I. Рефлексия.
- Ребята, однажды мы с вами решили, что каждый урок русского языкадля нас - это увлекательное путешествие по великой стране “Речь”.
- Чем последнее время нам приходилось заниматься на уроках русского языка?
- Что начали изучать, какие секреты открыли? (начали изучать слова, называющие действия, открыли два набора личных окончаний, узнали их работу...)
- Расскажите то, что вы узнали об этой категории слов.
II. Орфографическая пятиминутка.
-Данные словосочетания замените одним словом-действием: (один ученик - у доски)
—Подберите синоним к этому слову. воин , , ед.ч., м.р.,'1зоинственно. - Что приходится защищать солдату?
Родину, , ед.ч., ж.р., В.п., словарное. 1—
- Подберите пару синонимов к этому слову Отечество, Отчизна - , отчий.
- Какие это слова?
- Какое чувство испытывает солдат, защищая Отечество? любовь- , ед.ч., ж.р., любовью.
солдат | Прочитайте предложенные слова. Что получится, если |
воин | собрать воедино, в определенной последовательности |
Отчизна | первые буквы этих слов? |
Отечество | |
любовь | слово |
- Родина, Отчизна, Отечество, любовь - это слова, несущие для любого человека, важное значение. Они значимы в жизни.
III. Постановка учетной задачи. Работа в группах.
- На каждом столе лежат тексты, надо их выразительно прочитать.
В.Шефнер. Сила слова.
(читает ученица)
- Какие слова использовал автор, чтобы воспеть “силу слова”?
(слова-действия неопределенной формы).
- Что вам известно об этих словах-действиях?
- Посовещавшись в группах, выпишите инфинитив в два столбика:
слова, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать?
Проверка, (зачитывают, дополняют)
- Все ли слова-действия из этого текста вы назвали? (написал, не смею, берегу)
-Что можете о них сказать? (отвечают устно)
- На что указывают личные окончания слов-действий в настоящем времени? (на число, лицо)
- Какую работу выполняют слова-действия в прошедшем времени? (на число и род)
- Образуйте инфинитив от слова берегу (беречь)
- Как надо правильно писать это слово? Почему? (это инфинитив, отвечает на вопрос что (с) делать? На до писать с мягким знаком)
- Как можно это изобразить схемой-моделью?
- Образуйте инфинитив от следующих слов-действий (работают в парах)
Проверка и вывод.
Физминутка (под музыку)
Учитель называет две группы слов: слова-действия, слова-признаки, при этом чередуя их, дети реагируют на слова-действия потягиванием с прогибом спины, сидя за партой, а на слова-признаки тихо ложатся на парту, на руки.
- Слово: убедительное, живое, трепетное, волнующее, занимательное, уместное, искреннее.
- Слово может: обогатить, растревожить, озадачить, успокоить, излечить, ранить.
- Продолжение работы в группах.
- Что вы узнали о написании слов-действий неопределенной формы с нулевым окончанием?
- А нет ли ещё слов-действий , в личных окончаниях которых тоже пишется мягкий знак?
- Ответьте, пожалуйста, на вопрос: “Без чего речь не молвится?”
- Предлагается игра “Собери пословицу”. На столах карточки с различными словосочетаниями из пословиц.
- Поработайте дружно, и, объединив правильно словосочетания, получите мудрое изречение-пословицу.
- Подумайте над пропущенными орфограммами, впишите их, объяснив написание.
- Слово скаж_ш? (1), как узлом завяж_ш? (1).
- Слова не сдерж_ш? (2)-честь потеря_ш? (1).
- Слово-не воробей, вылетит-не пойма_ш? (1).
- Скаж_ш? (1)-не ворот_ш? (2),
- Запиш_ш? (1)-не сотрет?,
- Отруб_ш? (2)-не пристав_ш? (2).
- Не посмотр_ш? (2)-не,увид_ш? (2),
- Не<расспрос_ш? (2)-не узна_ш? (1).
- Толоч? ... в ступе.
- Береч? как . . . ока.
- Что за слова-действия использованы в пословицах? (2 лица, ед. ч.)
- В чем особенность личных окончаний действий 2 лица, ед. числа?
(после шипящих пишется мягкий знак)
- Чем является мягкий знак для этих слов-действий? (показатель формы 2 лица, ед. числа).
- А что ещё за орфограммы вы вписывали? (безударные гласные в личных окончаниях).
- Как вы определяли, какую гласную надо писать? (по типу спряжения: 1 спряжение-е, 2 спряжение-и).
- Как мы схематично можем сделать вывод о написании мягкого знака в словах-действиях?
- У всех ли детей была работа с пословицами? (у одной группы-фразеологизмы)
- Что это за устойчивые выражения? (фразеологизмы). -Можете ли объяснить их смысл? (работают по словарю). -Объясните написание слов толочь, беречь.
IV. Вывод-итог по моделям.
- Когда в словах, называющих действия, надо писать букву мягкий знак?
V. Итог. Самооценка.
- Как вы поняли тему урока, оцените себя по шкале знаний (Зажги свою звездочку!)
(В группах-общие шкалы и дети фломастером ставят себе оценку, “зажигают звездочку”. Старшие групп это демонстрируют)
VI. Д.з. упр.226.
- Дома вы продолжите знакомство с народной мудростью-пословицами, закрепляя полученные сегодня зания.
Заключение
- Как вы думаете, все ли секреты написания мягкого знака в словах, называющих действия, мы открыли?
- Значит увлекательное путешествие по великой стране “Речь” продолжается.
(чтение хором четверостишия А.Ахматовой) ...
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем
И внукам дадим и от плена спасем. ;