Конспект урока математики в 6-м классе "Противоположные числа"

Разделы: Математика


Цели:

  • изучить определение противоположных чисел.
  • научить учащихся находить для каждого числа противоположное ему число и записывать противоположные числа при помощи букв и знака минус.
  • развитие логического мышления, внимания и формирование целостного представления о мире.

I. Актуализация знаний и фиксация (наблюдение) новых закономерностей

Знакомство.

Запись темы урока и объявление целей.

Проверка знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий:

1). К доске вызвать ученика заполнить таблицу:

“Дневник дежурного по лагерю”

В 6 час. прибыло 15 чел. ___

в 10 час. выбыло 12 чел. ___

в 8 час. выбыло 24 чел. ___

в 11 час. прибыло 18 чел. ___

в 12 час. выбыло 10 чел. ___

Ученик получает карточку с заданием:

- Запишите (рядом) тоже самое, но вместо слов “прибыло” и “выбыло” используйте знаки “+” и “-”.

2). “Экспресс-опрос”

включить таймер на 2 мин.

На сколько вопросов мы успеем ответить?

  1. Какие числа расположены правее нуля?
  2. Какие числа называются отрицательными?
  3. Назовите координаты точки А (изображение на доске)?
  4. Назовите число, не являющееся ни отрицательным, ни положительным.
  5. Где на координатной прямой расположены отрицательные числа?
  6. Назовите точку, имеющую отрицательную координату.
  7. Назовите координату точки С (изображение на доске)?
  8. Какую координату имеет точка, расположенная левее от нуля на 100 единичных отрезков?
  9. Какую координату имеет точка, расположенная правее от нуля на 18 единичных отрезков?
  10. Какие числа называются положительными?

3). Если останется время от 2 мин., то учащимся предлагается игра в кубик: кинуть кубик и определить, какое число выпало: отрицательное или положительное (кубик заранее изготовлен)?

4). Слайд на экране:

Объясните записи:

- Гениальный математик древности Архимед родился в – 287 году;

- Гениальный русский математик Н.И. Лобачевский родился в 1792 году;

- Первые олимпийские игры в Греции состоялись в -776 году;

- Первые международные олимпийские игры состоялись в 1896 году.

5). Проверка “дневника” дежурного по лагерю.

Ученик объясняет свои ответы.

II. Постановка учебной задачи

Заметим, исходя из последней задачи, что:

“прибытие” противоположно “выбытию”.

еще: понижение противоположно?

Если есть верх, то есть и?

Тепло и?

Добро и?

Счастье и?

- такими противоположностями наполнен наш мир.

Слайды на экране: противоположности

Иллюстрации: тепло и холод, счастье и горе, добро и зло.

А как числа отражают этот факт?

Понять это – вот наша задача на уроке.

III. “Открытие” нового знания.

Предлагается разыграть небольшую “сценку”.

Представим, что перед учениками на полу координатная прямая.

Учитель будет изображать число 0

“Когда-то многие считали что 0 не значит ничего, и, как ни странно, полагали что он совсем не есть число. Но на оси средь прочих чисел он все же место получил и все действительные числа на два разряда поделил.”

Справа от учителя – положительные, а слева – отрицательные числа.

Два ученика изображают точки и отходят от учителя на 2 шага в противоположные стороны. Значит эти точки будут иметь координаты 2 и -2. Они расположены от 0 в противоположных направлениях, но на одинаковых расстояниях.

Назовите еще такие пары.

записать в тетради

Чем внешне отличаются числа в парах?

Итак, два числа, отличающиеся только знаком, называются противоположными числами.

Снять дневник с доски:

0 противоположен 0

Перегнуть числовую ось по 0 и заметить, что противоположные числа отобразились друг на друга (числовая ось изготовлена на кальке и прикреплена к доске магнитами).

Буквенная запись:

а и –а

-(-а) = а

О, многоликий минус!

Он – знак отрицательного числа.

Он – знак вычитания.

Он – знак противоположности.

IV. Первичное закрепление.

Учебник с. 155

№ 926 (устно)

Какое число противоположно:

х

-b

m

-p

y

n

V. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

№ 931

Учащиеся заполняют таблицу и вклеивают в тетрадь.

Включить слайд и проверить решение по эталону.

№ 928

Найди:

а) -m,

если m = -8, то -m = 8 (у доски)

если m = -16, то -m =?16 (самостоятельно)

б) k,

если -k = 27, то k = -27 (у доски)

если -k = -35, то k =?35 (самостоятельно)

в) -(-с),

если с = 41, то -(-с) = 41 (у доски)

если с = -3,6, то -(-с) = 3,6 (самостоятельно)

если с = 0, то -(-с) = 0 (самостоятельно)

Включить слайд и проверить по эталону.

VI. Включение в систему знаний и повторение.

№ 932.

Решите уравнение:

а)

-х = 607

х = -607

б)

-a = 30,4

a = -30,4

в)

-y = - 3,4

y = 3,4

№ 930

а) если x – отрицательное, то – x – положительное

б) если x = 0, то –x = 0

в) если x – положительное, -x – отрицательное

Дополнительно:

№ 934 (а, б, в) – устно

Какие числа расположены между:

а) -8 и -5

б) -3 и 0

в) -2 и 2

Творческое задание*.

Сколько пар противоположных чисел расположено между числами -7,2 и 3,6

VII. Рефлексия деятельности.

Что нового мы узнали на уроке?

Как оцениваете свою работу?

Понравился ли урок?

Объяснить учащимся, что будет изучаться на следующем уроке?

VIII. Домашнее задание: п.27 №№ 943(у); 944; 945.