Цель: раскрыть сущность понятия “коллектив”, “коллективизм”, формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе.
Ход классного часа
1. Организация класса. Эмоциональный настрой.
Звучит песня “Когда мои друзья со мной” (сл. М. Танича, муз. В.Шаинского).
На доске эпиграф:
“Дружба — главное чудо всегда,
Сто открытий для всех нас таящее.
И любая беда — не беда,
Если рядом друзья настоящие!”
Наше занятие начнем с гимнастики мимики и жестов.
- Улыбнитесь друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- Пожмите дружески руки друг другу.
2. Сообщение темы занятия.
К нам в класс пришли гости. Они хотят познакомиться с вами поближе. Начнем с портрета класса.
Портрет класса
Рост нашего класса 35,26 см.
Вес 735,8 кг.
Нам 239 лет
У нас 52 глаза, из них карих - 6, серых - 4, голубых - 10, зеленых - 1.
У нас 26 носов, 26 ртов, 52 уха.
Прически, которые любят носить дети нашего класса: у шести мальчиков короткие стрижки, трое из них лохматые, семь девочек носят хвостики, пятеро заплетают косички.
У нас 10 братьев, 6 сестер.
Мы любим и братьев меньших, у нас: 12 кошек, 5 собак, есть рыбки и хомяк.
В свободное время мы рисуем, танцуем, поем, плаваем в бассейне, катаемся на коньках, играем на баяне, играем в футбол, хоккей, занимаемся боксом, рукопашным боем.
- О чем не сказано в характеристике класса?
(Это только внешняя сторона. Не говориться о жизни класса, о взаимоотношениях.)
Обо всем об этом мы и будем вести разговор.
Тема классного часа: Один — за всех, и все — за одного.
3. Работа с понятиями.
- Вы пишете сочинение на эту тему, какие слова возьмете опорными?
Ребята поработали с толковым словарем Ожегова, они зачитают значение некоторых названных слов.
Дружба — близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Коллектив — группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.
Взаимопомощь — помощь друг другу.
Товарищ — человек, близкий по общности взглядов, деятельности, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.
4. Работа в творческих группах.
Чтобы более глубоко разобраться в этом вопросе, попробуем решить жизненные ситуации и, исходя из них, сделать важные выводы. (Ситуации инсценируют дети).
1 гр.
За углом школьного двора после уроков два лохматых типа поджидают ребят. Появляется группа третьеклассников.
- Стоять! Не рыпаться! - командует лохматый и хватает за шиворот первого.
- Деньги есть? Живо вытряхивай карманы!
Пять мальчиков смирно стоят и ждут, пока идет этот мерзкий обыск.
- Как поступить в такой ситуации?
- ходить другой дорогой;
- убежать;
- сказать старшим;
- самим попробовать справиться.
2 гр.
На школьном утреннике Клоун — на сцене!
Острит он неплохо,
Скажет словечко —
И слышится хохот.
Школа взрывается -
Залпами смеха:
Клоун — первоклассница! -
Ну и потеха!
Хохот девчонок
Особенно звонок!Но не смеется
Одна из девчонок.
Что-то нахохлилась
Эта девица:
Мне не охота
От смеха давиться!
Шепчутся девочки:
Ей не до смеха:
Танька не терпит
Чужого успеха.А. Барто
- Какое качество (черта характера) может помешать дружбе? (Не терпит чужого успеха.)
З гр.
За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней.
У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.
- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.
- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.
- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.
Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.
- В чем была их ошибка?
(Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.)
- После обсуждения предложенных ситуаций, выведите основные законы коллективной жизни.
Законы дружного коллектива:
*Умей радоваться успехам другого.
*Предлагай помощь товарищу. Не оставляй его в беде.
*Утешь, поддержи товарища, когда у него неудача, только делай это правильно.
Вы вывели три закона дружного коллектива. Естественно, это не все законы, по которым живет дружный коллектив.
Потренируемся в их выполнении.
4. Тренинг.
*Выразите одобрение по поводу успеха одноклассника в какой-то области
(учебе, спорте...).
*Утешьте в связи с какой-то неудачей... Поддержите.
*Предложите помощь в учебе...
5. Игра “Волшебный стул” (по Н.Е. Щуровой).
Цель: развивать интерес к человеку, формировать положительные качества личности; учить видеть хорошее в человеке.
В дружном коллективе видят не только и не столько недостатки, а главное, видят достоинства друг друга.
Давайте поучимся замечать хорошее (положительное) у своих одноклассников. А поможет вам в этом “волшебный стул”.
На “волшебный стул” приглашается один из участников игры: как только он садится, “высвечиваются” и становятся очевидными только все его достоинства; присутствующие рассказывают о том, что видят их глаза: называют качества (умный, добрый, внимательный...); дают поведенческие характеристики (он всегда помогает, к нему можно обратиться с просьбой...); говорят о внешних достоинствах, например: красивые волосы.
(“Волшебный стул” позволяет говорить о товарище как бы со стороны, придает элемент таинственности игре, на ребенка смотрят как бы впервые.
Эти упражнения помогают детям обрести уверенность в себе, позволяют осознать себя как носителя достоинств, изменяют положение ребенка в классе, переориентируют внимание детей с “недостатков” на “достоинства”).
6. Итог.
Вот еще один волшебный предмет — это весы.
Они помогут нам “взвесить” все положительное и отрицательное в нашем коллективе. Тем самым дадут возможность увидеть, насколько дружен наш коллектив.
(На доске изображены весы. На чаши весов “кладем” “+” и “-”.)
В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина “Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.
А теперь подарите друг другу песню “Вместе весело шагать”.