Тема: Прием умножения для случаев вида 23х4; 4х23.
Цель: Организовать деятельность учащихся по знакомству с приемом умножения двузначных чисел на однозначные.
Задачи:
1. Создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.
2. Познакомить с новым приемом умножения.
3. Отработка вычислительных навыков.
4. Упражнять в решении задач.
Ход урока
1. Настраиваемся на урок. Девиз урока.
“Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счета не сдвинется с места любая работа”.
- По карточкам на доске расскажите, чем мы будем заниматься на уроке?
- С чего вы хотите начать урок?
(С разминки).
- А затем?
(Расставляя карточки по порядку).
- За правильные ответы на уроке кладите жетон.
2. Разминка (работа с цифрами).
- Угадайте зашифрованное слово.
(На доске).
30 х 2 | х | 80с | |
60 : 3 | е | 400у | |
6 х 7 | п | 60х | 42п |
4 х 20 | с | 20с | |
800 : 2 | у |
- Какое слово у вас получилось?
(Успех).
- Что нужно для достижения успеха?
(Ответы детей).
- Я желаю вам успеха на уроке!
3. Новая тема.
- Сейчас мы перейдем к новому материалу. Во время работы определите, пожалуйста, тему нашего урока.
- Выполните действия. Кто первый правильно сосчитает поднимает карточку.
- Прошу пожаловать на математический стул.
- Найдите сумму чисел в треугольниках.
- Узнайте частное чисел в кружках.
- Вычислите разность чисел в квадратах.
- Сосчитайте произведение чисел в прямоугольниках.
- Возникает затруднение.
- В чем проблема?
(Не умеем умножать двузначное число на однозначное).
4 х 6 х 4 = ?
- Так значит чему мы должны сегодня научиться?
(Умножать двузначное число на однозначное).
- Подумайте, как можно найти значения выражения 24 х 4.
24 х 4
24 + 24 + 24 + 24 = 96
24 х 4 = (20 + 4) х 4 = 20 х 4 + 4 х 4 = 96
- Какой способ рациональнее?
- Почему?
(Т. к. легче производить вычисления).
- Давайте составим план наших действий.
Алгоритм:
1. Заменили…
2. Умножили…
3. Результаты сложили…
4. Работа в тетради.
- Используя составленный алгоритм, найдем значение нескольких выражений:
25 х 3 =
4 х 22 =
- Как считать?
- Комментируем хором, записываем.
(Надо воспользоваться переместительным свойством умножения).
5. Работа в парах. Взаимопроверка.
19 х 3
3 х 24
(Меняются тетрадями, проверяют).
- Кто получил пятерки? Поднимают карточку.
- Молодцы!
- Какие встретились затруднения?
(Во 2-ом примере использовали переместительное свойство умножения).
- Закройте глаза, расправьте плечи. Голову опустите медленно, повторите, как умножить двузначное число на однозначное.
- Откроем глаза и повторим в слух.
(Заменяем двузначное число, на сумму чисел, умножаем каждое на число, результаты складываем).
6. Динамическая пауза.
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно, (Кладут голову на парту, закрыв глаза).
Тише, тише, тишина.
В нашу комнату пришла.
Умножали, умножали,
Очень, очень мы устали.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире.
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И опять считать начнем.
7. Работа с задачей.
- Расскажите, что вы знаете о задачах?
Задачи - это такие особенные математические рассказы, в которых нужно догадаться, какие действия нужно выполнить и в каком порядке, чтобы узнать ответ на ее вопрос.
- В задаче есть условие и вопрос, данные и искомые числа.
- Еще они бывают с избыточными данными и недостающими данными.
- К одному условию можно поставить разные вопросы и получить разные задачи, а решения у них могут быть и разные, и одинаковые.
- Еще можно сказать, что данные всегда встречаются в условии, а искомое в вопросе.
- Еще бывают логические задачи, в них не нужно выполнять действия, а нужно только правильно рассуждать.
- Бывают задачи, связанные между собой (например: обратные задачи).
- Бывают простые и составные.
- Читаем задачу.
“К каждому пиджаку пришивали по 5 больших пуговиц и по 6 маленьких. Сколько всего пуговиц потребуется для 8 пиджаков?”
- Какая это задача?
(Составная).
- Составьте из нее простую.
- Садимся в группы по уровням.
(Заранее даю задания разного уровня. Задачи написаны на карточках.)
Уровень 1.
- Сначала узнайте сколько всего пуговиц пришивают на один пиджак. Потом, сколько пуговиц потребуется для 8 пиджаков.
Уровень 2.
- Решите задачу одним способом.
Уровень 3.
Решите задачу двумя способами.
(Решают, проверяем - оба способа записываются на доске.)
Способ 1. Способ 2. 1) 5х8=40(п.) 1) 5+6=11(п.) 2) 6х8=48(п.) 2) 11х8=88(п.)
3) 40+48=88(п.)
- В каком из способов решения задачи был использован новый вычислительный прием? (во втором).
8. Самостоятельная работа. Работа с перфокартами.
- Проверим, как вы поняли тему: умножение двузначного числа на однозначное.
- Решаете примеры, результаты записываете в кружочки.
- Результаты в кружочках соедините в порядке возрастания.
Вариант 1. Вариант 2. 6х11 = 0 15х2 =0 3х14=0 10х2 =0 15х5 = 0 9х9 = 0 8х8= 0 27х3 =0 33х3 = 0 3х32 =0 3х32 = 0 19х5 =0
- Что у вас получилось?
(Цифра 5).
- Кто правильно решил примеры, сразу получил оценку за свою работу.
- Поднимите вверх свои пятерки.
9. Итог урока.
- Кто хорошо понял новый вычислительный прием, поднимает карточку с восклицательным знаком.
- Тот, у кого еще есть сомнения, поднимает карточку с вопросительным знаком.
- Конечно, над этим вычислительным приемом мы будем работать и дальше. По этому у кого и остались сомнения, то на следующем уроке математики мы их разрешим.
10. Домашнее задание.
- Составить карточку по пять примеров такого случая умножения для своего соседа по парте. Правильные решения своих составленных примеров записать в тетрадь для оценивания.