Место урока в курсе: первый урок; вводный.
Цели урока:
- познакомить школьников с предметом геометрии (а так же с разделами: планиметрией, стереометрией), историей возникновения данной области знаний; показать применение геометрических законов в современной жизни (в том числе в современном естествознании);
- разъяснить схему конструирования Евклидовой геометрии (аксиоматической теории); ознакомить учащихся с постулатами альтернативных геометрических теорий (геометрия Лобачевского, проективная и сферическая геометрия);
- ввести понятия “аксиома”, “теорема”, “лемма”, “следствие”;
- ввести новый материал (основные понятия геометрии; обозначения; отношение “принадлежности”);
- знакомство с возможностями “Живой математики”;
- использовать пакет прикладных программ “Живая
математика” при первичном закреплении
материала:
- с целью закрепления базовых понятий; увеличения объема предлагаемого к изучению материала за более короткое время;
- с целью рассмотрения на высокоточных чертежах изображений более сложных фигур и мгновенных выполнений измерений и вычислений;
- с целью повышения мотивации, интереса, самостоятельности в исследовательской деятельности;
- с целью повышения речевой и мыслительной активности школьников;
- с целью создания положительного мотивационного фона уже в самом начале изучения нового предмета;
- с целью обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода в обучении;
- использовать пакет прикладных программ “Живая математика” для выполнения практической работы (первичный контроль).
- обеспечить работу с дополнительным уровнем (путем решения стыковочной задачи (геометрия-комбинаторика) повышенной трудности);
- обеспечить ученикам возможность самостоятельного изучения некоторых понятий.
Ход урока
- Оргмомент.
- Исторический экскурс (рассказ с элементами беседы).
- Схема конструирования геометрии (на доске и в тетрадях с разъяснениями).
- Работа с iBook под руководством учителя (построение и обозначение точек, лучей, прямых (в том числе параллельных и перпендикулярных), отрезков. Измерение отрезков, углов. Анимация фигур (со следом и без). Формулирование определений).
- Работа с iBook самостоятельно (практическая работа с элементами исследования “Построение треугольника АВС с заданными углами. Теорема о сумме углов треугольника (для любого треугольника)”); с выводами.
- Решение задачи повышенного уровня (комбинаторно-геометрическая).
- Выводы по уроку (в форме вопросов с дополнениями учителя).
- Постановка домашнего задания (с комментариями).
Выводы по уроку:
- запланированный материал изучен (причем с решением резервной задачи!);
- достигнуты значительное повышение доли активности и самостоятельности школьников (при очевидном повышении мотивации);
- осуществлена пропедевтика изучения дальнейших тем (в обзоре за счет значительного сокращения времени при использовании КТ);
- частично купирован страх перед контрольными заданиями.