Концептуальное обоснование программы.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
Актуальность проблемы повышения уровня безопасности человека сегодня очевидна. Состояние здоровья зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его образа жизни, а также от здоровой окружающей среды.
Решение этой проблемы возможно только через образование. Необходимо обучать всех людей (и особенно подрастающее поколение) безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде.
В процессе учебной деятельности на первый план выдвигается задача формирования у обучающихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека, о выработке у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих и приобретению способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях.
А вот чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Кризис в сфере образования, отсутствие мировоззренческо-идеологических основ и единых концептуальных положений в патриотическом воспитании требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов воспитательной работы. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина. Пора, наконец, разобраться: о чем мы говорим и что делаем, когда объявляем, что воспитываем у наших детей патриотизм? По мнению современных ученых и педагогов, оно имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.
Основания для проблемности в патриотическом воспитании не педагогические, а глубоко социальные. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим формировать человека в нравственном, патриотическом, гражданском воспитании, необходимо создавать проблемные ситуации, требующие от школьника анализа сложных явлений, определения, защиты своих позиций и умения конструктивно взаимодействовать с иными позициями.
Решение этой важной задачи возможно через интеграцию учебно-воспитательной деятельности на уроке и в системе дополнительного образования, усиление роли уроков гуманитарного цикла, обновление форм внеклассной и внешкольной работы. Но особую эффективность, на мой взгляд, эта деятельность может принять при условии расширение рамок воспитательного пространств урока, через выстраивание отношения партнерства учебного заведения со всеми субъектами социума (социальными институтами воспитания).
Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года определена исключительная роль семьи в воспитании ребенка. В связи с этим было не лишним обратиться к богатейшим традициям семейной педагогики, истории семьи, участия ее членов в Великой Отечественной войне, в общественной жизни страны – все это поможет решать воспитательные задачи. Велика и неоценима роль социума и различных социальных институтов воспитания в патриотическом и гражданском становлении детей и подростков.
В Концепции модернизации российской системы образования определена важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующего развитию склонностей, способностей, интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи. Дополнительное образование является сегодня одной из самых динамических образовательных систем – постоянно обновляется его содержание, методы, формы с детьми и подростками. Работа учителя становится творческой и интересной, именно в этой системе учитель обретает надежных партнеров и помощников в деле воспитания детей и подростков.
Воспитательная система школы – это открытая система. Поэтому проблема взаимодействия образовательного учреждения и среды, выстраивание социальных отношений является актуальной, а главное в этой деятельности - это объединение усилий общеобразовательных, социальных, государственных структур, совместная деятельность которых может гарантировать качество воспитательного процесса по гражданскому, патриотическому воспитанию подрастающего поколения, привитие ему вкуса к здоровому образу жизни.
Ключевые слова
Семья – это малая социальная группа, начальная форма организации личного быта.
Как социальный институт, семья выполняет разнообразные функции: хозяйственно-бытовую, эмоциональную, первичного социального контроля, воспитательную, социализации. Именно в семье протекает большая часть жизнедеятельности ребенка, закладываются основы его дальнейших отношений с миром, т.е. начинается процесс воспитания.
Воспитание – управление процессом развития и формирования личности через создание для этого благоприятных условий.
Среда – это то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития. Средой считается всё то, среди чего в окружающем мире находится субъект развития. Поэтому первым шагом в управлении взаимодействием школы и среды является:
- изучение среды;
- выявление её воспитательных возможностей;
- поиск способов использования воспитательного потенциала среды.
Можно выделить четыре основных типа социокультурных ситуаций местности, в которых может находиться школа:
- Сохранились культурно – исторические традиции и относительно высок уровень социокультурного фона (“школа в культурном центре”).
- Культурно – исторические традиции сохранились, но уровень социокультурного фона низок (“школа в бывшем очаге культуры”).
- Культурно – исторические традиции отсутствуют, но уровень современного социокультурного фона относительно высок (“школа в потенциальном очаге культуры”).
- Культурно – исторические традиции и современный социокультурный фон отсутствует (“школа в культурной пустыне”).
Учитывать возможности среды – значит принимать во внимание её свойства:
- как и в чём посредствует среда субъекту развития;
- что и как опосредует среда в развивающейся личности, в детском коллективе;
- как воздействует среда на развитие личности в моральном, социальном, психофизическом планах.
Средовый подход – совокупность принципов и способов использования воспитательных возможностей среды в личностном развитии школьников.
Социум – большая устойчивая социальная общность, характеризуемая единством условий жизнедеятельности людей в каких-то существенных отношениях и, вследствие этого, общностью культуры.
Социальная среда – категория, служащая для обозначения “совокупности общественных, материальных и духовных условий существования и деятельности человека”. Социальная среда представляет собой ту часть общественного бытия и общественного сознания, которая окружает личность и оказывает на нее определенное воздействие.
Личность складывается не просто под воздействием социальной среды, а во взаимодействии с нею. Активным связующим звеном между личностью и социальной средой выступает деятельность. В результате общественной деятельности формируется и сама социальная среда.
Социальные институты воспитания в современных условиях нашего общества включают в себя: семью, систему дошкольных детских учреждений, систему народного образования (школа, ПТУ, техникум, вуз), систему воспитательного взаимодействия в трудовых коллективах, систему воспитательного воздействия в рядах армии, систему воздействия юридических органов, систему средств массовой информации и пропаганды, систему культурно-просветительских учреждений и зрелищных заведений, систему воспитательной работы по месту жительства граждан, систему воспитательной работы в общественных и кооперативных организациях.
Взаимодействие – связь явлений; система отношений связи, взаимозависимости между людьми и общественными группами; взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели, решения общих задач.
Главным признаком согласованной или совместной деятельности является общая цель совместной деятельности. Именно к цели как идеально представленному общему результату стремится общность индивидов.
Партнерство – система сотрудничества, организованная на принципах равенства, добровольности, равноценности и дополнительности всех участников совместной деятельности в достижении общей цели и результатов.
Комплексная программа содержит следующие принципы:
1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики социоцентрического по направленности и авторитарного воздействия на родителей и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными усилиями нам удасться решать воспитательные задачи.
2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями, членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей различных социальных институтов воспитания.
3. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать полноправными участниками жизнедеятельности учебного заведения.
4. Принцип выбора: родители, члены общественности, представители социальных институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий, происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания (школьный компонент), форм и способов организации воспитательного процесса.
Определенные как основные, данные принципы лежат в основе образовательной деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации программы, ее функции и направления.
Векторы деятельности:
- Формирование единой воспитательной позиции всех субъектов образовательной деятельности по гражданскому, патриотическому воспитанию и здоровому образу жизни
- Формирование патриотического сознания и гражданского поведения
- Формирование правовой культуры и гражданского сознания
- Формирование коммуникативной культуры
- Формирование опыта творческой, учебно-исследовательской деятельности
- Формирование опыта социально-значимой деятельности
- Формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья школьников
Цель программы – создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей и подростков, для освоения знаний о здоровье и здоровом образе жизни, гражданского и патриотического становления детей и подростков, формирования патриотического сознания и гражданского поведения, выстраивание воспитательного пространства на основе взаимодействия и партнерства школы и социальных институтов воспитания.
Школа как центра гражданского и патриотического воспитания в условия малого населенного пункт (села) - такова общая цель этой совместной деятельности.
Задачи:
- Обеспечение на административном уровне необходимыми ресурсами (нормативными, кадровыми, идейными) осуществления программы, активное внедрение в практику работы педагогического коллектива основных положений программы.
- Формирование общей позиции всех членов педагогического коллектива в отношении взаимодействия с родителями, общественностью и представителями институтов социального воспитания для решения поставленной цели.
- Осуществление самодиагностики на предмет готовности к широкому сотрудничеству и выстраиванию партнерских отношений по решению гражданского, патриотического воспитания детей и подростков.
- Изучение среды – малого населенного пункта, выявление ее воспитательных возможностей, поиск способов использования воспитательного потенциала среды.
- Комплексное изучение возможностей семей учащихся с целью выявления особенностей взаимоотношений и сотрудничества.
- Проведение внутришкольного мониторинга по отслеживанию эффективности и полезности взаимодействия и партнерских отношений школы, семьи, общественности, социума.
- Создание единого воспитательного пространства на территории проживания детей и подростков - муниципального образования Большекалмыкское мо Киреевский район Тульской области.
- Объединение усилий всех институтов социального воспитания для реализации задач воспитания и образования детей и подростков.
Механизмы функционирования программы
Комплексная программа патриотического и гражданского воспитания, формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья детей и подростков на основе социального партнерства призвана выполнить следующие функции:
- Интегрирующую: содействие соединению в одно целое усилий школы и всех субъектов социальных институтов воспитания по созданию благоприятных условий для образования и воспитания детей и подростков;
- Регулирующую: она связана с упорядочиванием общей системы работы образовательного учреждения с родителями, населением села, институтами социального воспитания;
- Защитную: направлена на комплексное изучение семей, среды воспитания и обеспечение социально-значимой деятельности;
- Корректирующую: осуществление психолого-педагогической коррекции проблемных ситуаций воспитания детей в семье, поведения в общественных местах, наличие вредных привычек.
Построение эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса необходимо вести в двух направлениях:
- подготовка педагогического коллектива к деятельности в новых образовательных условиях (педагогические советы, круглые столы, учеба классных руководителей, проблемные семинары и т.п.);
- взаимодействие с родителями, субъектами различных институтов социального воспитания через такие виды деятельности как соуправление, информирование, сотрудничество.
Соуправление – участие родителей, общественности села, институтов социального воспитания в управлении образовательным учреждением через органы соуправления (Попечительский совет, Совет школы). Все субъекты совместной образовательной деятельности должны быть реально вовлечены в обсуждение и решение важнейших вопросов обучения и воспитания детей и подростков. Умение анализировать, обобщать, применять обобщение как руководство к действию – это самая сущность педагогического руководства.
Особое внимание стоит уделить изучению и анализу воспитательного потенциала среды, найти пути его использования в воспитательном процессе:
- знакомство с компонентами среды для получения живых впечатлений, цельных представлений, правильных понятий и верных суждений;
- использование тех компонентов, качеств и свойств среды, которые ранее не задействовались, не ценились, не учитывались, хотя и замечались ранее;
- восстановление прерванных связей не только со своим историческим прошлым, но и почему-либо утратившим значение настоящим;
- нейтрализация отрицательных тенденций, явлений, угрожающих стабилизации среды;
- повторение, заимствование тех или иных культурных образцов среды, потребность в которых диктуется задачами воспитания.
Информирование.
В управлении взаимодействием школы и институтов социального воспитания важна проблема информационного обеспечения, а значит, и проблема методов сбора информации. Сбор качественной, надёжной, достоверной информации необходим для анализа воспитательного потенциала среды и поиска путей его использования в воспитательном процессе. Методы сбора информации: целенаправленное педагогическое наблюдение, имеющее конкретные задачи и продуманную программу; различного рода опросы анкетирование; ретроспективный анализ, проводимый с помощью выпускников школы; анализ официальных документов; анализ общественного авторитета; естественный эксперимент.
Сотрудничество – организация совместной культурно-досуговой, творческой, социально-значимой, спортивной, трудовой, шефской, поисковой деятельности. В современных образовательных условиях важную роль играют различные институты социального воспитания. Очень важно умело использовать потенциал их деятельности в совместной работе по гражданскому и патриотическому воспитанию детей и подростков.
Взаимодействие школы и различных институтов социального воспитания возможно только при овладении методикой контактного взаимодействия, которая включает несколько стадий:
- поиск контактов;
- поиск общей темы для разговора;
- установление общих требований к воспитанию ребёнка;
- упрочение сотрудничества в достижении общей цели;
- реализация индивидуального подхода к воспитаннику;
- совершенствование педагогического сотрудничества;
- поиск новых современных форм совместной деятельности на основе партнерских отношений.
Особое внимание уделить управлению взаимодействием школы и среды, это даёт возможность для использования воспитательного потенциала среды в личностном развитии детей: в их изучении как объектов воспитания, в прогнозировании их развития, в проектировании и реализации среды на воспитанника и воспитанника на среду.
Совместная деятельность должна быть направлена на реализацию воспитательно- развивающих, охранно-оздоровительных, формирующих и контролирующих задач.
Концептуально-модельное представление программы, включающее основные теоретико-методологические положения дополняет социально-педагогический проект, который определяет основные направления работы и реальные действия по реализации программы.
Проект рассчитан на пятилетний срок работы, тем не менее, он позволяет вносить корректировку по мере его осуществления (2005-2009 гг.) (см. Приложение № 1)
Модель реализации программы
1. Содержание образования.
В патриотическом воспитании значительная часть самого его содержания – исторические, культурные, личностные проблемы.
Чему будем учить и какие качества личности воспитывать.
Мы будем формировать патриотическое сознание и гражданское поведение; развивать нравственные качества, такие, как гуманизм, совесть, честь, достоинство, долг, принципиальность, ответственность, товарищество, коллективизм, доброта, стыд, уважение к людям, милосердие через создание проблемных ситуаций, социально-значимую деятельность, акции и проекты.
Будем формировать опыт социального поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; нравственные привычки, нравственное сознание, основными категориями которого является нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этические оценки.
2. Формы организации деятельности учащихся: уроки Мужества, социально-значимые акции, создание совета Дела, НОУ, поисковых групп, деловые и спортивно-военизированные игры, необходимые для создания условий для выражения личностной, патриотической и гражданской позиции учащихся.
Активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности воспитанника, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д.)
3. Материальная база: учебно-методический комплекс по программе ОБЖ, кабинет ОБЖ, спортивный зал, уголок Боевой Славы, спортивный городок, материально-техническое обеспечение уроков ОБЖ, компьютеры, мультимедийные учебники)
4. Ресурсная база: преподаватель-организатор ОБЖ, учитель физкультуры, заместитель директора по воспитательной работе, вожатая, специалист по охране труда, социальный педагог.