На уроке практически реализуется метод моделирования – использование учебной модели "художественная картина мира", созданной для вуза Л.В. Романовой и адаптированной нами для музыкального обучения школьников. Следует отметить, что тема данного урока № 4 соответствует изучаемому программному материалу II четверти.
Целью открытого урока по авторской интегрированной программе “Диалог этномузыкальных культур” является развитие толерантности, уважения к инокультурным явлениям, развитие этнокультурных представлений, развитие диалогичности, умения находить общее в ценностях различных этнических культур на основе раскрытия национальных картин мира в музыкальном искусстве.
Задачи открытого урока:
- развитие представлений о художественной картине мира удмуртского и татарского, русского и европейского этносов;
- формирование этнокультурных представлений через восприятие и понимание музыкальных произведений;
- усвоение ценностных смыслов в искусстве родного и иных этносов посредством учебной модели "художественная картина мира";
- раскрытие роли жанров в формировании национальной картины мира;
- накопление полихудожественного тезауруса по тематике дисциплины.
Подготовка к уроку, оформление
В классе создана атмосфера музыкальной гостиной: перед учащимися представлена экспозиция картин художников разных народов (удмуртов и татар, русских и европейцев) о женщине-матери, семье; экспозиция аудиокассет, дисков, пластинок с записями музыки своего и иных этносов (удмуртов и татар, русских и европейцев), информационные конверты, справочники, книги и другая дополнительная литература по теме урока, плакат с учебной моделью "художественная картина мира"; творческие сочинения учащихся по теме: “Красивая мама”.
Музыкальное вступление.
Фоном начала урока может быть музыка, располагающая к теплому ходу беседы, например, фрагмент произведения "Грезы любви" Ф. Листа.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим разговор об образах-ценностях в музыке своего и иных народов. Мы откроем для себя как воплощается сфера "социум" образы мамы, семьи в традиционных представлениях народов разных стран? Мы с вами услышим музыку, которую поют детям мамы разных народов не только нашего региона – удмуртов, татар и русских, но и европейцев. У разных народов образы маминой любви, семьи вызывали самые восторженные чувства. Многие поэты, художники, музыканты воспевали образы маминой любви, семьи в произведениях искусства.
Давайте, послушаем, музыку удмуртского народа "Изь, нылы!" Г. Матвеева, сл. В. Ходырева, в переводе В. Ескина. Эта песня относится к жанру удмуртской музыки "Веттан гур" – "колыбельная".
Звучит "Изь, нылы!" Г. Матвеева, сл. В. Ходырева, в переводе В. Ескина.
Учитель: "Как, Вы думаете, какого народа музыка прозвучала?"
Ответы учеников: "Эта музыка удмуртского народа, мы ее узнали по характерной узкообъемной интонации, по языку".
Учитель: "Правильно, а понравилась Вам музыка удмуртского народа?"
Ответы учеников: "Да, очень понравилась", "понравилась".
Учитель: "Скажите, пожалуйста, какими бы Вы словами передали настроение в музыке удмуртского народа?"
Ответы учеников: "В этой музыке мягкое, ласковое, успокаивающее настроение".
Учитель: "Правильно, характер у музыки задушевный, добрый".
Учитель: "Что музыка изображает?"
Ответы учеников: "Убаюкивание, укачивание ребенка", "пожелание ему спокойной ночи перед сном".
Учитель: "Правильно, в музыке передается заботливое отношение взрослого к своему ребенку. Какая сфера образов в учебной модели "художественная картина мира" воплощается в данной музыке?".
Ответы учеников: "Воплощается сфера "социум", образы семьи". (Один из учеников показывает на плакате учебной модели "художественнная картина мира" уровень "социум").
Первый родитель: У удмуртов в семье очень любили детей и не отдавали предпочтения сыну или дочке, их одинаково любили[1]. "Один из удмуртских ученых Кузебай Герд отмечает, что "и к девочкам, и к мальчикам отношение было почти одинаковое, особенно если в семье уже есть дети: и мальчики и девочки. Но там, где нет детей, из чисто хозяйственно-экономических соображений ждут мальчика, как помощника, наследника… Но если рождаются одни мальчики, с нетерпением ждут девочку (будет помощница в прядении)" [5].
"Дети – предмет особой заботы удмуртов, не зря говорят: "Дом без детей мертв". Здесь сказывается как традиционная высокая привязанность и сердечная любовь к детям. Также проявляется жесткая хозяйственная обусловленность: без постоянного притока свежих сил, новых рабочих рук крестьянское хозяйство умирает. Мысль о детях как гарантии спокойной, обеспеченной старости сквозит и в одном из пасхальных заклинаний-молитв:"… И да даст нам Инмар детей в таком количестве, чтобы возле дома дом можно было ставить, рожденные нами дети пусть нас призреют… В знакомстве с хорошими людьми да пусть будем жить, в сытости, довольстве состаримся. В теплой избе, в своих постелях пусть закончим свою жизнь)" [7].
Учитель: Отношение взрослых к детям как к величайшей ценности широко отражено в пословицах, поговорках, песнях.
Первый ученик: "Бездетные супруги – сироты".
Второй ученик: "Дом детьми весел".
Третий ученик: "Двор скотиной красен, дом – детьми".
Учитель: "Вот лишь немногие краткие изречения из сокровищницы народной мудрости" [4].
Второй родитель: "Дороже детей ничто не ценится, и эту мысль народ выражал в своих песнях:
Златасеребра не надо
Если не взрастить детей [1].
"Считалось, чем больше детей, тем больше эту семью любят боги. В народе твердо знали: один ребенок – это ещё не ребенок, два ребенка – только полребенка, три ребенка – это уже ребенок. Не редкостью было в удмуртской семье более десяти детей. И пусть сложновато было жить, но каждому ребенку хватало доброго участия и слова. Обычно детей называли мой клубочек, мой голубочек, мой маленький, мой милый, доченька, сынок. В благополучной семье часто слышались эти слова" [2]. "В семейном общении удмурты, как правило, обходились в прошлом практически без имен, пользуясь стереотипными безымянными формами общения: старший брат, сноха, старшая по возрасту женщина, старшая сестра, младший брат, младшая сестра, брат деда и пр. "[8].
Учитель: "Давайте, исполним удмуртскую народную песню "Сизый, сизый голубок". Исполняется песня в характере колыбельной.
Учитель: "Рассмотрите картину "Матери" удмуртского художника А. Холмогорова. Передайте ваши чувства после увиденного на картине".
Ответы учеников: " Картина выполнена в теплых красках", "преобладают светлые тона, розовые", "общее настроение уютной домашней обстановки, любви отеческого дома".
Учитель: "Какие образы изображены в ней?"
Ответы учеников: "На картине изображены разные поколения матерей"; "появлению ребенка
– сына и внука, рады мать и бабушка".
Учитель: "Появление ребенка было важным и радостным событием в жизни молодой семьи. Его с нетерпением ждали, к нему готовились. Только что родившемуся устраивали "нуны сюан" – свадьбу младенца: новорожденный, по выражению удмуртского ученого В.Е. Владыкина, "как бы обручался со всем белым светом".
Показ видеозарисовки ритуального цикла "нуны сюан" (свадьба младенца) в исполнении хореографического ансамбля "Эктон корка" рук. А.Н. Прокопьева.
Третий родитель: "Родственники и соседи спешили в счастливый дом, где появился ребенок. Приходили не с пустыми руками, а с вкусным угощением и сердечной песней: поздравляли, славили родителей и напутствовали нового человека: "Да будет ребенок светелясен, как серебряная монета! Мальчику желали быть защитником оградой для государства!", девочке – доброй женщиной и матерью!" (Да будет суждено ей выйти замуж!). Каждому ребенку желали долголетия, большого счастья !" [2].
Учитель: Итак, главным в семье удмуртов считалась женщина, так как она выполняла большую часть дел по дому, одновременно справлялась с полевыми сельскохозяйственными работами, занималась воспитанием детей, была умелой хозяйкой-рукодельницей: ткала, вязала и др. Главным в воспитании детей были такие заповеди удмуртов: “Будь как народ, в одном ряду с другими” [6], т.е. воспитывалось подчинение коллективу, развивалось коллективное сознание у членов удмуртского традиционного общества.
Послушаем другую музыку.
Звучит "Колыбельная" И. Байтиряка (фрагмент в инструментальном исполнении).
Учитель: " Как, Вы думаете, музыка какого народа прозвучала?"
Ответы учеников: "Эта музыка татарского народа, мы ее узнали по характерному ладу – пентатонике, по орнаментированной мелодии".
Учитель: "Правильно, ладовая основа татарской музыки пентатоника, особенностью музыки является мелизматика, расцвеченное орнаментированное одноголосное пение".
Учитель: "Какое настроение в музыке?"
Ответы учеников: "Умиротворенное настроение"; "музыка протяжного характера"; "музыка прозвучала без пения, но можно представить себе как будто ласковую песню поет мама, склонившись над своим ребенком", "эту музыку можно назвать колыбельной, потому что в ней убаюкивающие интонации".
Звучит стихотворение "Молодая мать" татарского поэта М. Джалиля в переводе В.
Ганиева.
Учитель: Образы мамы, семьи у татарского народа отражаются в его пословицах, поговорках.
Четвертый ученик: К воспитанию ребенка в татарской семье родители относились серьезно. В народной татарской пословице говорится: "Хорошее воспитание – лучшее наследство". По татарским традициям в семье предпочтение отдавалось сыну, в образах-ценностях татар культ воина-защитника. По традиции главным в семье татар является отец, считается, что мама должна выполнять работу по дому и заниматься детьми, развивая в них такие качества и свойства, как честь, ум, нравственную чистоту, воспитанность и терпение.
Звучит "Колыбельная Светланы" из музыки к спектаклю "Давным-давно" Т. Хренникова (фрагмент в инструментальном исполнении).
Учитель: "Как, Вы думаете, какого народа музыка прозвучала?"
Ответы учеников: "Эта музыка русского народа, мы ее узнали по мелодии, которая берет начало от пения. Даже в инструментальной (фортепианной, оркестровой и др.) музыке мелодия как будто пропевается голосом. Характерные черты: протяжность (длинные музыкальные фразы в музыке у русских), распевность, широта, грусть. Широкие интервалы в музыке чередуются с постепенным движением мелодии вниз. Начало в музыке возникает неопределенно, в конце часто музыка растворяется и не имеет окончания".
Учитель: "Какое настроение в музыке?"
Ответы учеников: "Настроение в музыке нежное"; "характер успокаивающий у музыки".
Учитель: "Что выражает музыка?"
Ответы учеников: "Образы любви мамы к детям, к ближним".
Учитель показывает картину "Мать" К. Петрова-Водкина, обсуждает картину с учениками.
Учитель: "Давайте рассмотрим картину "Мадонна Литта" Леонардо да Винчи и поделимся впечатлениями о ней". Идет обсуждение на тему "Образ матери в картине итальянского художника".
Звучит "Колыбельная" В. Моцарта (фрагмент).
Учитель: "Как, Вы думаете, какого народа музыка прозвучала?"
Ответы учеников: "Эта колыбельная музыка австрийского композитора В. Моцарта, ее мелодия берет начало от речи, фразы в музыке недлинные, законченные, все упорядочено ".
Учитель: "Какие образы в музыке?"
Ответы учеников: "Образы колыбельной".
Учитель: "Чем отличаются интонации немецкой колыбельной от татарской колыбельной?"
Ответы учеников: "Интонации колыбельной у немцев построены на немецкой песенности, а у татарской колыбельной мелодия основана на пентатонике, у интонации монодийная (одноголосная) природа пения".
Учитель: "Издавна семья представляла патриархальную общность, организация в ней сводилась к подчинению семье, но руководство в семье принадлежало разным представителям пола. Поскольку, в традиционном понимании неслучайно выделены главы семейств, постольку, скорее всего, они и являются главными лицами в семьях европейцев. Главным в странах немецкого языка считалась роль батюшки-отца. В австрийской, как и в немецкой семье, т.к. Австрия считалась немецким княжеством, почитался Отец. Германия – “Отцова земля”, в семье главным является отец, а мать должна была поддерживать хозяйство, выполнять работы по дому и воспитывать детей".
Учитель: "Какая общая сфера образов рассматривается в прозвучавших произведениях искусства?"
Ответы учащихся. Один из учащихся находит и показывает уровень "социум" образ семьи на плакате с учебной моделью "художественная картина мира ".
Учитель: "Что общего и различного в музыке этих народов?"
Ответы учеников: "Общее в музыке разных народов – это общечеловеческие ценности семьи, матери. Различное – акценты в национальных ценностях, а также особенности их воплощения: лад, интонация, жанр, музыкальные инструменты и др."
Итог: " Общее – это то, что различные народы пишут музыку о вечных ценностях: семье, маме и др., но они по-разному воплощаются в музыке своего и иных народов.
Разница в акцентах в этих ценностях, а также в характерных средствах выражения национальной музыки. Любовь мамы у всех народов признается самой искренней, бескорыстной, всепрощающей, милосердной, всепобеждающей.
Далее учащиеся выполняют программированное (теоретическое) задание (ПЗ) на компьютерах. Ученикам предложено соотнести образы-ценности семьи, матери-женщины с национальными художественными картинами мира удмуртов (НацХКМ-удмуртов), татар (НацХКМ-татар), , европейцев (НацХКМ-немцев).
ПЗ программированное (теоретическое) задание
Соотнеси образы-ценности семьи, матери-женщины с НацХКМ-удмуртов, НацХКМ-татар, НацХКМ-немцев
В семье дети воспитывались по заповеди: “Будь как народ, в одном ряду с другими”.
Традиционные ценности семьи в воспитании воина-защитника.
Основное предназначение женщины – это воспитание детей и ведение хозяйства.
Главная в семье женщина, она продолжательница рода, она выполняет много работы и по дому и в поле, воспитывает детей, умеет рукодельничать.
Главный в семье отец
Звуковое программированное задание (ЗПЗ)
Цель ЗПЗ: научить выявлять особенности средств музыкального выражения в национальных художественных картинах мира.
Соотнеси звучащие фрагменты с НацХКМ-удмуртов, НацХКМ-татар, НацХКМ-русских, НацХКМ-немцев
Удмуртская народная мелодия “Гусь плывет” (фрагмент).
Обработки татарских песен “Соловей”, “Чижик” (фрагмент).
Римский-Корсаков Н. Хор (вступление) из оперы “Снегурочка” (инструментальный вариант) (фрагмент).
Штраус Й. “Весенние голоса” (фрагмент).
Домашнее задание: "Сегодня на уроке мы раскрыли традиционные представления о матери-женщине, семье, не у всех заявленных народов, чья музыка звучала на уроке. Поэтому Вам необходимо найти пословицы, поговорки, произведения музыкального или изобразительного искусства, раскрывающие представления русских о матери-женщине, семье".
Оценка деятельности учеников. Индивидуальная оценка каждому выступающему.
Оценка всему классу: "Молодцы! Спасибо за участие в уроке всем благодарным слушателям, зрителям, исполнителям!" Особую благодарность я выражаю родителям, которые готовились вместе с учителем, учениками к этому уроку и участвовали в его проведении.
В заключение урока учитель, учащиеся и родители поют песню "Красивая мама" Э. Колмановского, сл. С. Богомоловой.
Литература.
- Вельм, И.М. Этнические ценности и их роль в социализации этнофоров / И.М. Вельм // Культурное и художественное наследие в образовании: Сб. материалов. /Состав. В.Б. Кошаев. – УдГУ. – Ижевск, 2004. – с. 148 –159.
- Владыкин, В.Е. Религиозные верования // Удмурты: Историко-этнические очерки. Науч. ред. докт. ист. наук В.В. Пименов. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1993. – 392 с.
- Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов / В.Е. Владыкин. – Ижевск: Удмуртия, 1994. –384 с.
- Владыкина, Т.Г. Удмуртская фольклор: проблемы жанровой эволюции и систематики: Монография. – Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 1997. – 356 с.
- Герд К. Времена года: Рассказы, сказки. – Ижевск: Удмуртия, 1993. - 132 с.
- Гришкина, М. Ненасилие: архетипы и социокультурные доминанты восточных финно-угров / М. Гришкина / Этно-национальные доминанты в культуре и искусстве народов Урало-Поволжья: Сб. статей /Отв. ред. К.М. Климов. – Ижевск: Изд. дом “Удмуртский университет”, 2001. – С.56-62.
- Никитина, Г.А. Народная педагогика удмуртов. – Ижевск, 1997.
- Христолюбова Л.С. Стереотипы общения и социализации личности // Традиционное поведение и общение удмуртов: Сб. ст. - Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1992. - С. 31- 42.