке во время повторения учебного материала темы с обучающей программой знакомятся остальные учащиеся. В это время первая группа опрашивается устно или выполняет письменное задание.

Как оценить эффективность компьютерного обучения и обучающей программы? Методы исследования эффективности неоднозначны. Было проведено анкетирование среди учащихся 8 и 10 классов. Предлагаем вопросы анкеты и сравнительную диаграмму по результатам анкетирования.

Анкета:

1. Нравиться ли Вам работать с компьютером? (1. Нет 2. Нравиться 3. Очень нравиться)

2. Помогает ли вам в усвоении учебного материала на уроках компьютер? (1. Нет 2. Не всегда 3. Да)

3. Какие формы работы Вам более предпочтительны? (1. Не знаю 2. Тест – контрольный 3. Обучающие программы)

4. Вам более комфортно работать (1. Классом с учителем 2. Малыми группами 3. Индивидуально с компьютером)

5. По Вашему мнению, какая оценка Ваших знаний более объективна в процессе? (1. самостоятельно 2. Работы с компьютером)

6. Как часто Вы бы хотели работать с компьютером на уроках химии? (1. Вообще не работать 2. Несколько раз в четверть 3. На каждом уроке)

В перспективе дальнейшей деятельности:

1. Создание обучающих программ с использование средств мультимедиа

2. Создание моделирующих обучающих программ, условий для самостоятельного конструирования объектов и управления их динамикой

3. Запись обучающих программ на носитель с последующей ее демонстрацией через презентационную систему.

4. Адаптация имеющихся программ для современной компьютерной техники.

Предлагаем сценарии обучающих программ по химии по теме “Чистые вещества. Смеси. Способы разделения смесей” (см. Приложение 1 ) и по теме “Азотная кислота и её соли” (см. Приложение 2)

Эффективность применения компьютера в учебной деятельности, психолого-педагогические аспекты компьютеризации, проблемы проектирования обучающих программ разного типа и уровня сложности, и рекомендации по проектированию рассматриваются в работах:

  1. Машбиц Е.И. “Психолого – педагогические проблемы компьютеризации обучения”,- М. 1988.
  2. Гальперин П.Я., Решетова З.А., Талызина Н.Ф. “Психолого – педагогические проблемы программированного обучения на современном этапе”
  3. Роберт И.В. “Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы”, - М. 1994.
  4. Шолохович В.Ф. “Информационные технологии обучения”, журнал “Информатика и образование” №3, 1998.
  5. “Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе”. - Москва – Тюмень, 1997.
  6. Беспалько В.П. “Педагогика и прогрессивные технологии обучения.” – М., 1995.