Цели:
1. Воспитание любви к родному краю, к его богатствам через сказы П.П.Бажова - певца земли уральской.
2. Формирование умения анализировать, систематизировать известный материал, сопоставлять образы героев.
3. Развитие высоких эстетических чувств учащихся, идеалов красоты, поиск гармонии в мире природы.
Ход занятия
Звучит песня “Когда говорят о России”.
(Ребята слушают песню, затем ученица читает стихотворение )
Во дворе пурга в окно стучится.
В комнате уютно и тепло.
Мне сегодня что-то вдруг не спится,
Ночь уж на дворе стоит давно.
Начинает мама сказы
О хозяйке, что живет в горе.
Вижу я Данилушку – и сразу
Ящерки мелькнули на заре.
Вижу я, как девочка Татьяна
На шкатулку новую глядит,
Как горы хозяйка Северьина
Заковала в древний малахит….
И от этих сказов стало снова
на душе так тепло и светло.
В дальний домик дедушки Бажова
На Урал меня перенесло.
Ведущий: Думаю, что все догадались: о ком пойдет речь. Конечно, о Павле Петровиче Бажове и его сказах. Павел Петрович родился в дружной трудовой семье. Его отец и дед были горными рабочими, а мать – искусной кружевницей. Мальчиком он видел тяжелый труд тех, кто добывал и обрабатывал камни и руду, видел и мастерство умельцев, превративших мертвый камень в произведение искусства. Рано научился ценить мастерство, уважать золотые руки и честные сердца. И конечно, с малых лет будущий писатель полюбил и запомнил уральские “тайные сказы” - передававшуюся из уст в уста волшебную историю этих мест. Взрослым человеком Бажов продолжал собирать уральский фольклор: работал учителем, а летом путешествовал, слушал, записывал предания горных рабочих и старателей, изучал историю края, народные ремесла, собирал пословицы и поговорки. Это мирное занятие Павел Петрович оставил в 1917 году. Он вступил добровольцем в Красную Армию, участвовал в борьбе с белогвардейцами, вел большую партийную работу, трудился в редакциях разных газет. В это время он начинает писать и собственные произведения. Бажову было 45 лет, когда он выпустил в свет первую свою книгу “Уральские были” - очерки о прошлом сысертских заводов; и без малого шестьдесят – когда он взялся за создание “Малахитовой шкатулки”. Первое издание вышло в свет в 1939 году, а потом писатель пополнял книгу новыми сказами до последних дней своей жизни. Среди них вы найдете и “Медной горы хозяйку”, и “Живинку в деле”, и “Серебряное копытце”, и “Синюшкин колодец”, и другие сказы.
Ведущий 1: Много сказов написал П. П. Бажов. Мы познакомились только с некоторыми, но и они заинтересовали Вас, оставили в душе свой след. Вот мы вас сегодня и испытаем: хорошо ли Урал наш знаете, сказы наши слыхали ли? Дружбу, смелость да мастерство ваше проверим. Славен Урал наш богатствами земельными да людьми умелыми.
Но, бывало, и здесь водились людишки, до золота жадные.
Вот я хочу спросить Вас, а как вы, драться станете ли за золото?
……
Нет, говорите?
Правильно сделаете. А чего за него драться? Только не всякая драка человеку в покор, за иную и наградить можно. Вот я вам сейчас драться и предлагаю. Только не по-настоящему, а чтоб ловкость, дружбу да смекалку свою проявить. Согласны? Ну-ка, кто знает, как парнишечек зовут, кои в сказе о “Голубой змейке” за золото подрались?
…….
Правильно сказали (Ланко и Лейко). А что такое артель, знаете?
…..
Вот ваша артель и будет Ланки Пужанки, а ваша Лейки Шапочки. (выдать таблички с назван. арт.) А что вы знаете об этих героях?
…..
Чья артель камней золотых больше наберет, та и надежнее.
И в беде не оставит.
Соревнование.
Ведущий 2 : А какая артель назовет больше сказов Бажова?
(идет соревнование)
Ведущий 1: А сейчас проверяем домашнее задание.
Каждая артель готовила сценку из какого-либо сказа.
Одна артель представляет, а другая должна угадать.
(Сценки из сказов)
Ведущий 2 : Ну, а кто-нибудь из вас слыхал про бабку Синюшку да про ее колодец ?
…..
(Вопрос 1 артели) - Как произошла первая встреча Ильи с бабкой Синюшкой?
…..
Проверим (посмотрим д/ф “Синюшкин колодец”).
Ведущий 1: Многие из того колодца водицы испить хотели, да нелегко это сделать, колодец-то не простой. А среди вас нет ли удалых, кто из того колодца ковшичком воды зачерпнуть попытается? (Приглашают от каждой артели по одному мальчику, вручают по ковшику).
Ведущий 2: Прыгайте с кочки на кочку. А как на последнюю кочку.
Прыгнете, ковшичком-то и зачерпните из колодца. Коль с кочки упадете, то уж больше в колодец лезть не положено. (Идет игра. Если эта пара не справилась, то вызывается другая).
Ведущий 1: А сейчас зададим вопрос для 2 артели.
- Как бабка Синюшка испытывала Илью богатством?
Проверим…(посмотрим д/ф “Синюшкин колодец”).
Ведущий 2: Этот сказ Вы знаете, а вот как с другими обстоят дела.
Прослушаем звуковую запись. Вопрос для 1 артели
Из какого сказа звучит отрывок?
Назовите героев этого сказа.
…..
(Вопрос для 2 артели) Следующий отрывок.
Продолжите сказ дальше…..
Ведущий 1: Любила Танюшка, Степанова дочь, разбирать каменья дорогие, кои в шкатулке малахитовой Хозяйка Медной горы Степану подарила. А есть небось и среди вас девушки, которые тоже не прочь наголовники, бусы да кольца поглядеть? (Пригласить по 2 девочки от артели)
Ведущий 2: Вот вам шкатулки малахитовые. Что по сердцу придется, надевайте. Которая из вас лучше к своему наряду убор подберет, ту и камушком наградить можно. Наряжайтесь. Спешить некуда – получше в шкатулке-то поройтесь. (идет конкурс).
Ведущий 1: Пока девушки наряжаются, мы проведем турнир смекалистых.
Вначале отвечает на 8 вопросов одна артель, а затем другая.
(Вопросы для 1 артели)
- Как стали звать Федюньку после встречи с Огневушкой-поскакушкой? (Тюнька-поскакушка)
- Сколько раз Ланко и Лейко видели голубую змейку, (3 раза).
- Имя героя сказа “Каменный цветок”. (Данило).
- Чем “Серебряное копытце” отличался от других козликов?
(рожками).
- Как звали приемного отца Данилы-мастера?
(Прокопьич).
- Какой поминок оставила бабка Лукерья Илье?
(Перышки).
- Как звали сестру Лейко Шапочки?
(Марьюшка. Голубкова невеста).
- Как звали кошку Даренки? (Муренка).
Ведущий 2 : Вопросы для 2 артели.
- Как звали девочку в сказе “Серебряное копытце”?
(Даренка).
- Сколько раз появлялась Огневушка-поскакушка?
(3раза).
- Что подарила Танюшке зеленоглазая женщина, научившая ее
Шить шелками да бисером? (Пуговицу)
- Имя героя в сказе “Медной горы хозяйка”?
(Степан).
- Как звали старика в сказе “Серебряное копытце”?
(Кокованя),
- Имя героя, который завидовал Илье в сказе “Синюшкин колодец”? (Кузька Двоерылко).
- Сколько перышек осталось Илье в наследство от бабки?
(3 штуки).
- Какую цену запросила Настасья за малахитовую шкатулку?
(200 руб).
(Подводим итог)
Ведущий 1: А ну-ка, девушки, покажитесь. Вон какие вы стали красивые.
Тоже толк в каменьях знаете.
(Награждаются)
Ведущий 2: Ну а Данилу-мастера помните, который цветок каменный сделал?
- Как называется этот сказ?
…..
Сделал каменный цветок, но не доволен мастер своей работой. Он хочет создать такой каменный цветок, чтобы он был как живой. И он добивается, мучается, ищет...
Он пытается повторить природу, но из этого ничего не получается. Сделал Данила чашу, как у дурман-цветка, а не то… “не живой стал цветок и красоту потерял…”
И идет Данила за помощью, за подсказкой к Хозяйке Медной горы, просит показать каменный цветок.
Показала Малахитница чудесный цветок.
Ведущий 1: А среди вас нет ли мастеров, кои к поделкам каменным прилежные? А коли есть, выходите по мастеру от каждой артели, Вот вам камень. Погляжу, кто из вас лучше цветок каменный изладит. Да не спешите: не на быстроту цветок ладьте, а на красоту.
(Идет игра. Участники собирают вазу из отдельных деталей).
Ведущий 2:
В моей земле богатства скрыты.
Она и золото хранит.
И рядом с медью малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдешь в ней много по приметам:
Цветных камней, не только руд,
Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом - изумруд.
Темны кристаллики агата,
Душисты грани хрусталя.
И знаменита и богата
Моя Уральская земля!
Ведущий 1: По разнообразию полезных ископаемых наша область занимает одно из первых мест в России?
- Чем богата наша Уральская земля?
…..
Ведущий 2 : А сейчас мне надобны артельнички, которые камни наши уральские знают (Угадать камни).
Подводим итог.
Ведущий 1: Ну, пора поглядеть, чья же артель дружнее да ловчее была. Сосчитаем, сколько золотых каменьев у кого?
Дружнее-то оказалась артель…
Ведущий 2: В сказах о мастерах писатель познакомил нас с Хозяйкой Медной горы, с горными мастерами, которых она обучала, с ящерками. В его сказах появляется Великий Полоз - огромный змей, во власти которого все золото, дочки Полоза- Змеевики, бабка Синюшка, которая охраняет колодец с камнями- самоцветами, голубая змейка, Огневушка- поскакушка, козлик Серебряное Копытце.
А теперь давайте подумаем:
Каким людям они помогают?
- Кому приходят на помощь?
…….
Правильно, только тем, кто трудолюбив, кто живет честно, не стремится разбогатеть любой ценой. Они помогают людям, которые ищут руду и золото, работают в рудниках и на приисках, настоящим мастерам, которые волнуются за свое дело, стараются сделать его лучше, найти что-то новое, всегда стремятся вперед. Если человек остается равнодушным, ничего не ищет, не открывает, работает с холодной душой – нет ему места в сказах, не интересен он писателю.
Ведущий 1:
На белом бланке телеграммы
Темнеет траур скорбных строк
А он живой глядит из рамок
Глядит далеко за горы
Где в зимнем солнце серебрится
Полей заснеженный простор,
И плавок яркие зарницы,
И очертанья дальних гор…-
Как будто видит росный берег,
И людей высокий взлет…
И трудно до сих пор поверить,
Что в дом хозяин не войдет.
…Буран свистел у окон где-то.
Крепчал мороз еще сильней.
Зимой бывало до рассвета
Горел огонь в его окне…
Всегда тропа вилась у входа,
Не зараставшая травой.
Он в светлой памяти народа
Останется всегда живой.
И будут были жить веками
В чудесном малахите строк,
И не поблекнет, не завянет
Волшебный Каменный цветок.