Цели:
- изучить определение противоположных чисел.
- научить учащихся находить для каждого числа противоположное ему число и записывать противоположные числа при помощи букв и знака минус.
- развитие логического мышления, внимания и формирование целостного представления о мире.
I. Актуализация знаний и фиксация (наблюдение) новых закономерностей
Знакомство.
Запись темы урока и объявление целей.
Проверка знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий:
1). К доске вызвать ученика заполнить таблицу:
“Дневник дежурного по лагерю” В 6 час. прибыло 15 чел. ___
в 10 час. выбыло 12 чел. ___
в 8 час. выбыло 24 чел. ___
в 11 час. прибыло 18 чел. ___
в 12 час. выбыло 10 чел. ___
Ученик получает карточку с заданием:
- Запишите (рядом) тоже самое, но вместо слов “прибыло” и “выбыло” используйте знаки “+” и “-”.
2). “Экспресс-опрос”
включить таймер на 2 мин.
На сколько вопросов мы успеем ответить?
- Какие числа расположены правее нуля?
- Какие числа называются отрицательными?
- Назовите координаты точки А (изображение на доске)?
- Назовите число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным.
- Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
- Назовите точку, имеющую отрицательную координату.
- Назовите координату точки С (изображение на доске)?
- Какую координату имеет точка, расположенная левее от нуля на 100 единичных отрезков?
- Какую координату имеет точка, расположенная правее от нуля на 18 единичных отрезков?
- Какие числа называются положительными?
3). Если останется время от 2 мин., то учащимся предлагается игра в кубик: кинуть кубик и определить, какое число выпало: отрицательное или положительное (кубик заранее изготовлен)?
4). Слайд на экране:
Объясните записи:
- Гениальный математик древности Архимед родился в – 287 году; - Гениальный русский математик Н.И. Лобачевский родился в 1792 году;
- Первые олимпийские игры в Греции состоялись в -776 году;
- Первые международные олимпийские игры состоялись в 1896 году.
5). Проверка “дневника” дежурного по лагерю.
Ученик объясняет свои ответы.
II. Постановка учебной задачи
Заметим, исходя из последней задачи, что:
“прибытие” противоположно “выбытию”.
еще: понижение противоположно?
Если есть верх, то есть и?
Тепло и?
Добро и?
Счастье и?
- такими противоположностями наполнен наш мир.
Слайды на экране: противоположности
Иллюстрации: тепло и холод, счастье и горе, добро и зло.
А как числа отражают этот факт?
Понять это – вот наша задача на уроке.
III. “Открытие” нового знания.
Предлагается разыграть небольшую “сценку”.
Представим, что перед учениками на полу координатная прямая.
Учитель будет изображать число 0
“Когда-то многие считали что 0 не значит ничего, и, как ни странно, полагали что он совсем не есть число. Но на оси средь прочих чисел он все же место получил и все действительные числа на два разряда поделил.”
Справа от учителя – положительные, а слева – отрицательные числа.
Два ученика изображают точки и отходят от учителя на 2 шага в противоположные стороны. Значит эти точки будут иметь координаты 2 и -2. Они расположены от 0 в противоположных направлениях, но на одинаковых расстояниях.
Назовите еще такие пары.
записать в тетради
Чем внешне отличаются числа в парах?
Итак, два числа, отличающиеся только знаком, называются противоположными числами.
Снять дневник с доски:
0 противоположен 0
Перегнуть числовую ось по 0 и заметить, что противоположные числа отобразились друг на друга (числовая ось изготовлена на кальке и прикреплена к доске магнитами).
Буквенная запись:
а и –а
-(-а) = а
О, многоликий минус!
Он – знак отрицательного числа.
Он – знак вычитания.
Он – знак противоположности.
IV. Первичное закрепление.
Учебник с. 155
№ 926 (устно)
Какое число противоположно:
х
-b
m
-p
y
n
V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
№ 931
Учащиеся заполняют таблицу и вклеивают в тетрадь.
Включить слайд и проверить решение по эталону.
№ 928
Найди:
а) -m,
если m = -8, то -m = 8 (у доски)
если m = -16, то -m =?16 (самостоятельно)
б) k,
если -k = 27, то k = -27 (у доски)
если -k = -35, то k =?35 (самостоятельно)
в) -(-с),
если с = 41, то -(-с) = 41 (у доски)
если с = -3,6, то -(-с) = 3,6 (самостоятельно)
если с = 0, то -(-с) = 0 (самостоятельно)
Включить слайд и проверить по эталону.
VI. Включение в систему знаний и повторение.
№ 932.
Решите уравнение:
а)
-х = 607
х = -607
б)
-a = 30,4
a = -30,4
в)
-y = - 3,4
y = 3,4
№ 930
а) если x – отрицательное, то – x – положительное
б) если x = 0, то –x = 0
в) если x – положительное, -x – отрицательное
Дополнительно:
№ 934 (а, б, в) – устно
Какие числа расположены между:
а) -8 и -5
б) -3 и 0
в) -2 и 2
Творческое задание*.
Сколько пар противоположных чисел расположено между числами -7,2 и 3,6
VII. Рефлексия деятельности.
Что нового мы узнали на уроке?
Как оцениваете свою работу?
Понравился ли урок?
Объяснить учащимся, что будет изучаться на следующем уроке?
VIII. Домашнее задание: п.27 №№ 943(у); 944; 945.