Школьный дендрарий как средство воспитания любви к природе родного края

Разделы: Внеклассная работа


Надо знать жизнь природы, чтобы уметь переделывать ее по-своему, распоряжаться жизнью растений и животных.

В. Бианки

1. Немного об истории школьного дендропарка.

Наша школа общеобразовательная. Главное для нее – разностороннее развитие детей. Была введена система эколого-географического воспитания.

В 1962 году в ноябре месяце вошли в прекрасное здание школы учителя и ученики. Само расположение школы – в лесу, в отдалении от жилых массивов горного поселка Лоо, территориальная нестесненность, поспособствовали тому, что рядом со школой возник дендропарк. Здание школы было на скалистом грунте, земля вокруг школы - привозная, нужно ее было укреплять и осваивать. Другая причина связана с тем, что в 60-е годы приоритетным было профессионально-трудовое обучение учащихся. Школа готовила прежде всего кадры для сельского хозяйства – овощеводов, чаеводов, цветоводов-декораторов. Требовалась соответствующая база подготовки. Но это все не главное. Основная причина закладки парка - неудержимое желание энтузиастов заложить на территории школы лесопарк. Одним из таких инициаторов была учительница школы Тамара Алексеевна Дорошенко, ныне пенсионерка. Несмотря на слабое здоровье она и сейчас поддерживает со школой тесные отношения, часто помогает добрым советом, интересными предложениями.

Сейчас профиль образования меняется, но значение дендрария более возрастает.

Первая посадка относится к весне 1963 года. Сосны, секвойи, пихты были посажены тогда. И красавец кедр гималайский, которого ожидала необычная судьба. Он был посажен между двумя корпусами школы. Позже здесь была построена столовая, но дерево строители не тронули, оно так и растет внутри помещения, вырываясь могучим стволом наружу. Дети любят это дерево, посещая столовую, поливают его, по нашему школьному поверью этот кедр приносит счастье. Со временем парк стал наполняться

большим количеством разнообразных растений, лесопарк перерос в дендропарк. Сейчас площадь дендрария занимает около 1,5 га.

В 1983 году ареал нашего школьного дендропарка вошел в состав Сочинского национального парка. Как распределяются растения на этой, прямо скажем, немалой площади?

2. Видовое разнообразие растений.

В нашем дендропарке высажено более 120 видов растений, привезенных из самых разных мест. “Ботаническое чудо”, по выражению одного из учеников, страстного природолюба никогда не теряет своего изумрудного наряда, ибо здесь собраны многочисленные вечнозеленые кустарники и деревья. Парк круглый год сохраняет зеленое убранство, в любое время года в нем цветут растения. Хвойных пород в дендрарии более 20 видов. В основном, это “прищельцы” из Северной Америки, нашедшие здесь свою вторую родину: туя, секвойя вечнозеленая, а также кипарисы из Средиземноморья. Есть и очень редкие виды: пихта кавказская, сосна пицундская, тисс ягодный, гинкго двулопастный и др. Расположение растений мотивируется не только эстетическими критериями. Мы заботимся о познавательной целесообразности посадок, удобстве проведения экскурсий.

Для показа особо интересных растений многие из них, особенно кустарники, посажены либо поодиночке, либо целыми коллекциями. Например, глициния китайская, спирея Вангутта, форзиция свисающая, багряник (иудино дерево), дейция шершавая. Благодаря своим разнообразным, красивым по форме и по окраске цветам, пьянящему запаху, они стоят в первом ряду декоративных кустарников. В период массового цветения воздух напоен устойчивым ароматом этих цветов.

Все это является богатейшим материалом и базой для проведения обучения учащихся биологии, экологии, декоративному цветоводству. Учащиеся получают знания по систематике растений, знакомятся с разнообразием декоративных растений и уходу за ними.

Базой для осуществления практической направленности обучения биологии, экологии, кубановедения в нашей школе является:

Дендропарк – 1,5 га, в котором:

  • кустарников – 42 вида, деревьев- 48 видов, из них хвойных- 20 видов, цветочных форм и комнатных растений – более 30 видов (на каждое растение имеется свой паспорт);
  • цветники;
  • парники;
  • участок для начальных классов.

Эти растения создают изумрудный фон парка, его круглогодичный наряд, придают этому уголку природы величественную, строгую красоту, прилегающей к школе территории.

Особое значение в цветочной палитре дендропарка имеют растения листопадные. Цветочный календарь парка особенный. Он непрерывен и как бы олицетворяет этим сад вечной весны. Самые пышные праздники устраивает природа в марте, апреле, мае.

Работает клуб “Цикламен”. Девиз клуба:

Если горы в цветах,
А вокруг чистота,
Значит мы утверждаем –
Царит красота!

Направления клуба:

  1. Биологическое
  2. Лекционно-экскурсионное
  3. Историко-географическое
  4. Дендрология
  5. Туртехника
  6. Краеведческое

3. Экскурсию ведут юннаты.

Немало интересной и важной информации дают экскурсии по шести взаимодополняющим маршрутам. Нами разработано шесть маршрутов по дендропарку. Они выделены по ботаническому – хвойные, лиственные породы, кустарники – и географическому принципу – природа Черноморья, природа Кубани, экзотические и редкие растения. Долго и тщательно из числа учащихся отбиралась группа экскурсоводов. Это ребята, умеющие красиво и грамотно рассказывать, а главное – неравнодушные к природе, способные с большой любовью и чувством представить экспонаты парка – дендрария. Ребята не только вникают в теоретические премудрости, но и обретают практические умения, навыки, работая в цветниках, парниках, питомнике, на опытных делянках.

Экскурсии дают возможность показать учащимся не только разнообразие растений, но и раскрыть взаимосвязи растительных организмов в природе. Способствуют углублению знаний, повышению интереса к природе, к предмету экологии и биологии. У учащихся развивается мышление, наблюдательность, они

Воспринимают материал об историческом развитии органического мира, о значении отдельных объектов для природы в целом и для человека в особенности. Ученики серьезнее начинают относиться к вопросам охраны окружающей среды и необходимости разумного использования природных ресурсов.

Проведение экскурсий в различные времена года дает богатый материал для формирования у учащихся правильных представлений о сезонном развитии природы и способствуют воспитанию эстетического отношения и любви к природе.

Экскурсии проводятся для учеников младших классов, гостей школы, которые посещают нашу школу, участниками семинаров, отдыхающими пансионата “Магадан”, детьми санатория “Горный воздух”, гостями из Великобритании.

Для облегчения экскурсионной работы юными экскурсоводами составляются подробные каталоги растений школьного дендропарка, каталоги редких видов флоры и фауны. Сделаны подробные описания экскурсионных маршрутов.

У нас накопилась уже целая гора альбомов, на которые ушли месяцы, годы труда. Вот с этим материалом мы и ездили в Москву, на ВДНХ в 1985 году. Поехали с альбомами, а назад привезли награды - кубок, диплом и 17 медалей.

4. Конкурсы, конкурсы…

Вот он, школьный дендрарий, виднеется из окон. Щедро украшена зеленью школа, особенно в дни, когда проводятся выставки цветов и конкурсы “Природа и фантазия”, “Зеркало природы” и др. Конкурсы, на которые ребята представляют поделки из природных материалов, выставки цветов, соревнование юных биологов на лучший гербарий – всё это развивает наблюдательность, формирует вкус.

А вот и книга отзывов, в которой много записей.

Например: “…Выражаем огромную благодарность школе 77, ее учительскому и ученическому коллективу, которые всегда относились с любовью к природе: к прекрасному, к цветам. Много выдумки, изобретательности, вкуса. Желаем учителям большого творческого здоровья, ребятам - продолжать и множить славные традиции Вашей школы. Желаем всем вам самого доброго в жизни

(пять подписей).

А вот еще отзыв:

“…экскурсию по дендрарию посетили слушатели семинара завучей г. Сочи. Экскурсия оставила очень приятное впечатление. Дети, проводившие экскурсию, хорошо знают растения, дают справку о данных растениях, об их хозяйственном использовании. Много интересного мы узнали о биологических особенностях некоторых растений, которые у нас на побережье обрели вторую Родину. А юным экскурсоводам пожелаем “Так держать!”. Подписи.

Дендрарий используется как “живая аудитория”, как объект прогулок и экскурсий. Есть и другие формы работы. Они многообразны. Возьмем, к примеру, общественно полезный труд. Многие дети именно на клумбах, цветниках, на делянках познают приемы обращения с сельхозинвентарем, правильную технологию посадки, прополки, поливки растений, защиты их от болезней и вредителей.

Знания, полученные на уроках, занятиях в кружках, встречи с природой, дали возможность многим учащимся избрать профессии, связанные с биологией, экологией. Ведется учет данных о поступлении учащихся в вузы, училища, экологические колледжи с 1978 года. Но и для других ребят общение с природой трудно переоценить.

5. Награды…

Школьный парк уже неоднократно отмечался грамотами, дипломами, кубком. Об этом не раз писали в прессе. Самая запоминающая награда – это, конечно 1985 год. Тогда группа учащихся была приглашена на ВДНХ СССР. Итог нашего участия в выставке – 17 медалей и Диплом третьей степени.

Но не награды и почести для нас главное. Мы мечтаем о сотрудничестве с теми школами, где также проводится биолого-экологическая работа на пришкольной территории. С радостью примем у себя гостей, все покажем и расскажем. Мы приглашаем всех к сотрудничеству и обмену опытом.

6. Цифры и факты

Знания, полученные на уроках, занятиях в кружках, встречи с природой, дали возможность многим учащимся избрать профессии, связанные с биологией.

Некоторые данные поступления учащихся по годам:

1991 год

  • медицинский институт г. Ленинград – 2 ученика
  • медицинский институт г. Кемерово – 1 ученик
  • институт физкультуры г. Краснодар – 1 ученик
  • Кубанский аграрный институт – 1 ученик
  • Медицинское училище – 4 ученика

1996 год

  • Кубанская медицинская академия – 1 ученик
  • Сочинское медицинское училище – 6 учеников

1998 год

  • медицинский институт г.Ленинград- 2 ученика
  • институт экологии и лесничества г.Майкоп – 1 ученик
  • медицинское училище – 3 ученика

2000 год

  • медицинский институт г. Саранск – 1 ученик
  • С/Х академия г. Мичуринска – 1 ученик
  • Сочинский СГУТ и КД ( факультет психологии)- 4 уч.
  • медицинское училище – 6 учеников

2001 год

  • Пермская медицинская академия- 1 ученик
  • факультет физической культуры – 4 ученика
  • медицинское училище – 6 учеников
  • факультет психологии – 3 ученика

2002 год

  • Московский медицинский институт – 1 ученик
  • Адлерский колледж (дизайн- цветовод) – 2 ученика
  • медицинское училище- 8 учеников
  • факультет психологии – 2 ученика

2005 год

  • Ростовский медицинский университет – 1 ученик
  • Московский медицинский институт – 1 ученик
  • факультет психологии – 2 ученика
  • спортивный факультет – 2 ученика
  • медицинское училище и колледжи – 4 ученика

2006 год

  • Московская медицинская академия
  • Кубанский медицинский университет – 2 ученика
  • факультет психологии – 2 ученика
  • медицинские училища и колледжи – 3 ученика

2007 год

  • медицинское училище – 9 учеников
  • Адыгейский государственный университет – 1 ученик
  • Краснодарский медицинский институт – 2 ученика
  • Майкопский медицинский институт – 1 ученик
  • Сочинский государственный университет – 2 ученика
  • Высокие результаты ЕГЭ ( ежегодно);

Победители районных олимпиад по экологии, биологии, кубановедению ежегодно)

Вся внеурочная деятельность школьников повышает интерес у учащихся к биологическим наукам, помогает в выборе специальности, углубляет знания по предмету, овладению навыками практической работы с микроскопом, изготовление микропрепаратов для использования их на уроках биологии, обучает учащихся выступать с сообщениями и небольшими докладами, принимать активное участие в конференции школьников “Первые шаги в науку”.

Внеклассная работа помогает вносить красоту в жизнь, в наш быт, хранить и поддерживать все то прекрасное, что есть в нашей школе, что создано трудом, воспитывает чувство бережливости к насаждениям.

Планета, на которой мы живем, удивительно красива. Любить и понимать природу – долг каждого человека.

7. Планы на будущее

Что же касается освоения пришкольной территории, то здесь проблем еще хватает. У нас три земельных разных уровнях, еще не совсем спланированных и не занятых посадками.

Поколения школьников меняются, но и, неизменна любовь человека к родной природе, которая в условиях нашей школы нашла столь яркое воплощение.