Педагогическая мастерская по физике "Давление" (пишем текст)

Разделы: Физика


ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме “Давление”.
  2. Добиться более глубокого осознания (понимания) “давления” как физического понятия.
  3. Показать практическую значимость понятия “давление” в жизни человека.
  4. Развивать умения учащихся рассуждать, мыслить логически, анализировать, расширять кругозор.
  5. Работать над формированием целостного представления об окружающем мире.
  6. Развивать интерес учащихся к физике как к науке.
  7. Воспитывать уважение к ученым-физикам и к тем открытиям, которые были сделаны человечеством до наших дней.
  8. Воспитывать в учениках уверенность в своих силах; создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика.

План урока.

  1. Организационный момент, 2 мин.
  2. Определение цели урока, 3 мин.
  3. Основная часть урока, 30 мин.
    • определение ассоциаций с понятием “давление”;
    • работа над составлением предложений о давлении;
    • составление вопросов о давлении;
    • работа с текстами, их анализ;
    • работа над сочинением “Человек и давление”.
  4. Подведение итогов урока, рефлексия, 5 мин.

Ход урока

“Ученый изучает природу не потому, что это полезно: он изучает ее потому, что это доставляет ему удовольствие, потому, что она прекрасна…”

Ж. Пуанкаре

Здравствуйте, ребята. Мы сегодня вместе с вами побываем не просто в классной комнате, а в мастерской. Давайте подумаем, если это мастерская, то как называются люди, которые там работают? (Мастера).

Мастера всегда что-то мастерят, вот и мы с вами должны будем смастерить текст, но текст, связанный с физикой.

Начнем урок необычно. У меня на доске находятся три слова: давление, акустика, колебание (слова напечатаны, набор слов-терминов может быть любым, на данном уроке: колебание, энергия, давление). Что означают эти слова? С каким понятием вы наиболее знакомы? (Давление; слово выбирается после обсуждения).

Давайте теперь дадим определение этого термина. (Учащиеся дают определение “давления”). В научной же литературе оно определяется так: “Давление – сила, действующая на какую-либо поверхность; степень упругости газов и жидкостей; давление – это физическая величина, характеризующая действие перпендикулярных к поверхности сил, с которыми одно тело действует на поверхность другого”.

Итак, разговор в нашей мастерской мы поведем о давлении.

А теперь я предлагаю вам положить перед собой листочки, которые я для вас приготовила, и в самом центре обвести свою ладонь с широко расставленными пальчиками. В центре ладони крупно напишите слово “давление”. А теперь подумайте, проговорите несколько раз про себя это слово и определите, с какими словами, словосочетаниями и понятиями оно ассоциируется. Запишите их на пальчиках обведенной ладони. (Дети пишут).

Давайте проверим, что у нас получилось; вы по очереди будете читать полученные слова и словосочетания, а все остальные будут слушать и дописывать наиболее им понравившиеся, если не хватает пальчиков, можно дописать на самой ладони. Слушайте внимательно, чтобы не повторяться. Я тоже буду записывать ваши выражения на доске. (Следуют ответы учащихся; на доске появляется запись: зависит от силы, зависит от площади, растет с глубиной, измеряется в паскалях, распределяется действие, можно изменять, сила, действующая на поверхность, действует перпендикулярно, атмосферное давление, низкое давление, высокое давление, провалился в песок, глубоководные рыбы, подводные лодки, давление крови и т.д.) (Хожу по классу, корректирую работу учащихся, при необходимости делаю подсказки) А я в свою очередь хочу добавить следующее: закон Паскаля, опыт барометр и др. (Дописываю свои выражения, если не хватает характеристик, названных детьми).

Ребята, послушайте, что у нас получилось. (Зачитываются слова и словосочетания с доски). Давайте выберем наиболее значимые ассоциации и составим из них предложения. (Учащиеся записывают на листочках). Выберите, пожалуйста, из записанных вами самое удачное на ваш взгляд предложение, можно два, и прочитайте его вслух. (Читают по желанию, но не менее 10-12 предложений).

Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши предложения. Судя по ним, тему “Давление” вы усвоили хорошо.

А как Вы думаете, откуда взялись эти научные сведения и факты в учебниках физики, в энциклопедиях? Кто их придумал? (Ученые).

Правильно, человечеству потребовались сотни лет, чтобы ученые отгадали те загадки, которые загадывает нам природа. Несмотря на то, что многое уже известно, некоторые факты остаются для нас загадками, которые разгадывать придется вам, будущему поколению. Мне кажется, вам уже сейчас хочется задать ученым какие-то интересующие вас вопросы по теме урока и получить на них ответы.

У нас в гостях сегодня один находится из ученых (на доске прикреплен плакат с портретом ученого), и своё желание мы можем осуществить. У Вас на партах лежат колбочки (вырезаны из бумаги), на обратной стороне вы можете записать возникшие вопросы и адресовать их ученому (Дети пишут вопросы и опускают их в конверт, размещенный на доске рядом с портретом ученого).

Ученый готов ответить на ваши вопросы, давайте послушаем его. От имени ученого буду говорить я. (На себя надеваю мантию и шляпу). Итак, первый вопрос. На этот вопрос я могу ответить сразу….А над этим вопросом надо еще подумать. (Зачитываются все вопросы). Ой, а это какой хороший вопрос: “Для чего люди должны знать, что такое давление?” Я предполагала, что такой вопрос должен у вас возникнуть и думаю, что вы можете на него ответить сами, но прежде, чем ответить на него, я предлагаю прослушать тексты, которые я принесла с собой, и которые помогут вам на него ответить. (Достаю сказки Г.Х. Андерсена, и два напечатанных текста, читаю их по очереди):

Первый текст из хорошо известной вам сказки: “Жил-был принц, и хотелось ему взять за себя принцессу, но только самую настоящую. Вот он и объездил весь свет, а такой что-то не находилось. Принцесс-то хоть отбавляй, но вот настоящие ли они?

Раз вечером разыгралась непогода; молния так и сверкала, гром гремел, а дождь лил как из ведра; ужас, что такое!

Вдруг в городские ворота постучали.

У ворот стояла принцесса. Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо на носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая принцесса!

“Ну, уж это мы узнаем! – подумала старая королева, но не сказала ни слова и пошла в спальню там она сняла с постели все тюфяки и подушки и положила на доски горошину; поверх горошины постлала двадцать тюфяков, а еще сверху двадцать пуховиков.

На эту постель и уложили принцессу на ночь.

Утром ее спросили, как она почивала.

- Ах, очень дурно! – сказала принцесса. – Я почти глаз не сомкнула! Бог знает что у меня была за постель! Я лежала на чем-то таком твердом, что у меня все тело теперь в синяках! Просто беда!

Тут-то все увидели, что она была настоящею принцессой.”

А второй текст из художественного произведения: “Стояла чудесная погода. Ярко светило солнце. Тихо набегал легкий ветерок.

Я, как завороженный, любовался набирающим весеннюю силу лесом, меняющим краски полем, лугом, пасекой, наслаждался таинственной тишиной оживающей природы.

Но вдруг царствующую тишину нарушил гул мотора. Я оглянулся. Огромный, красивый трактор-гигант, как хозяин, медленно плыл по полю, величественно передвигая вперед свои тяжелые гусеницы. Казалось, что земля под ним прогибается, стонет от тяжести.

Как верный паж следует за ним сверкающий на солнце плуг, бережно режет своим острием ровные пласты земли, переворачивая их вверх, как бы исправляя погрешности своего хозяина – трактора.

Я вдруг подумал: “Какое все же огромное счастье жить на этой земле и любоваться ее красотой!”

А вот третий текст, я думаю, вы сразу догадаетесь откуда: “Всем хороши гусеничные машины, но у них немало недостатков. Они губительны для шоссе, переуплотняют и разрушают при движении без дорог почвенный слой. Больше всего страдают от проутюжки гусеничными тракторами пашни. Из-за большого веса тяжелых гусеничных машин земля на полях уплотняется на большую глубину.

Вот почему конструкторы широко используют колесную технику.”

Прослушав эти тексты, ответьте на вопрос сами “Для чего же люди должны знать, что такое давление?” (Без знания о давлении, мы не сможем пользоваться штамповкой деталей; не сможем учесть зависимость роста давления с высотой или глубиной; не сможем построить высотные дома; даже режущие и колющие предметы: иглы, ножи, ножницы не сможем использовать в быту и др.). Да, действительно, человеку необходимы знания о давлении, чтобы двигать прогресс вперед, делать новые открытия и изобретения. И, я думаю, что вы со мной согласны.

Кроме того на уроке мы написали много красивых слов и предложений о давлении, которые помогут вам справиться с самой главной задачей нашего урока. Я предлагаю вам, используя материалы урока, написать небольшое сочинение на тему “Человек и давление”, предлагаю вам побыть учеными, философами, писателями. (Учащиеся пишут на листах).

Что же у нас получилось? Кто хочет прочитать первым? (Учащиеся читают по желанию).

Время нашего урока подошло к концу. В заключении мне хотелось бы узнать, что полезного унес каждый из вас сегодня с урока, что понравилось и запомнилось вам на уроке, что вы унесете с собой?. Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. А мне понравилось работать с вами. И закончить урок я хочу замечательными словами Ж. Пуанкаре: “Ученый изучает природу не потому, что это полезно: он изучает ее потому, что это доставляет ему удовольствие, потому, что она прекрасна…”

Задумайтесь, пожалуйста, на одно мгновение, тишина, думаем и осмысливаем…. (Пауза). На этом наш урок закончен.

Используемая литература

  1. Л.С. Выготский. Собрание сочинений. Т.2. М.: Педагогика, 1982.
  2. В.О. Ключевский. Неопубликованные произведения. М: Педагогика, 1990.
  3. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Ч. 1: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2007.
  4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Ч. 2: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2007.
  5. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Ч. 3: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2007.
  6. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Ч. 4: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2007.
  7. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Ч. 5: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов пед. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Изд-во “Учитель”, 2007.
  8. А.М. Матюшкин. Теоретические вопросы проблемного обучения. М.: Советская педагогика, 1981.
  9. Окунев А.А. Как учить не уча. – СПб: Питер Пресс, 1996. – 448 с. – (Серия “Новое образование”).