Цели:
- Закреплять благоговейное отношение детей к Пресвятой Богородице, Помощнице и Заступнице всех христиан, Покровительнице земли Русской.
- Познакомить детей с историей возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
- Дать представление о внешнем виде, архитектурных особенностях, истории создания самых известных русских храмов, посвященных Покрову Пресвятой Богородицы.
- Учить детей видеть и понимать красоту в архитектуре, поэзии, музыке
Оборудование:
- Большая, хорошего качества икона или репродукция иконы Покрова Пресвятой Богородицы.
- Приложение 1: презентация.
- Музыкальные фрагменты православных песнопений.
- Видеофрагменты.
- Плакат с эпиграфом.
ХОД УРОКА
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный,
Тя бо виде святый Андрей на воздусе, за ны Христу молящуюся.
Величание в праздник Покрова
n Пресвятой БогородицыВ начале занятия ведущий читает стихотворение Светланы Высоцкой. (звучит колокольный звон)
Покров Богородицы\
Убывает день осенний,
Умолкает птичье пенье.
И сегодня выпал в срок
Первый беленький снежок.В этот день Андрей блаженный
Видел свет неизреченный:
Богоматерь во Влахернах
Богу молится о верных.Всех невидимым покровом
Благодатно осеняет
И в земном пути суровом
От несчастий сохраняет.
Прошлое — это бесконечная даль, и чем больше мы в нее вглядываемся, тем лучше видим, как глубоко в века уходят корни человеческой истории. Но бывают события, которые объединяют все столетия, все народы, и тогда время, безжалостно, на первый взгляд, отмеривающее земной человеческий путь, словно бы перестает существовать. К таким событиям принадлежит чудо Покрова. Оно произошло очень давно — историки до сих пор спорят, когда именно это случилось. Но так ли это важно, если то, что произошло темной ночью во Влахернском храме Константинополя, вообще не имеет времени.
Явившись опечаленным апостолам в Иерусалиме после Своего Успения, Матерь Божия открыла им, что будет вечно молиться за всех людей перед Престолом Господним.
В разные времена, в разных странах люди, нуждавшиеся в Ее заступничестве, получали от Пречистой Владычицы уверение в том, что Она слышит их молитвы и прошения о помощи, часто даже удостаивались видения Самой Богородицы.
Так, видели Ее в X веке в Константинополе молящейся за бедствующих жителей осажденного врагами города. Было это во Влахернском храме, где хранились как святыня части одеяния Пресвятой Богородицы: риза, покров и часть пояса, перенесенные туда в V веке из Палестины (слайд с изображением храма).
Видение Пресвятой Богородицы, молящейся за христиан и покрывающей их Своим Покровом, связано с именем святого Андрея, Христа ради юродивого (слайд с изображением святого Андрея)
На полвека раньше того события, с которого мы начали наш рассказ, в Царьграде-Константинополе, в доме вельможи Феогноста появился новый раб, мальчик-славянин. Он стал византийскому царедворцу не рабом, а воспитанником, названным сыном. При крещении назвали его Андреем.
Шли годы, мальчик вырос умным и ученым. Феогност нашел ему место дворцового писца. Но однажды утром Андрея увидели во дворе в разорванной одежде: юноша хохотал, разрывая на себе остатки платья, обличал всех подходивших к нему. Он как бы лишился разума, и ничего не помогало возвратить его в прежнее, привычное для всех состояние.
Опечаленный Феогност махнул на своего воспитанника рукой, отпустил его, и юноша пошел скитаться по Царьграду.(слайд с изображением Царьграда). Жил он подаянием, хотя никогда о нем не просил. По ночам молился на паперти Влахернского храма Пресвятой Богородицы за всех, кто гнал его прошедшим днем.
Люди видели перед собой безумца, но это была не болезнь. Сам Христос, явившийся Андрею в видении, послал юношу на горький подвиг юродства. Так и жил он в Константинополе много лет, по внешности походя на умалишенного, по сути же – будучи живым укором оскудевшим милосердием людям, их очерствевшим сердцам; став испытанием совести византийской столицы.
Однажды, особо холодной зимой, не имея пристанища, всеми гонимый, отчаявшийся согреться, юродивый Андрей замерз в снегу, но не умер, а был удостоен чудесного посещения Ангела Божия. Блаженный Андрей был на время взят в рай, где видел многих великих святых и подвижников, Самого Господа. Не встретил лишь Богородицы, Которой больше всего хотел поклониться. Святой Андрей получил объяснение, что Матерь Божия ушла в мир: помогать людям, утешать скорбящих.
Из райских обителей юродивый был возвращен в Константинополь. И вскоре увидел Богородицу не в раю, а на земле. Было это так. (слайд с изображением Константинополя)
Шла война. Огромное войско сарацин вторглось в пределы империи. И тогда православные вместе с базилевсом и патриархом собрались во Влахернский храм на ночное бдение. Тьма окутывала храм, только шум волн залива нарушал благоговейную тишину, все молились: “Пресвятая Госпожа наша Богородица, спаси нас!”
Вместе со всеми горожанами молились Андрей юродивый и верный ученик его Епифаний, ставший впоследствии шестьдесят седьмым по счету патриархом Константинопольским…(слайд с изображением Андрея и Епифания)
И вдруг словно не стало кровли храма, все озарилось дивным светом, и увидел Андрей Царицу Небесную, шествующую от царских врат. Ее окружали святые пророки, апостолы, Ангелы, славящие Пречистую хвалебными именами. А рядом с Богородицей, поддерживая Ее, шли Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. От лика Богородицы исходил неземной утешный свет. “Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящую о нас?” — спросил Андрей юродивый Епифания. “Вижу, святый отче, и трепещу”, — ответствовал тот. (слайд с изображением)
И видели они, как, преклонив колена, молилась Пречистая за христиан со всех концов земли, как, сняв с главы Своей подобно молнии блиставшее покрывало, распростерла его над молящимися. И стало покрывало столь огромным, что покрыло собою весь православный мир. “Видишь ли, брате?..” — “Вижу, святый отче…”
И пока стояла Пречистая во Влахернском храме, был ясно виден и Ее святой покров, а по отшествии Ее и покров сделался незримым. Было это чудо явлено в воскресенье 1 октября в царствование императора Византии Льва VI Мудрого. Точный год неизвестен и не так уж важен, ибо было это всегда и всегда пребудет — моление Пречистой о грешном роде человеческом. (слайд с изображением)
Много свидетельств чудесной защиты Богородицы и покрова Ее знал Константинополь. В ту самую ночь, когда простерла Она Свой покров над молящимися во Влахерне, бежали сарацины.
Пресвятая Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Святое имя, прибегающих к Его заступлению.
В память этого события установилась традиция празднования дня Покрова Пресвятой Богородицы.Слайд : Икона праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Показывая, что действие происходит в храме Божием, иконописец изображает внутреннее убранство храма: иконостас, царские врата, высокие своды храма, над которыми поднимаются многочисленные главы храма, купола которых увенчаны крестами. (слайды с изображением, видеофрагмент службы в храме)
Всмотритесь в икону, ее можно читать, как книгу, — именно так и делали наши пращуры. Всмотритесь, и вы увидите нефы и алтарь Влахернского храма, хоть сам он давно исчез с лица земли; увидите завесу, закрывающую знаменитый Влахернский образ Богородицы. Она обычно пишется в темно-красных тонах — в цветах императорского пурпура. В центре на амвоне —Роман Сладкопевец со свитком в руках, живший задолго до Андрея юродивого. Но и этот Андрей стоит рядом — в ветхом рубище, указывая потрясенному ученику Епифанию на дивное видение… Рядом с Романом Сладкопевцем — византийский император, Вселенский патриарх, иноки, народ, а надо всеми — Церковь небесная: пророки, святители, мученики… Среди них Иоанн Богослов и Иоанн Предтеча. Икона Покрова объединила всё — и мир небесный, и мир земной. И в самом средоточии иконы — Пресвятая Богородица, держащая в руках Своих благодатный покров. Он так велик, что свободно покрывает собою весь православный мир.
А еще выше — образ Того, к Кому обращены все взоры и все моления, — образ Спасителя.
Традиции почитания праздника Покрова Богородицы на Руси.
Случилось так, что праздник Покрова Пресвятой Богородицы православные начали отмечать не в Царьграде, где случилось само это чудо, а на Руси, где среди дремучих лесов и ледяных равнин жили непонятные для византийцев люди, чьи ладьи не раз появлялись в водах Босфора. Со времен Аскольда и Дира они изменились — крестились, приняв Православие, стали украшать свою землю великолепными храмами, писать дивные иконы, славить Пресвятую Богородицу и Предвечного Сына Ее.
И чудесное событие, случившееся некогда в Константинополе, стало для них великим праздником. Со временем именно наша страна, Святая Русь, приняла из дряхлевших рук тысячелетней Византийской империи светоч Православия и понесла сквозь века дальше, назвав свою столицу Москву Третьим Римом.
Великий князь Андрей Боголюбский (слайд) утвердил на Руси праздник Покрова Богородицы в 1160-х годах и тогда же воздвиг в честь него необыкновенный по красоте храм Покрова — в самом сердце своего княжества, в долине у слияния рек Клязьма и Нерль. Словно яркая свеча озарил он все последующее русское зодчество. Призывая на Русь покров Пречистой, великий князь Андрей украсил свой стольный град многими замечательными храмами в честь Богородицы. На краю горы во Владимире — огромный златоглавый Успенский собор. Над главными Золотыми воротами города — храм Положения ризы Богоматери… Но самый первый на Руси храм Покрова, что на Нерли, так и остался непревзойденным творением зодчих. (слайд: фотография храма Покрова на Нерли)
Борис Чичибабин
Храм Покрова
Мы пришли с тобой и замерли
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова,
Что не камен, а из света весь,
Из любовей, из молитв...
Много чудес совершил покров Богородицы на Русской земле. Тысячами Покровских храмов украсили ее русские люди. Помимо храма на Нерли уже в XII веке существовал Зверин монастырь в честь Покрова Богородицы в Великом Новгороде. Чтимые иконы Покрова имелись во многих городах и селах — в храмах и монастырях. В Москве это прежде всего Покровский собор (его называют еще храмом Василия Блаженного по имени погребенного в одном из его приделов московского юродивого), заложенный царем Иваном Васильевичем Грозным по возвращении из победного похода на Волгу (именно в праздник Покрова русское воинство взяло Казань), а также церковь Введения в Барашах, Покровский храм Красного села. Из русских обителей местночтимые образы во имя Покрова имелись в Покровском Паисиевом монастыре напротив Углича (затоплен водами Угличского водохранилища), в Дионисиевом Глушицком монастыре Вологодской губернии, в Покровском Добром монастыре близ города Лихвин Калужской епархии.(слайд: фотография, храма Василия Блаженного; звучит колокольный звон Благовест)
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы стал в России одним из самых любимых праздников. …В прошлые времена русские крестьяне, собрав урожай, готовились к свадьбам: “Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня молоду платком”. Девушки-невесты всегда ставили на Покров свечи перед иконой праздника — которая раньше поставит, та прежде и замуж выйдет. До Покрова крестьяне хранили пожинальник — последний сноп с последней сжатой полосы, на Покров же его торжественно выносили во двор и давали скотине, чтобы оберечь ее от зимней бескормицы и иных бед.
Многое, очень многое изменилось в нашей России за века и особенно за ушедшее ХХ столетие. Но и сегодня, в начале XXI века, остановитесь перед образом Покрова Богородицы — он есть в любом храме. Посмотрите на икону внимательнее, и вы увидите ожившую в линиях и красках человеческую историю и в то же время — святыню, как бы окно в другой мир, где нет ни времени, ни пространства. Где вместе с нами, ныне живущими на земле, возносят молитвы Всевышнему Богу Ангелы и святые всех времен и народов, и души благочестивых наших предков.
Каждый из православных христиан не раз ощущал и на себе Покров Пресвятой Богородицы, Ее помощь и защиту(видеофрагмент службы в храме)
Ведущий читает стихотворение.(звучит колокольный звон)
Иван Рутенин
Осень. Покров
Слякоть пусть и бездорожье,
Не грусти, потупя взор,
Ведь над нами Матерь Божья
Простирает омофор.От всего на свете злого
Лес и поле, и дома –
Покрывает все Покровом
Богородица Сама.
В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы нужно вспомнить, что в городе Шахты восстановлен Покровский храм . В "Ведомости о Покровской церкви города Александровска-Грушевского Донской епархии за 1909 год" дано описание Покровской церкви: "Она (церковь) кирпичная с такой же колокольней в одной связи, покрыта железом". Детальное описание Покровской церкви содержится в описи, составленной специальной комиссией Шахтинского волостного исполкома в 1922 году. В ней сказано: “Оная церковь одноглавая, при ней колокольня, здание кирпичное с деревянным сводом и куполом, внутри оштукатурена и выбелена известью. Снаружи не оштукатурена и не окрашена. Купол, крыша и колокольня покрыты демидовским листовым железом и окрашены охрянкой.”
8 сентября 1996 г. по благословению Его Высокопреосвященства Высокопреосвященейшего Пантелеимона, архиепископа Ростовского и Новочеркасского состоялось после семидесятилетнего перерыва состоялось учредительное собрание прихода собора Покрова Пресвятой Богородицы под председательством тогдашнего благочинного Шахтинского округа протоиерея Николая Уварова в присутствии протоирея Владимира Шевченко, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы х. Садки.
Первый престольный праздник вновь возрождающегося храма состоялся в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1996 г. К тому времени у общины не было своего помещения, и водосвятный молебен служился в стенах самого трамвайного депо под сводами разрушенного собора. Тогда сотни верующих пришли помолиться.
Реконструирован храм Покрова в станице Кривянская: 21 июля 1776 г. в станице была заложена первая деревянная православная церковь во имя "Покрова Божьей Матери".
В 1910 г. деревянную Покровскую церковь разобрали и передали хутору Новогрушевскому а на этом месте построили каменную.
(слайды храмов в г.Шахты, в станице Кривянская, звучит колокольный звон “На праздник торжества православия”)
Подведение итогов урока.
– Вспомните, пожалуйста, что обещала апостолам Пресвятая Богородица, явившись утешить их после Своего Успения?
– Получали люди подтверждения этого обещания Богоматери?
– А знаете ли вы, с именем какого святого связано это явление Пресвятой Богородицы и почему мы вспомнили о нем, начав разговор о празднике Покрова Божией Матери?
– Как иконописец передает, что действие происходит в храме Божием?
– Как мы можем узнать изображение Пречистой Владычицы Богородицы на иконе?
– Можно ли найти на иконе изображение блаженного Андрея и его ученика Епифания? Как узнать блаженного Андрея?
10. Завершение урока.
Урок окончен. Спасибо за работу.
Программное обеспечение:
- Microsoft Office Power Point 2003;
- Microsoft Office Word 2003;
- Sound Forge 8. 0;
- Realtek Sound Manager;
- ACDSee 9 Photo Manager;
- Mozilla Firefox.
ТО:
- Компьютер;
- Сканер;
- Принтер;
- Цифровой фотоаппарат;
- Видеокамера;
- Мультимедиапроектор.