(Оформление доски).
Портрет Высоцкого, украшенный гвоздиками, рядом написаны слова:
“Носил он совесть близко к сердцу”.
(Песни: “Песня о друге”, “Он не вернулся из боя”, “За меня невеста отрыдает честно” исполняют учащиеся под аккомпанемент гитары).
Задачи литературно-музыкальной композиции:
1. Приобщать учащихся к богатству литературы.
2. Развивать у учащихся способности эстетического восприятия.
3. Воспитывать эстетический вкус и гражданскую идейно-нравственную позицию учащихся.
4. Воспитывать речевую культуру.
5. Воспитывать культуру слушания.
Ведущий
- Есть имена, при упоминании которых на душе становится теплей. Среди таких имен - В. Высоцкий.
Коренной москвич, родился 25 января 1938 года. В Москве, готовясь к очередному концерту, умер от инфаркта. Сейчас в квартире на Малой Грузинской все, как было при нем.
Старинные настенные часы замерли на десяти минутах пятого. Здесь, на рассвете, 25 июля 1980 года остановилось сердце Высоцкого.
Ученик читает стихотворение “Высоцкому” (Вилли Токарев. )
- На Ваганьковском кладбище похоронен Поэт.
До сих пор я не верю,что его уже нет.
Говорил он стихами-как никто никогда!
И такое сказал бы-да случилась беда.
Спохватились, забегали, сбили шапки долой
те, что чудо поэта гнали грязной метлой.
Он стерпел унижения и обиды стерпел,
Только песню, что начал, до конца не допел.
(Включается видеофильм с похоронами Высоцкого. )
Ведущий
- 20 лет прошло после его смерти. Улеглась острая боль. Пришла память с привкусом горечи.
Высоцкий мелькнул над землей ослепительной вспышкой, как падающая с неба звезда, сгоревшая до срока, но оставившая в наших душах неизгладимый след.
В память о великом поэте, композиторе, актере Владимире Высоцком мы проводим сегодня литературно-музыкальную композицию.
(Звучит стихотворение “Когда я отпою и отыграю”. )
(Звучит песня “За меня невеста отрыдает честно…”).
Ведущий
- Первые отклики в печати на его песни были сердитыми. Его обвиняли в романтизации уголовного мира. Для Высоцкого же сочинение псевдоблатных песен было игрой. Молодой актер как бы учился говорить от имени социального слоя, к которому никогда не принадлежал.
Мещане видели в песнях Высоцкого знакомые картинки из собственной жизни. Они с восторгом принимали их автора за своего. “Вани”, “Зины” бурно веселились, слушая “Диалог у телевизора”.
(Разыгрывается сценка по стихотворению “Диалог у телевизора”).
Ведущий
Прошло время. Мальчик, поющий всему миру, превратился в умудренного жизненным опытом человека, знающего, что такое боль и гнев, любовь и сострадание. Стало очевидно:его песни - не увеселение.
Ведущий.
- Военная тема занимала в его творчестве одно из важных мест. Слушая песни Высоцкого, можно сказать, что этот человек прошел ад войны, испытал горечь разлук, отчаяние потерь На многое в военной теме он взглянул по-новому, сказал так, как до него еще никто не говорил.
(Звучат стихотворения: “Братские могилы” и “Песня о Земле”).
Ведущий
- Тема преодоления - одна из главнейших. Преодоление горной вершины, глубины морской.
Собственных слабостей.
(Звучит песня “Песня о друге”).
Ведущий
- Стихотворение “Я не люблю”-программное для Высоцкого. Оно содержит перечень ненавистных поэту черт современного человека.
(Звучит стихотворение “Я не люблю”).
Ведущий
Люди по разному оценивают Высоцкого как певца, артиста театра, кино. Но в оценке стихов мнения почти не расходятся: они правдивы, честны. Он не умел лгать и не мог молчать.
- Главное в его творчестве - быть с людьми вместе, т. е. не около и не рядом, и смотреть на них не со стороны, не свысока и не снизу. Он считал, что стихи должны войти не в уши, а в душу.
А для этого в стихах надо говорить о том, что волнует людей (о любви и ненависти, о времени и борьбе, о рождении и смерти). Запретных тем для него не существовало.
- Он себя не щадил, как будто чувствовал: времени мало. Поэтому так много успел за 42 года на сцене, в поэзии, кино, на эстраде.
- Свыше 800 песен, около 30 ролей, в том числе, 12 главных. Концерты не подсчитаны.
(Звучит стихотворение “Последний приют”).
Звучит песня Высоцкого (на ваше усмотрение).
Ведущий
- В его песнях заключена громадная энергия. Она передается тем, кто их слушает. Надо лишь учиться слушать певца. Он сам рассказал о себе в своих песнях.
(Видеозапись о Высоцком).
Звучат песни в исполнении В. Высоцкого, в исполнении учащихся.