Сегодня перед различными образовательными учреждениями как никогда остро стоит задача формирования интереса и развития внимания к различным явлениям природы, так как окружающая природа оказывает воздействие на эмоциональную и интеллектуальную сферу ребенка не только своеобразием и красотой явлений, но и изменчивостью природных объектов и закономерной сменой явлений.
Экологическое образование предполагает, прежде всего, осознание человеком себя, как части природы, неразрывную связь с ней. Особое место в достижении данной цели занимает дошкольное детство. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру, его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к окружающему миру природы – все это является основополагающими факторами успешного экологического образования в ДОУ.
Решая задачи экологического образования в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существенные связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. (Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов- на -Дону, 2001. С. 111)
В нашем МДОУ № 67 “Лесная сказка” была предпринята попытка сформировать представления у детей старшего дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе через внедрение разработанной нами технологии. Результаты проведенной работы не претендуют на исчерпывающую полноту решения обозначенной проблемы, но являются конкретным шагом в её педагогическом осмыслении и вносят вклад в совершенствование процесса экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное содержание технологии определялось в соответствии с требованиями Региональной программы Е.В.Гончаровой. Экология для малышей.
Работа осуществлялась в 3 этапа.
Цель 1 этапа: формирование обобщенных представлений о явлениях природы в разное время года.
2 этап основной- включает в себя цикл мероприятий с детьми, родителями, направленный на формирование обобщенных представлений о приспособленности растений, животных и людей к изменениям среды.
3 этап посвящен формированию обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе ХМАО.
1 этап: С детьми проводился цикл занятий, целью которых было ознакомление детей с изменениями в неживой природе, развитие способности устанавливать связи и зависимости между изменениями в мире природы. Постепенно мы подвели детей к пониманию того, что от состояния погоды зависит не только состояние растений и животных, но и быт и труд людей.
На 2 этапе работа велась таким образом: с детьми систематически проводились наблюдения за погодой в разные сезоны, дети фиксировали эти изменения в портретах месяцев, прогнозировали, сопоставляли состояния объектов природы, составлялись рассказы по портретам сезона, что позволило детям увидеть последовательную смену образов объектов природы, причины их изменений.
Для усвоения детьми схематических изображений, были созданы карточки – схемы. С детьми и родителями в системе создаются совместные проекты на темы сезонных изменений.
Для составления рассказов о сезонных изменениях - модели, пиктограммы, использовались сюжетные картинки, картины.
На 3 этапе для усвоения детьми особенностей современного фенологического календаря и календаря года Югры, мы использовали адаптированную нами “модель года”, разработанную С.Н.Николаевой, что позволило детям понять климатические особенности растительного и животного мира нашего региона.
В процессе реализации технологии воспитатели Щербинина И.В., Грибач Е.И., знакомя детей с изменчивостью объектов природы, используют иллюстрации, наблюдения, экскурсии, походы (в теплое время года), гербарии местных растений, беседы, познавательные минутки, что позволяет воспитать интерес к родному краю, расширить представления об изменчивости природных объектов нашего региона в разные сезоны. Для того чтобы дети поняли особенности смены времен года Ханты-Мансийского округа, мы используем модель фенологического современного календаря и календаря Югры. Данная модель была модифицирована нами и успешно применена, что позволило детям увидеть разницу в смене времен года и их продолжительности в нашем регионе. На основе данной модели дети гораздо легче осваивают названия месяцев.
Модель представляет собой круг, в котором находятся цветные модели -круги месяцев. У каждого месяца своя цветовая гамма: весна - зеленая, лето - желтое, осень – красная, зима - синяя. В современном календаре каждый месяц имеет один цвет, а календаре Югры, так как в нашей местности весна, например, наступает не в марте а середине апреля, то данный месяц имеет двойной цвет - наполовину синий, наполовину зеленый.
Нами были разработаны методические рекомендации по работе с портретами сезонов.
В начале детям предлагается спрогнозировать изменения, которые могут произойти с объектами живой природы под воздействием сезонных изменений в неживой природе. Прогнозы зарисовываются на карточках, которые вставляются в портрет месяца для прогнозов. Затем с детьми в течение 3 месяцев систематически проводятся наблюдения за изменениями в живой природе, устанавливаются их причины. Все результаты фиксируются в портретах месяцев на карточках. Далее прогнозируемые и реальные результаты сопоставляются, анализируются детьми, делаются выводы. Реальные результаты наблюдаемых изменений переносятся в портрет сезона в виде рисунков детей, иллюстраций, аппликации. Когда портрет сезона готов, ребята с удовольствием составляют рассказы об изменениях в природе в данном сезоне. Все это позволяет сформировать представления детей о сезонных изменениях в природе.
Особое внимание мы уделяем работе с родителями: через созданную нами домашнюю игротеку, мы советуем, как правильно проводить досуг в природе с детьми, с чем можно познакомить детей, за чем понаблюдать, какую природоведческую литературу почитать, какие телепередачи посмотреть.
С большим интересом родители посещают экологические праздники, развлечения, принимают участие в их подготовке, большой интерес для родителей представляет “Экологическая гостиная”, где родители совместно с детьми реализуют экологические проекты, создают презентации, участвуют в экологических акциях и т.д.
Большое значение имеет активное участие родителей в совместных с детьми и педагогами проектах о временах года, изменениях в природе. Например остановимся на одном из них.
В группу к детям пришел Незнайка. Он одет не по погоде. На улице зима, а он собрался купаться. Дети пытаются объяснить ему, что зимой не купаются, т.к. холодно можно заболеть. Воспитатель предлагает детям рассказать Незнайке о временах года, изменениях в природе в разные сезоны. Дети пытаются, но рассказы бедны, незнайка ничего не понимает. Воспитатель с детьми советуется, что делать? Решают, побольше узнать самим и сделать Незнайке большую книгу об изменениях в природе. Дети делятся на подгруппы. 1 - решают спросить у родителей об изменениях в жизни растений в разные сезоны, 2 - посмотреть в энциклопедии об изменениях в жизни животных, 3 - посмотреть по телевизору познавательную телепередачу, 4 - понаблюдать за изменениями погоды, рассмотреть старые портреты месяцев. Дети постепенно приносят информацию оформленную с помощью родителей. Когда вся информация собрана, дети составляют рассказы по своим темам, которые воспитатель записывает, и все вместе оформляют большую книгу.
В назначенный день проводится презентация данного проекта, где дети рассказывают Незнайке, родителям об изменениях в природе. В конце книга дарится Незнайке.
Все это способствует обогащению словаря детей, развитию интереса к окружающей природе, ее изменчивости, а также бережное отношение к ней.
Постепенно у дошкольников появился интерес к изменениям в объектах природы, они ищут причины этих изменений. Свои впечатления дети отражают в портретах месяцев, портретах сезонов. По портретам составляются рассказы об изменениях в природе, происходящих в каждом сезоне. Данные рассказы объединяются в книги.
Итогом многогранной работы в нашем МДОУ № 67 г. Нижневартовска стало расширение и углубление представлений детей старшего дошкольного возраста о родном крае, об изменчивости природных объектов, а также сформированность представлений о сезонных изменениях в природе.