Цель урока-турнира:
- развитие творческих способностей учащихся, познавательных интересов к предмету,
- создание условий для проявления самостоятельности, инициативы.
Задачи:
- содействовать продвижению чтения лучших образцов зарубежной классики, развивать культуру чтения зарубежной литературы, творческого воображения;
- познакомить читателей с биографией и творчеством американского писателя Р. Брэдбери,
- обсудить проблемы, поднятые писателем в произведении, выявить его основную мысль;
- попытаться помочь читателям понять, что или какие качества помогло открыть в них это произведение;
- формировать круг чтения, воспитывать художественный вкус, умение лучше ориентироваться в потоке художественной литературы.
Основные задачи:
- вовлечение в процесс чтения для формирования полноценной и духовно богатой личности;
- внедрение нестандартных форм приобщения к книге с использованием игровых форм;
- содействие развитию творческих способностей читателей.
Ожидаемые конечные результаты:
- продвижение чтения как фактора развития личности;
- возрождение интереса к зарубежной литературе, новое ее прочтение;
- создание комфортной среды для общения и духовно-нравственного развития читателей; распространение знаний по зарубежной классике;
- воспитание привычки читать как важной жизненной потребности;
Этапы урока-турнира. Организационный этап.
1. Турнир проводится во время недели физики и является завершающим этапом в работе по творчеству Р. Бредбери. Организуются две команды по выбору учащихся (6-8 человек), выбирается ведущий. Создается жюри из приглашенных.
2. Подготовительный этап.
Каждая команда готовит вопросы соперникам, выразительное чтение стихотворений и прозы наизусть, музыкальный номер (песню или музыкальный фрагмент). Библиотекарь готовит выставку книг и сборников фантастики, портреты писателей-фантастов разных лет.
К турниру оформлена доска: эпиграф , рецензии из Интернета, рисунки.
Эпиграф урока:
Вот рай, пропитанный звучаньем и тоской,
Не рай, так подступы к нему, периферия
Той дивной местности,
Той почвы колдовской,
Где пятая откроется стихия. (А. Кушнер)
"Читайте прежде всего лучшие книги, а то вы и совсем не успеете прочесть их."
Выписка Л. Толстого из Г. Торо.
Ход турнира
Учитель. Дорогие ребята! Сегодня урок физики мы с вами проведем необычно. Неделя физики была посвящена ГОДУ ЧТЕНИЯ, проводимому в России. Мы искали в фантастических произведениях физический смысл, рассматривали законы, описанные в книгах, говорили о технических новинках, вошедших в жизнь прямо из фантастических произведений. Но научная фантастика не только позволяет глубже погрузиться в науку, она ещё и учит размышлять.
Библиотекарь. Человек не может жить без книги: в жизни она становится для него умным, добрым и надежным другом. Книга дает знания, делает вас интеллигентными и мудрыми, развивает чувство прекрасного, раскрывает перед вами непростой и удивительный окружающий мир. Существует множество высказываний о книгах великих людей, относящихся к ним с трепетом: “Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. Читатель получает от нее знания и общение с действительностью, способность понимать жизнь”. Л. Н. Толстой.
“Умная вдохновенная книга нередко решает судьбу человека”. В. А. Сухомлинский. “Читать – значит применять в жизни прочитанное”,- как сказал один старый немецкий педагог. Мудрая книга может стать путеводной звездой в жизни. О такой книге мы сегодня с вами поговорим.
Не раз, каждый из нас задумывался о смысле жизни. Кто мы? Какие мы? На что мы способны? Каждый из нас “учится летать”, достигая каких-то высот. Мы можем низко парить над водой, не поднимая головы. Но некоторых манят бесконечные дали и высоты. И вот, они пытаются вырваться из общей стаи и взлететь туда, где еще никто не летал.
Глава из книги Евг. Осетрова "Познание России"
"Московский рабочий" 1962 г.
ВЛАСТЬ КНИГИ
У белого пламени костра сидят люди, заросшие густыми бородами. Через лесную чащобу к ним подкрадывается загнанный человек, чудом спасшийся от погони. Чей-то голос дружески предлагает беглецу:
- Не бойтесь. Милости просим к нам.
Монтэг (так зовут беглеца) подходит к огню, выпивает кофе, постепенно успокаивается. Тогда его ласково спрашивают:
- Монтэг, хотели бы вы прочесть "Республику" Платона?
- О да, конечно!
- Ну, вот, я - это "Республика" Платона. А Марка Аврелия хотите почитать?. . Разрешите познакомить вас с Джонатоном Свифтом, автором весьма острой политической сатиры "Путешествие Гулливера". А вот Чарлз Дарвин, вот Шопенгауэр, а это Эйнштейн. . .
О чем идет речь? Ты догадался, читатель? Едва ли, если тебе не довелось ранее прочесть повесть американского писателя Рэя Бредбери "451° по Фаренгейту". В книге писателя-фантаста рассказывается о мире будущего, как его себе представляет автор. Эпиграф к книге гласит: "451° по Фаренгейту - температура, при которой воспламеняется и горит бумага". Общество будущего и. . . горящая бумага. Какая же взаимосвязь?
Бредбери взял отрицательные черты современной американской жизни и показал, каким махровым цветом они могут при соответствующих условиях в будущем расцвести. Вот как, по Бредбери, развивается духовная жизнь страны: "Темп ускоряется. Книги уменьшаются в объеме. Сокращенное издание. Пересказ. Экстракт. Не размазывать! Скорее к развязке!. . Произведения классиков сокращаются до пятнадцатиминутной радиопередачи. Потом еще больше: одна колонка текста, которую можно пробежать за две минуты; потом еще: десять - двадцать строк для энциклопедического словаря".
В обществе, рисуемом Бредбери, постепенно приходят к выводу: жизнь коротка; человек должен работать и наслаждаться; автоматика, телемеханика и кибернетика достигли невероятных успехов; экран телевизоров занимает в домах целые стены; зачем же читать книги, хранящие в себе опасные мысли, сеющие сомнения в душах благополучных граждан, живущих накануне третьей термоядерной войны. И вот - литература уничтожена, книги сожжены. Тот, кто держит у себя книги, должен быть уничтожен вместе с ними. Если у кого-нибудь обнаруживают том Шекспира - немедленно выезжают пожарные в шлемах с цифрой 451. Сжигается книга, убивается ее хранитель, его дом превращается в руины.
Но несколько интеллигентов, скрывшись в еще уцелевших лесах, нашли способ, позволяющий воскрешать в памяти однажды прочитанное. И у первобытного костра читают на память вслух друг другу книги последние интеллигенты, чтобы сохранить для будущих поколений сокровища человеческой мудрости.
Трудно придумать более мрачное пророчество. Если раньше фантасты мечтали о подводных лодках, б путешествиях на воздушном шаре вокруг Земли и - предел мечтаний - о полетах на Луну и Марс, то мечты современного американского фантаста столь пессимистичны, что хочется сказать: это предел! Это роковая черта. . . Даже средневековая инквизиция не дошла до мысли уничтожить все книги.
Одна из удивительных особенностей Современности заключается в том, что привычные, накрепко устоявшиеся понятия наполняются новым содержанием. Так, в один поистине прекрасный день давнее русское слово "спутник", прозвучав на всех языках мира, приобрело и для нас иное смысловое значение. Когда-то наши деды говорили про автомобиль, как про чудо техники; для нас же - создателей сверхзвуковых скоростей - автомашина, неторопко плетущаяся по шоссе, обычное средство передвижения.
Учитель. Начнём наш конкурс.
I. Конкурс “Разминка”
В течение 1 минуты команды по очереди отвечают на вопросы ведущего (1 балл за вопрос). Вопросы разминки:
1. Назовите русских и советских писателей-фантастов. (балл получает команда, назвавшая фамилию последней)
2. Как называются эти три определения? (на карточках каждой команде 3 закона роботехники:
1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
2. Робот должен повиноваться командам человека, если эти команды не противоречат Первому Закону.
3. Робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не противоречит Первому и Второму Законам. )
3. Кто из великих фантастов впервые сформулировал 3 закона роботехники? (Айзек Азимов)
4. Кто из советских писателей написал фантастический роман “Звезда КЭЦ”? Кому он посвящён? (А. Беляев. К. Э. Циолковскому)
Жюри оценивает первый конкурс. Звучит музыка
II. Конкурс “Хронология” (3 балла при верном ответе, за каждый неверный минус 0,5)
Задание участникам игры - записать в хронологическом порядке названия сборников Р. Бредбери
1920 1932 1950 1953 1957 2000 |
Родился Р. Брэдбери Первый рассказ Р. Брэдбери Выходят “Марсианские Хроники” Опубликованы сборник “Золотые яблоки Солнца” и роман “451 по Фаренгейту” Роман “Вино из одуванчиков” Награждение медалью Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу. |
Жюри оценивает второй конкурс. Звучит музыка из цикла Чайковского “Времена года”.
III. Конкурс “Прочтём вместе”
Команды инсценируют отрывок из произведения (2 балла).
Жюри оценивает третий тур.
IV. Конкурс “Блиц-турнир”
Команды без подготовки отвечают на вопросы ведущего (1 балл).
Вопросы командам: Ответьте на вопросы о персонажах
1. Кого напоминают персонажи передачи “Дом 2” (родственничков)
2. Дядя Клариссы считал, что все семнадцатилетние…? (сумасшедшие)
3. У каждого пожарного было на руке число 451. Что оно означало? (температура, при которой воспламеняется и горит бумага)
4. Какую книгу спас от огня Гай Монтег? (Библию)
Жюри оценивает ответы команд. Звучат стихотворения ……………………………………
V. Конкурс “Литературоведы”
А) Каждая команда в течение 3 минут готовит ответ на вопрос, пользуясь книгой (6 баллов – по 1 за каждый верный ответ).
1. Книги каких авторов сжигали в понедельник, среду, пятницу? (Эдна Миллей, Уитмен, Фолкнер с. 7)
2. Милдред мечтала о вещи, стоившй треть годового заработка Монтега. О чём она мечтала?(с. 18)
3. Кларисса считала, что Монтег не похож на других пожарных. Почему? (с. 20)
4. Почему Монтег ненавидел родственников Милдред?(с. 38)
5. Дед Гренджера говорил “Каждый должен что-то оставить после себя”. Что же?(с. 133)
6. Что скажет Монтег людям, когда придёт его пора? (с. 140) Из какого произведения эта цитата? (Из библии)
Б) Команды по очереди задают по три вопроса друг другу (1 балл).
Жюри оценивает пятый тур. Звучит музыка.
VI. Конкурс “Декламация”
Каждая команда по очереди читает наизусть понравившиеся стихи ………………………. . (2 балла).
Жюри оценивает шестой конкурс.
VII. Конкурс “Итоговый”
Команды дают ответ на вопрос “Почему так актуальна книга” (2 балла)
VIII. Подведение итогов турнира
Игры со зрителями. (баллы можно добавлять командам)
1. “В гостях у сказки”. (за ответ 0,5 балла)
Давным-давно, когда не было реактивных самолетов, вертолетов, водолазных костюмов и подводных лодок, не было телевизоров и даже электрических кастрюль и чайников, люди мечтали о том, чтобы человек мог подниматься в воздух и опускаться на дно морское, чтобы вода сама в дом пришла. а горшок без огня кашу варил. Шло время, сказки стали былью и чудеса превратились в умные машины, помощников людей.
Вы, ребята, читали и знаете русские народные сказки, знакомы и с новейшими достижениями нашей науки и техники. Я назову сказочные чудеса. вы отгадаете названия изобретений.
- Конек-горбунок (аэросани)
- Ковер-самолет (воздушный лайнер)
- Золотой петушок (радиолокатор)
- Чудо-зеркальце (телевизор)
- Перо жар-птицы (прожектор)
- Клубок нити, указывающий путь (компас)
- Садко с гуслями на дне морском (водолаз)
2. Восстановите повреждённый текст книги (за слово 0,5 балла)
– Вы, очевидно, наша новая соседка?
– А вы, должно быть. . . – она наконец оторвала глаза от эмблем его профессии, – пожарник? – Голос ее замер.
– Как вы странно это сказали.
– Я. . . я догадалась бы даже с закрытыми глазами, – тихо проговорила она.
– Запах керосина, да? Моя жена всегда на это жалуется. – Он засмеялся. – Дочиста его ни за что не отмоешь.
– Да. Не отмоешь, – промолвила она, и в голосе ее прозвучал страх.
Монтэгу казалось, будто она кружится вокруг него, вертит его во все стороны, легонько встряхивает, выворачивает карманы, хотя она не двигалась с места.
– Запах керосина, – сказал он, чтобы прервать затянувшееся молчание. – А для меня он все равно, что духи.
– Неужели правда?
– Конечно. Почему бы и нет?
Она подумала, прежде чем ответить:
– Не знаю. – Потом она оглянулась назад, туда, где были их дома. – Можно, я пойду с вами? Меня зовут Кларисса Маклеллан.
– Кларисса. . . А меня – Гай Монтэг. Ну что ж, идемте. А что вы тут делаете одна и так поздно? Сколько вам лет?
Теплой ветреной ночью они шли по серебряному от луны тротуару, и Монтэгу чудилось, будто вокруг веет тончайшим ароматом свежих абрикосов и земляники. Он оглянулся и понял, что это невозможно – ведь на дворе осень.
Нет, ничего этого не было. Была только девушка, идущая рядом, и в лунном свете лицо ее сияло, как снег. Он знал, что сейчас она обдумывает его вопросы, соображает, как лучше ответить на них.
– Ну вот, – сказала она, – мне семнадцать лет, и я помешанная. Мой дядя утверждает, что одно неизбежно сопутствует другому.
– Вы слишком много думаете, – заметил Монтэг, испытывая неловкость.
– Я редко смотрю телевизионные передачи, и не бываю на автомобильных гонках, и не хожу в парки развлечений. Вот у меня и остается время для всяких сумасбродных мыслей. Вы видели на шоссе за городом рекламные щиты? Сейчас они длиною в двести футов. А знаете ли вы, что когда-то они были длиною всего в двадцать футов? Но теперь автомобили несутся по дорогам с такой скоростью, что рекламы пришлось удлинить, а то бы никто их и прочитать не смог.
– Нет, я этого не знал! – Монтэг коротко рассмеялся.
– А я еще кое-что знаю, чего вы, наверно, не знаете. По утрам на траве лежит роса.
Он попытался вспомнить, знал ли он это когда-нибудь, но так и не смог и вдруг почувствовал раздражение.
– А если посмотреть туда, – она кивнула на небо, – то можно увидеть человечка на луне.
Но ему уже давно не случалось глядеть на небо. . .
Дальше они шли молча, она – задумавшись, он – досадуя и чувствуя неловкость, по временам бросая на нее укоризненные взгляды.
Они подошли к ее дому. Все окна были ярко освещены.
– Что здесь происходит? – Монтэгу никогда еще не приходилось видеть такое освещение в жилом доме.
– Да ничего. Просто мама, отец и дядя сидят вместе и разговаривают. Сейчас это редкость, все равно как ходить пешком. Говорила я вам, что дядю еще раз арестовали? Да, за то, что он шел пешком. О, мы очень странные люди.
– Но о чем же вы разговариваете? Девушка засмеялась.
– Спокойной ночи! – сказала она и повернула к дому. Но вдруг остановилась, словно что-то вспомнив, опять подошла к нему и с удивлением и любопытством вгляделась в его лицо.
– Вы счастливы? – спросила она.
– Что? – воскликнул Монтэг.
Но девушки перед ним уже не было – она бежала прочь по залитой лунным светом дорожке. В доме тихо затворилась дверь.
– Счастлив ли я? Что за вздор!